Отраслевое соглашение по организациям нефтяной и газовой промышленности необходимо привести в соответствие с ТК РФ

Алексей Яковлевич Петров, доктор юридических наук, профессор

/Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»/

Социальное партнерство в сфере труда: Отраслевое соглашение по организациям нефтяной и газовой промышленности необходимо привести в соответствие с ТК РФ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные практические вопросы совершенствования правового регулирования социального партнерства в организациях нефтяной и газовой промышленности России.

Ключевые слова

Отраслевое соглашение по организациям нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования социально – партнерских отношений в отрасли.

На основе анализа Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2011 – 2013 годы попытаемся сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования социально – партнерских отношений в этой важной отрасли экономики.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективных договоров (соглашений в Организациях), осуществлении контроля их выполнения, а также реализации права на участие в управлении Организацией представляют первичные, объединенные и межрегиональные профсоюзные организации, входящие в структуру Профсоюза, на соответствующем им уровне социального партнерства (далее - профсоюзные организации).

Вместе с тем согласно части 2 ст. 29 Трудового кодекса РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Однако в ст. 45 ТК РФ дано иное определение этого понятия. В частности, Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Далее согласно пункту 1.5. Соглашение основано на принципах:

- добровольности принятия работодателями, работниками и их представителями обязательств;

содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленным и трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 46 Трудового кодекса РФ в соглашении могут включаться обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. Вопреки закону во многих разделах Соглашения сформулированы не обязательства его сторон, а обязанности работодателей (иногда работников).

Так, в разделе II «Взаимоотношения сторон» указано, что работодатели обязуются принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения выборного органа соответствующей профсоюзной организации. Коллективными договорами, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с соответствующим выборным органом профсоюзной организации (пункт 2.2.1.). Кроме того, данный пункт не согласуется со ст. 8 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с частями 1 - 3 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Работодатели также обязуются принимать меры, направленные на обеспечение роста реальной заработной платы в соответствии с вкладом работников в конечные результаты деятельности соответствующих Организаций (пункт 2.2.3). Но такое положение не совсем соответствует ст. 132 ТК РФ, согласно которой заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Кроме того в ст. 129 Кодекса в определении понятия заработной платы справедливо указано и в зависимости от условий выполняемой работы.

Целесообразно уточнить положение пункта 2.2.5. Соглашения о том, что работодатели обязаны знакомить работников с коллективным договором и приложениями к нему, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к их социально-трудовым правам и трудовым функциям. Согласно ст. 68 Трудового кодекса РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Несколько не точен и пункт 2.3.3. Соглашения о том, что работники обязуются воздерживаться от объявления забастовок в период действия Соглашения при условии выполнения работодателями принятых на себя обязательств. В ст. 41 ТК РФ предусмотрено, что в коллективный договор могут включаться обязательства работников по вопросу отказа от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

Представляется не уместными следующие пункты Соглашения, предусматривающие обязанности работников:

- соблюдать требования охраны труда (2.3.4..);

- соблюдать дисциплину труда (2.3.5.).

- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), в рамках своих трудовых обязанностей принимать меры к обеспечению его сохранности (2.3.6.).

Указанные положения дублируют основные трудовые обязанности работника (ст. 21 ТК РФ).

Во многом дублируют Трудовой кодекс РФ положения раздела 3 Соглашения «Оплата труда», в отношении установления заработной платы. Так, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются непосредственно в Организациях в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и настоящим Соглашением.

Для сравнения, в ст. 135 ТК РФ закреплено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Однако нельзя не заметить, что в ст. 135 ТК РФ более точно сформулирована норма о том, что системы заработной платы устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, а не «непосредственно в организациях», например, приказами (распоряжениями) работодателя.

Не совсем точен пункт 3.3. Соглашения о том, что индексация (повышение) заработной платы работников в целом по Организации осуществляется на прогнозируемое повышение индекса потребительских цен на соответствующий год с учетом данных Министерства экономического развития Российской Федерации. В соглашениях, коллективных договорах может быть принят иной порядок индексации, обеспечивающий более высокий уровень индексации заработной платы работников.

