Служебное жилье депутатов

Автор: Татьяна Кочанова

В большинстве случаев служебное жилье является настоящим спасением для лиц, которые трудятся на благо государства, но при этом не обладают собственной жилплощадью. Предоставление служебного жилья является мерой поддержки государственным и муниципальным работникам. Депутаты как «слуги народа» в соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Служебное жилое помещение предназначено для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживают несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. В качестве служебных в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме.

Что касается депутатов Государственной думы, то обеспечение их служебным жильем относится к полномочиям Управделами президента РФ при взаимодействии с аппаратами верхней и нижней палат. Условия предоставления служебного жилья депутатам предусмотрены Законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы». Квартира выделяется указанным категориям граждан в течение периода осуществления полномочий.

При этом жилье выделяется исходя из критериев предоставления служебного жилья, которые одинаковы для всех госслужащих. Так, расчет метража осуществляется, учитывая количество членов семьи. Если же претендент или его ближайшие родственники обладают своим жильем в Москве или Подмосковье, служебная квартира ему не предоставляется вообще.

Аналогичные требования предъявляются к депутатам органов местного самоуправления.

Следует ли говорить, что представляемое служебное жилье является для депутатов крайне заманчивым и покидать обжитые стены они зачастую не хотят?

Вопрос о выселении депутатов Государственной думы из служебных квартир стоит уже не первый год. Данная проблема возникает фактически при каждом очередном созыве, так как обнаруживаются парламентарии, которые отказываются освободить служебное жилье, причем самым настойчивым удается растянуть процесс выезда из депутатской квартиры на десятилетия.

В итоге Управление делами президента было вынуждено обращаться в суд для получения решения на выселение. Процесс выселения происходит с участием приставов-исполнителей. Известны случаи, когда им приходилось вскрывать двери в служебных квартирах депутатов.

Одним из наиболее показательных и известных случаев является выселение депутата Валентина Михайлова, которое произошло в 2014 году, хотя срок депутатских полномочий его истек еще в 1996 году.

Но данная ситуация характерна и для представителей органов местного самоуправления.

Так, решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 04.05.2018 № 2-1705/2018 по делу № 2-1705/2018 были удовлетворены требования администрации главы и правительства РД к М. о выселении из служебного жилого помещения.

В обоснование своих требований истец указал, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, включено в число служебных и находится в ведении администрации главы и правительства Республики Дагестан. Ответчик М. в соответствии с договором найма служебного жилого помещения от 30.12.2009 № 14 является нанимателем служебного жилого помещения.

Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 24.10.2012 № 405- V НС полномочия депутата Народного Собрания РД М. были досрочно прекращены, и он был освобожден от должности заместителя председателя комитета Народного Собрания Республики Дагестан по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений с 19.10.2012 в связи с избранием его главой муниципального образования Унцукульский район.

На основании ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 30 Закона Республики Дагестан «О статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан», договор найма служебного жилого помещения от 30.12.2009 № 14 между истцом и ответчиком прекратил свое действие (согласно п. 18 договора).

Просит суд признать М. утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, обязать его в 10-дневный срок освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного кодекса.

По смыслу приведенных выше норм права прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Согласно ст. 30 Закона Республики Дагестан «О статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан» депутату Народного Собрания, работающему на постоянной профессиональной основе и не имеющему в городе Махачкале жилой площади, по его заявлению не позднее 6 месяцев со дня начала работы Народного Собрания данного созыва предоставляется служебная жилая площадь для проживания, в том числе с членами семьи, которую он обязан освободить в срок не позднее трех месяцев со дня прекращения его депутатских полномочий, либо возмещаются расходы по найму жилого помещения.

На основании изложенного исковые требования были удовлетворены.

Следует отметить, что практика, касающаяся выселения депутатов из служебного жилья, на данный момент весьма неоднозначна.

Если у иногороднего депутата есть несовершеннолетние дети, которые проживают с ним, суд может учесть интересы несовершеннолетних. При рассмотрении подобных дел обязательно привлекаются органы опеки и попечительства, мнение которых должно быть учтено судом.

Так, Кемеровский областной суд признал законным удовлетворение встречного иска депутата М. в интересах своей несовершеннолетней дочери. Суд установил, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, включено в число служебных. Данное помещение было передано М. и его семье по договору найма служебного жилого помещения в связи с осуществлением им полномочий депутата. Иного жилья на территории Кемеровской области он не имеет. Полномочия депутата М. прекратились в «дата». В обоснование своих требований о продлении срока найма служебной квартиры он указал, что иного места жительства в Кемеровской области его семья не имеет. В служебной квартире проживает совместно с несовершеннолетней дочерью, которая является ученицей школы, посещает музыкальную школу, состоит на учете в детской поликлинике с рядом хронических заболеваний, вынуждена проходить периодическое лечение в местной детской больнице. Органы опеки и попечительства выступили на стороне М.

Кемеровский областной суд, рассмотрев жалобу Областного прокурора на продление срока найма жилого помещения М. и его семьей, пришел к выводу, что данное решение является обоснованным и законным.

Следует отметить, что, несмотря на то что служебное помещение представляется депутатам на общих основаниях, но все же их положение в итоге оказывается привилегированным, хоть и без законных оснований. Так, Законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы» помимо предоставления непосредственно помещения предусмотрены также мебель, оргтехника (в том числе персональный компьютер, подключенный к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительная техника, аппарат факсимильной связи), средства связи.