Налоги на недвижимость пенсионерам

Автор: Светлана Казакова

Данные изменения направлены на поддержание уровня жизни населения достигшего возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, или так называемого пенсионного возраста, в контексте понятий, существовавших в российском налоговом и трудовом законодательстве до внесения изменений проводимой пенсионной реформой, вступающих в силу 01 января 2019 года.

С 1 января 2019 года пенсионный возраст для российских мужчин повысится до 65 лет (ранее он составлял 60 лет), а для женщин – до 60 лет, (ранее – 55 лет). Произойдет это не сразу, а поэтапно — ежегодно возраст выхода на пенсию будет увеличиваться на один год. Закончится этот процесс к 2028 году. Основная цель нового закона — уменьшить число пенсионеров и наполнить пенсионный фонд, дефицит которого в 2018 году оценивается примерно в 265,5 млрд рублей.

Одновременно с повышением возрастных рамок выхода на пенсию, предусмотрен ряд мер, направленных на поддержание благосостояния граждан, в первую очередь, граждан предпенсионного возраста:

  • перенос даты индексации пенсий на 1 января, вместо 1 февраля, начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом. Такие корректировки, по планам правительства, позволят в среднем увеличивать размер пенсий на 1000 рублей. После 2024 года пенсии будут индексировать два раза в год;
  • возможность выхода на пенсию женщин с тремя детьми на три года раньше срока, с четырьмя — на четыре года, с пятью и более — в 50 лет;
  • Увеличение максимального размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста с 4900 рублей до 11280 рублей, начиная с 1 января 2019 года, период выплаты будет установлен в один год.
  • возможность оформить пенсию раньше на полгода тем, кто должен был выйти на нее в 2019 и 2020 годах;
  • сокращение стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, до 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин;
  • надбавка в 25 % к страховой пенсии для неработающих пенсионеров, проживающих в селе, стаж которых в сельском хозяйстве составляет не менее 30-ти лет.

В рамках проводимой пенсионной реформы предполагается также принятия ряда иных мер, путем внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, направленных на поддержку тех категорий граждан, кого данная реформа затронула в первую очередь, то есть лиц предпенсионного возраста, а именно:

  • Установление для работодателей административной или даже уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста или за отказ в приеме на работу таких граждан по причине их возраста.
  • Оставить прежними действующие условия назначения пенсии для коренных малочисленных народов Севера.
  • Сохранение всех федеральных льгот на недвижимость, а также налоговых льгот, действующих на 31 декабря 2018 года, в течение всего переходного периода.

Очевидно, что вводимые Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ изменения являются частью вышеизложенной концепции.

Итак, до 01 января 2019 года при определении налоговой базы земельного налога, как кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса, а именно земельных участков, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог, уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении предусмотрено для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Начиная с 01 января 2019 года, аналогичное уменьшение налоговой базы будет применяться также в отношении физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года. То есть женщины, достигшие 55 летнего возраста и мужчины, достигшие 60 летнего возраста, обладающие всеми признаками, необходимыми для выхода на пенсию, но утратившие данное право в связи с изменениями пенсионного законодательства, также будут являться субъектами предоставления указанного уменьшения налоговой базы земельного налога. Уменьшение налоговой базы производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет. Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Необходимо помнить, что при непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Аналогично, в отношении налога на имущество физических лиц, ст. 407 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрены налоговые льготы. Объектом налога на имущество физических лиц является расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, а именно жилой дом; квартира и/или комната; гараж и/или машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иное здание, строение, сооружение, помещение. По общему правилу налоговая база налога на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении налога на имущество физических лиц ст. 407 Налогового Кодекса Российской Федерации установлены налоговые льготы. До 01 января 2019 года правом на налоговую льготу обладали, в том числе, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. С 01 января 2019 года пункт 10 части 1 статьи 407 НК РФ дополнен подпунктом 10.1, согласно которому правом на налоговую льготу обладают также физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года. Необходимо подчеркнуть, что согласно положениям Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При этом, при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира, часть квартиры и/или комната; жилой дом или часть жилого дома; для физических лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования; хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Необходимо понимать, что налоговая льгота не предоставляется автоматически. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, начиная с 01 января 2019 года женщины, достигшие 55 летнего возраста и мужчины, достигшие 60 летнего возраста, обладающие всеми признаками, необходимыми для выхода на пенсию, но утратившие данное право в связи с изменениями пенсионного законодательства, имеют право обратиться с заявлением о предоставлении налоговой льготы в отношении налога на имущество физических лиц.

В настоящий момент реализация предоставленного с 01 января 2019 года права на налоговую льготу по налогу на недвижимость для граждан - женщин, достигших 55 летнего возраста и мужчин, достигших 60 летнего возраста, обладающие всеми признаками, необходимыми для выхода на пенсию не представляется затруднительной по следующему обстоятельству. Сама формулировка «обладающие всеми признаками, необходимыми для выхода на пенсию» содержит в себе ряд вопросов, которые еще предстоит решить правоприменительной практике, однако, произошедшие с 01 января 2018 года изменения в порядке предоставления налоговых льгот значительно упрощают их получение. Так, если до 01 января 2018 года для получения налоговой льготы на имущество пенсионеру необходимо было в заявительном порядке направить комплект документов в ИФНС по месту жительства пенсионера с приложением:

  • заявления о предоставлении льготы на имущество пенсионеру;
  • копии паспорта РФ гражданина;
  • копии пенсионного удостоверения;
  • копии документа, подтверждающего право собственности пенсионера на имущество, которое будет освобождено от налога;
  • копии ИНН,

то есть статус субъекта применения нормы подтверждался пенсионным удостоверением пенсионером самостоятельно. То, с 01 января 2018 года поправками в Налоговый Кодекс РФ внесены изменения, отменяющие необходимость предоставления указанного перечня документов.

Поскольку в случае со «всеми признаками, необходимыми для выхода на пенсию», кроме очевидного – возраста, возможность подтверждения статуса лица, которому предоставлено право на налоговую льготу предоставляется затруднительной, то отсутствие у граждан, которым законодательством предоставлены налоговые льготы, обязанности вместе с заявлением представлять документы, подтверждающие наличие у них права на льготу разумно и делает возможность использование налоговой льготы более доступной. Налоговые органы уполномочены самостоятельно направлять запросы в профильнык ведомства, которые и предоставят все необходимые документы. Межведомственное взаимодействие в данном случае может избавить лиц, которым льгота предоставлена, от необходимости получать дополнительные документы, подтверждающие статус обладателя льготы. Такой порядок предоставления льготы в случае с гражданами - женщинами, достигших 55 летнего возраста и мужчинами, достигших 60 летнего возраста, обладающими всеми признаками, необходимыми для выхода на пенсию представляется наиболее удобным и приемлемым. Сложности могут возникнуть лишь в случае, если налоговой инспекции не удастся получить ответ на свой запрос в порядке межведомственного взаимодействия или ответ будет отрицательным. В этом случае, согласно разъяснениям ФНС России, налогоплательщик получит уведомление от налоговой инспекции, какую именно информацию получить не удалось и какие документы необходимо предоставить гражданину самостоятельно.