В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Применительно к организациям, которые не финансируются из соответствующих бюджетов, индексация заработной производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Не основан на законе пункт 3.4. Соглашения о том, что положения о системах оплаты труда и перечень действующих в Организации норм труда включаются в коллективные договоры в качестве приложений (см. ст. 135 ТК РФ).

Не точен пункт 3.5. о том, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих. Квалификационный уровень руководителей, специалистов и служащих устанавливается с учетом Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Вместе с тем, в ст. 143 ТК РФ предусмотрено, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
В принципиальном смысле не несут должной смысловой нагрузки следующие положения:

Районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Урала и Дальнего Востока устанавливаются в размерах не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации (3.6.).

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации3.7.

Доплаты работникам, работающим в многосменном режиме (для Организаций, где установлен такой режим работы), за работу в ночное время производятся в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час) за каждый час работы в ночную смену. Смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время, считается ночной (ночным является время с 22 до 6 часов). Размер доплаты исчисляется за каждый час работы в ночную смену от тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час), включая доплаты за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда.
Доплата за работу в ночное время устанавливается в соответствии с законодательством 3.8.

А пункт 3.9. Соглашения о том, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения Организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в порядке и размерах не менее установленных для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета по существу дублирует часть 1 ст. 302 ТК РФ.

Название раздела 4. «Режимы труда и отдыха» не соответствуют разделам IY – Y Трудового кодекса РФ. Аналогично пункт 4.1., в котором предусмотрено, что режимы труда и отдыха в Организациях устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством, Соглашением, коллективными договорами и локальными нормативными актами.

В данном контексте не учтено, что ТК РФ не закрепляет положение о режимах (режиме) отдыха. Да и не может закреплять, ибо это нелогично и даже абсурдно.

И как следствие, не согласуется с названием раздела пункт 4.3. Соглашения, предусматривающий следующее положение: «Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами».

Кроме того данное положение полностью дублирует статью 116 ТК РФ. Естественен вопрос: для чего нужна эта норма Соглашения?

Аналогично не несет никакой смысловой нагрузки пункт 4.4. о том, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами и локальными нормативными актами. Более того в этом пункте допущена неточность, так как после термина «вредными» пропущены слова «и (или) опасными».

Не к месту в разделе IY. «Режимы труда и отдыха» предусмотрен пункт 4.5.,согласно которому работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение в порядке и на условиях, определенных коллективным договором, локальным нормативным актом Организации. Этот пункт (точнее фрагмент ст. 153 ТК РФ) можно было закрепить в разделе 3. Оплата труда, но только в соответствие с данной статьей. Однако есть и другой предпочтительный вариант: исключить его из Соглашения, так как ст. 153 ТК РФ детально регулирует оплату труда в выходные и нерабочие праздничные дни.

С учетом известной научно обоснованной системой трудового права России разделы III и IY Соглашения следовало бы поменять местами.

Содержание раздела Y. «Содействие занятости» не совсем согласуется со ст. 25 Закона Российской Федерации о занятости населения Российской Федерации, предусматривающий положения об участии работодателей в обеспечении занятости населения.

Так, пункт 5.1. предусматривает, что работодатели обеспечивают:

- разработку с участием профсоюзной организации мероприятий по содействию занятости своих работников, включаемых в коллективный договор.
- Применение Рекомендаций по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 29 апреля 2009 года.

Предоставление работнику, предупрежденному в установленном законом порядке об увольнении в связи с ликвидацией Организации (филиала), по сокращению численности или штата работников Организации, одного дня в месяц для поиска работы с сохранением среднего заработка.

Участие профсоюзной организации в разработке мероприятий, направленных на поддержание баланса интересов работников и Организации при проведении ее реорганизации и других структурных изменений.

Своевременное, не менее чем за три месяца до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата и возможного расторжения трудовых договоров с работниками, сообщение в письменной форме выборному органу профсоюзной организации о предстоящих массовых увольнениях работников и сроках их проведения.

