Альберт Мицевич о доверенных советниках

Мицевич Альберт, директор Департамента по работе с персоналом ООО «БИН Страхование»

1. Вопрос доверительного советника складывается еще в детстве. И у каждого на этот счет свои мысли и критерии. С детства моими самыми доверенными и близкими людьми были, безусловно, родные – мама, бабушка и дедушка. Они никогда не ставили наши отношения в поле «старший всегда прав, а ты сиди, слушай и запоминай». Самые важные действия и решения с их стороны мне объяснялись, а не доводились как безусловное указание. Это я запомнил на всю жизнь.

2. Наблюдая за миром бизнеса, можно наблюдать несколько типов доверительных отношений. Чаще всего я сталкивался с тем, что в компаниях роль доверенного советника для руководителя играл человек, давно с ним работающий и заслуживший определенный «кредит доверия». Присутствие в компании приглашенных профессиональных советников, так называемых «коучей», которые могут оценить бизнес-процессы компании, не опираясь на личные мотивы, я не встречал.

3. Слухи на фирме – дело нередкое. Источником распространения слухов является информационный вакуум вокруг сотрудников. Поэтому правильная коммуникация с людьми, работающими на компанию – важнейшая функция руководителей всех уровней.
Ну и, конечно, в компании всегда найдется 2-3 сотрудника, для которых слухи и сплетни – важная часть жизни на работе.

4. Как появляются "серые кардиналы"? Чаще всего это опытные, давно работающие сотрудники, имеющие неформальный авторитет, зачастую даже больший чем у их руководителей. Они «пересидели» множество начальников, но сами формально руководить не стремятся. Для «серых кардиналов» такая позиция очень удобна: они авторитетны, к ним прислушиваются, но вместе с тем ответственность за их советы всегда несет кто-то другой.

5. Проблемой для руководителя доверенные советники могут стать только в одном случае – если руководитель не смог разделить понятие «работа» и «личные взаимоотношения» со своим доверенным лицом.

6. Чтобы проблем в будущем не возникало, нужно делить «личное» и «рабочее». Вести себя с доверенными советниками, как с подчиненными, а не как с другом по школе.

7. Как подбирать доверенных советников - трудно сказать. У меня доверенного советника никогда не было, привык сам отвечать на вопросы и принимать решения. Думаю, если у меня возникнет когда-либо потребность в советнике, я обращусь к профессиональному коучу.

8. Чтобы расставаться с доверенным советником без последствий, просто не нужно близко подпускать его, тогда не возникнет проблем при расставании. Ну, а если такое уже случилось – расставаться с некоторой компенсацией и подписанием документа о неразглашении коммерческой тайны.

9. "Обиженные" бывшие доверенные советники могут принести самые разные последствия. Зависит от степени их информированности.