Клеёнкина Татьяна - Компания "Фили-Бейкер"

Компания "Фили-Бейкер" специализируется на производстве кондитерских изделий и существует на российском рынке более 15 лет. Компания неоднократно побеждала на российских и международных конкурсах кондитерской промышленности. Численность сотрудников - 600 человек.

Клеёнкина Татьяна в 2001 году окончила Московский Государственный Университет Культуры и Искусств (Факультет «Организация и Управление», квалификация «менеджер»). В компании работает с 2005 года, до 2006 года на позиции «менеджер», с 2006 года и по настоящее время - заместитель начальника отдела продаж. Татьяна занимается подбором персонала, поэтому тема "Кризис кадров" для неё близка и актуальна.

Едва ступив на территорию Фили-Бейкер, я почувствовала ароматы выпечки, и наша беседа, естественно, началась с того, что мне принесли чай с пирожными – продукцией предприятия.

Так в чем же для Вас выражается этот «Кризис кадров»?

Когда на собеседования приходят десятки кандидатов, имеющих документы о высшем образовании, но при этом не имеющих понятия о полученной профессии, становится не по себе. А глядя на современную систему образования, начинаешь понимать, что дальше будет только хуже. Поэтому, стараюсь отбирать, обучать, развивать и расширять свою команду профессионалов и единомышленников.

Кого именно не хватает?

Как это ни банально звучит… не хватает квалифицированных кадров, которые действительно были бы профессионалами не по названию специальности и квалификации в дипломе, а на деле. Мне обидно за нашу систему образования - к сожалению, сейчас она настолько некачественная, что страшно подумать, что будет лет через 20, когда те, кто получает образование сейчас, будут учить наших детей. Сейчас многие люди не имеют принципов, а, как говорил герой романа В.Пикуля «На задворках Великой империи» князь Мышецкий: «Человек без принципов – животное. Узколоб, узкоглаз, широкорот и мерзок ». Для меня в своё время было делом принципа получить диплом с отличием в колледже, затем поступить на бюджетное отделение в университет, доказать всем, и прежде всего себе, что работу можно найти благодаря своим знаниям и умениями, а не благодаря связям.

Многие сейчас полагают, что раз они заплатили за образование, для них все двери открыты и их везде ждут. Они не понимают, что ждут квалифицированных специалистов, а не человека просидевшего пять-шесть лет в институте. Рынок труда сейчас заполонили менеджеры, юристы, экономисты, но среди огромного количества кандидатов так трудно найти грамотного менеджера. Претенденты на рабочее место зачастую даже не знают, что означает слово «менеджер», хотя человек при этом отучился пять лет по специальности, которая называется «менеджмент». Проводя собеседование, я часто задаю кандидату вопрос: «За какую сумму Вы готовы продать свой труд?» Что я слышу в ответ?.. Либо непонимание этого вопроса, либо неадекватные суммы, а самое главное, человек не может мне доказать, что его труд этих денег стоит. Ответ «мне эта сумма нужна для жизни», говорит о том, что у нас не учат профессионально расти, нарабатывать опыт и вместе с этим повышать свои материальные доходы, у нас учат «получать» и хотеть.

Отсутствие целеустремленности – бич нашего времени. Интересуясь у кандидатов об их жизненных целях, я понимаю, что у большинства эти цели сводятся к материальному достатку. Но разве мы живем для того, чтобы есть?..

Вам нужны «идеальные солдаты» или «думающие генералы»?

Это, пожалуй, продолжение темы целеустремленности: на моём уровне ответственности мне нужны солдаты, которые мечтают стать генералами, и те, кто действительно к этому стремятся, обязательно генералами становятся. Всегда своим менеджерам говорю: «вы - менеджеры, а значит управленцы, управляющие своим участком работы, и как вы его организуете, такую прибыль и получите». Я стараюсь научить их относиться к своему участку работы как к своему маленькому бизнесу, воспитывать в них чувство ответственности не только за себя, но и за весь результат в целом.

А почему Вы не можете «переформатировать» тех, кто к Вам приходит на собеседование?

Сейчас я именно так и поступаю - «форматирую».

Если ещё пару лет назад на должность менеджера по продажам, я приглашала специалиста только с менеджерским образованием и стажем работы по специальности от года, то сейчас мне проще научить человека работать так, как нужно мне, согласно основным принципам компании. Я уже говорила, что многие фирмы пытаются работать по западным технологиям, но без адаптации этих технологий для российского рынка, они малоэффективны. Часто люди используют западную терминологию, даже не понимая значения этих терминов. Н есть же поговорка «что русскому хорошо, то немцу смерть», которая иллюстрирует различия менталитетов, и если руководители хотят работать по технологиям, разработанным за рубежом, они обязательно должны учитывать национальные особенности и устои нашего общества.

Сейчас мне проще взять на работу человека, у которого будет непрофильное образование, но в котором я вижу потенциал: целеустремленность, желание работать именно в нашей сфере, способность принимать креативные решения и ответственность. Безусловно, я дам такому кандидату шанс учиться и расти в нашей компании. Тем более, что у меня даже разработана своя программа «Курс продаж», которая адаптирована для понимания сотрудником с любым уровнем образования и опыта. Я сделаю все, что от меня будет зависеть, чтобы научить сотрудников управлять своим заработком, а не сидеть на окладе «от звонка до звонка». Ведь только от степени их ответственности, знаний и умений зависит их финансовое благополучие. И систему мотиваций, конечно, никто не отменял. 

Беседовала Эльмира Парунова, elli-22@mail.ru