Массовым увольнением считается увольнение из Организации по инициативе работодателя 50 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Профсоюзные организации с учетом пункта 11.5 Соглашения оказывают консультативную и правовую поддержку работникам при реорганизации Организаций и высвобождении работников.

Таким образом, раздел Y. Соглашения сориентирован на содействие занятости преимущественно при проведении мероприятий, связанных с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников и решение сугубо своих отраслевых проблем занятости.

В разделе Y Соглашения не учтено следующее. Ст. 25 Закона РФ о занятости населения предусматривает, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости соответствующую информацию и т.д.
Вряд ли уместен в разделе Y. пункт 5.2., согласно которому при проведении аттестации работников в состав аттестационной комиссии включается представитель профсоюзной организации. Кроме того содержание его не совсем соответствует закону. Так, в ст. 82 Трудового кодекса РФ закреплено, что при проведении аттестации, которая может служить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой ст. 81 ТК РФ в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. В целом ст. 82 ТК РФ относится к вопросу о гарантиях прав работников при увольнении их по инициативе работодателя.
Вместо взаимных обязательств сторон Соглашения, как это предусматривает ст. 46 ТК РФ, в разделе YI. «Охрана труда» работодатели:
- Обеспечивают безопасные условия и охрану труда работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и Соглашением.

Организуют проведение поэтапной аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с нормативным правовым актом, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В состав аттестационной комиссии Организации включаются представители профсоюзных организаций, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда Профсоюза.

Обеспечивают за счет собственных средств (в том числе и посредством добровольного медицинского страхования) обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников в соответствии с законодательством, а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

Организуют профессиональную переподготовку и предоставляют работнику в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья, в соответствии со статьей 73 Трудового кодекса РФ.

Принимают меры по медико-санитарному обслуживанию работающих, по оздоровлению работников за счет собственных средств (в том числе и посредством добровольного медицинского страхования), а также за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

Обеспечивают приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В случае необходимости в соответствии с коллективным договором выдают работникам сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и (или) обезвреживающие средства сверх типовых норм.

Обеспечивают бесплатно работников на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, а на работах с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактическим питанием по установленным законодательством Российской Федерации нормам.

Ежегодно разрабатывают соглашение по охране труда, обеспечивают финансирование и выполнение включенных в него мероприятий.

Организуют контроль состояния и условий охраны труда в Организациях.

Финансируют работу комитета (комиссии) по охране труда, выделяют помещения, предоставляют средства связи и др. материальное обеспечение, обеспечивают необходимой нормативно-технической документацией, организуют согласно установленному положению обучение и аттестацию членов комитета (комиссии) по охране труда за счет средств Организации или за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

6.1.10. Обеспечивают работу уполномоченных по охране труда Профсоюза, организуют их обучение охране труда за счет средств Организации в соответствии с коллективным договором, представляют им время для осуществления функций контроля.

Обеспечивают участие представителей Профсоюза, уполномоченных по охране труда Профсоюза в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (6.1.).

Таким образом, в разделе YI Соглашения произошла подмена субъектов социального партнерства.

Согласно пункту 6.2. Соглашения Профсоюз проводит среди работников разъяснительную работу, направленную на формирование ответственной позиции работников в части соблюдения требований охраны труда, бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также безопасности и здоровью коллег по работе. Закономерен вопрос: какой профсоюз? Ведь субъектом трудового права выступает конкретный профсоюзный орган, а не абстрактный профсоюз.

Аналогично, в разделах YII. Социальные гарантии и компенсации и YIII. Социальные гарантии работающим женщинам и другим лицам с семейными обязанностями вместо обязательств одной из сторон (или взаимных обязательств обеих сторон) Отраслевого соглашения Работодатели в соответствии с законодательством, коллективными договорами обеспечивают:

Единовременную денежную выплату для возмещения вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний...

Возмещение расходов на погребение, сверх установленных законодательством, в случае смерти работника в результате несчастного случая, связанного с производством либо профессиональным заболеванием, а также смерти инвалида труда, наступившей вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания.

Выплату единовременного пособия при увольнении работника в связи с выходом на пенсию. Порядок выплаты и размер пособия определяются в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Выплату материальной помощи работнику при уходе в отпуск на условиях и в порядке, определенном коллективным договором.

Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам с сохранением средней заработной платы в случаях:
рождения ребенка;
собственной свадьбы;
свадьбы детей;
в связи с Днем знаний (1 сентября) матерям либо другим лицам, воспитывающим детей-школьников младших классов (1 - 4 класс);
смерти ближайших родственников (супругов, детей, родителей, родных сестер и братьев).

Количество дней дополнительного отпуска для каждого случая определяется коллективным договором, локальным нормативным актом Организации.

Осуществление мер по финансово-экономической поддержке детского оздоровительного отдыха, не допуская сокращения обеспеченности детей работников путевками (полисами) в детские оздоровительные учреждения.

Работодатель в соответствии с коллективным договором частично оплачивает стоимость путевок для детей работников в детские оздоровительные учреждения.

Содействие работникам в приобретении жилья в соответствии с порядком, установленным в Организации.

Осуществление добровольного страхования работников (пенсионного, медицинского) с учетом финансово-экономического положения Организаций.

Компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, а также на оплату стоимости проезда и провоза багажа при переезде в порядке и размерах не ниже предусмотренных для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

7.1.10. Доплату к пособию по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, исчисленному в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", с учетом средней заработной платы соответствующего работника.

Величина и условия доплаты устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом (пункт 7.1.).

Выплату одному из родителей, работающему в Организациях, при рождении ребенка единовременного пособия в размере, определяемом коллективным договором, локальным нормативным актом.

Выплату работнику (матери, отцу или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, ежемесячного пособия в размере, определяемом коллективным договором, локальным нормативным актом, но не менее размера, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и т.д. (пункт 8.1.).

Кроме того вряд ли правильно относить к социальным гарантиям следующие положения:

предоставление при наличии производственной возможности скользящего (гибкого) графика работы женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, по их просьбе;

организацию при необходимости профессионального обучения (переобучения) и повышения квалификации женщин, возвращающихся из отпуска по беременности и родам, а также женщин и других лиц с семейными обязанностями, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком, в соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом (пункт 8.1.).

Представляется не совсем обоснованными такие положения как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в случаях собственной свадьбы и свадьбы детей. Для сравнения в ст. 128 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы в случае регистрации брака, а не «свадьбы».

Следовало бы также уточнить положение о том, что «Работодатели в соответствии с законодательством, коллективными договорами обеспечивают», а именно: «Работодатели в соответствии с законодательством, иными нормативными правовыми актами, настоящим Соглашением, коллективными договорами и локальными нормативными актами» и далее по тексту.

Название и содержание раздела 9. Участие представителей работников в управлении организацией не соответствует главе 8 Трудового кодекса РФ, так как эта глава предусматривает «Участие работников в управлении организацией». Согласно же пункту 9.1. Работодатели:

Создают условия для реализации права Профсоюза по уполномочию работников иметь в соответствии с п. 3 статьи 16 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" своих представителей в коллегиальных органах управления Организацией при рассмотрении социально-трудовых вопросов и связанных с ними экономических отношений.

Предоставляют профсоюзной организации информацию по вопросам реорганизации или ликвидации Организации, введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также по другим вопросам, предусмотренным законодательством, учредительными документами Организации, коллективным договором и настоящим Соглашением.

Обеспечивают участие представителя профсоюзной организации при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) Организации, в осуществлении проверки сумм требования кредиторов и других документов, представленных в обоснование банкротства и т.д.

Особо примечателен пункт 9.2. Соглашения, в соответствии с которым при участии в управлении Профсоюз обязуется:

Не разглашать и принимать меры к охране информации, отнесенной к коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, которая была получена от работодателей.

Оказывать содействие работодателям при решении вопросов, связанных с деятельностью Организаций, в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и т.д.

По существу не учтено, что основные формы участия работников в управлении организацией устанавливает ст. 53 ТК РФ. Кроме того в ней закреплено, что иные формы, определяются настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами (а не соглашением).

Соглашение содержит также иные неточности и пробелы, в том числе принципиального характера.