Чиновник сколотил состояние на «мертвых

Чиновник сколотил состояние на «мертвых душах»

В Екатеринбурге начальник жилищного отдела одного из районов города готовится предстать перед судом по уголовному делу, тома которого можно смело озаглавить «Мертвые души». Вместо того чтобы давать муниципальные квартиры, освободившиеся после смерти хозяев, очередникам (а их в районе пять тысяч), он сдавал площади в аренду. Из уголовного дела следует, что чиновник вместе со своим сыном, по сути, организовал риэлторский бизнес на социальном жилье.

Источник: НТВ

«Прогнило что-то в датском королевстве, вы не чувствуете???» Прискорбно, что подобные ситуации происходят в нашей стране. В большинстве развитых стран правительство и чиновники делают максимально все, чтобы граждане жили в достатке или хотя бы имели необходимый уровень жизни. А в нашей «развитой» стране все с точностью до наоборот. Чем больше у человека власти, тем более ему становится наплевать на проблемы других людей, а особенно обидно за пенсионеров и ветеранов. Эти люди воевали за наше будущее, за детей и внуков, работали на страну, и не сказать, что жили богато, но с надеждой, что в будущем они будут жить гораздо лучше. А получилось, что эта страна вместе с чиновниками наплевала на них. Рассуждать «кто виноват» и «что делать» можно бесконечно долго (масса литературы написана по данной тематике), нужно предпринимать реальные действия для предотвращения преступлений. Но почему-то считается, что наказание должно быть соразмерным совершенному преступлению (и это в той стране, где мздоимство является нормой жизни?). Почему-то считается, что в РФ соблюдается принцип гуманности (при условии, что преступник раскаялся и попросил прощения у потерпевших?). Ей-богу, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сделать страдальческое лицо и «сильно» раскаиваться в зале суда, и тебя простят, и даже вернут тебе твое имущество, свободу и твою должность. Для того чтобы в этой стране что-то поменялось, нужно, чтобы поменялось сознание людей или чтобы упал метеорит.

Жанна Марчук, юрист

ООО «1-й Консалт Центр», www.1conc.ru

Комментарий Артёма Елисеева

Ни для кого не секрет, что для современной России коррупция (в том числе и злоупотребление чиновников полномочиями) является чуть ли не самой главной проблемой и основным препятствием в развитии. Для своей личной выгоды многие чиновники пренебрегают интересами обычных людей, которые они, по идее, должны защищать.

Согласно п. 2 ст. 285 Уголовного кодекса РФ, использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Судебная практика по делам о коррупции показывает свою несостоятельность даже на основании того, что наказания, назначаемые за данную категорию преступлений, просто не оказывают должного эффекта. В большинстве случаев максимум, что грозит коррумпированному чиновнику, – отстранение от должности, штраф или условный срок.

Главная цель государства в сфере борьбы с коррупцией – создание условий, при которых чиновники ощущали бы ответственность за то, что они делают. Это касается как уголовной ответственности, так и дисциплинарной. Государственный или муниципальный служащий – лицо государства, и он должен соответствовать тем требованиям, которые государство выдвигает. А для этого необходимо эти требования ужесточать. Это касается в том числе мер ответственности за преступления против интересов муниципальной службы. Однако ужесточение одной лишь ответственности не повлечет должного результата, если не проводить работу напрямую с чиновниками, не осведомлять их о мерах этой ответственности, не воспитывать в них добропорядочность, не стимулировать их на плодотворную и честную службу. Пока два этих элемента не будут реализованы, проблема коррупции в России не отпадет.

Артём Елисеев, юрист

Юридическая фирма TimofeevCherepnovKalashnikov

Комментарий Анохина О.

Недавно стало известно об очередном преступном злоупотреблении служебным положением. В этот раз «отличился» чиновник из Екатеринбурга. Событие было освещено в СМИ и повлекло за собой волну критики по отношению к чиновничьему беспределу.

При этом мало кто обратил внимание на суть произошедшего. Негодование вызвало не столько само преступление, сколько то, что оно совершено человеком, наделенным властью. Но суть проблемы глубже, чем злоупотребление служебным положением. Кто те люди, которые имели право на социальное жилье? Ситуации бывают разные, но, когда человеку нужна материальная поддержка от государства, это всегда плохо, это всегда связано с несчастьем и нищетой. Казалось бы, нет ничего страшнее семьи, живущей в аварийном доме в постоянным страхе остаться без крыши над головой. Но бывают случаи ужаснее, и для того, чтобы привести пример, достаточно обратиться к ч. 5 ст. 14 ФЗ от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В статье говорится, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения.

«Вне очереди» звучит обнадеживающе, и кажется, что при таких обстоятельствах люди обязательно должны получить жилье быстро. К сожалению, это не так. Квартир может просто не быть, и связано это с тем, что строительство муниципального жилья практически отсутствует и в основном квартиры освобождаются только после смерти предыдущих жильцов. Именно поэтому махинации начальника жилищного отдела заслуживают порицания. В этот раз виновный не ушел от ответственности, но сколько еще таких «предпринимателей» остались безнаказанными?

Анохина О., юрист

ООО «1-й Консалт Центр», www.1conc.ru

Комментарий Оксана Толбонова

Что касается чиновника, то в его действиях усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Однако, на мой взгляд, этот чиновник не мог действовать в одиночку, только с сыном.

В данном случае потерпевшими по данному уголовному делу являются не только стоящие в очереди граждане, но и муниципальное образование. Дело в том, что, согласно ч. 3 ст. 153 ЖК РФ, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов расходы на содержание жилья и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления (или уполномоченные ими лица).

Из сказанного следует, что раз муниципальное образование несло бремя расходов на содержание жилья, то бухгалтерия данного образования была в курсе происходящего.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилье по договорам социального найма предоставляется гражданам:

– состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

– в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, т.е. чем раньше гражданин был поставлен на учет, тем раньше ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по решению соответствующего органа местного самоуправления, а не единственного чиновника. На основании такого решения заключается договор социального найма.

В решении о предоставлении жилья устанавливается срок заключения договора социального найма; по этому договору наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение во владение и пользование для проживания (ст. 49 ЖК РФ).

Чтобы признать жилье подлежащим сносу, образуется комиссия. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях – органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относятся учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесены также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что расселенный аварийный дом не снесен, а сдавался в аренду, что также наводит на мысль, что чиновник действовал не один.

Оксана Толбонова, юрист

ООО «1-й Консалт Центр», www.1conc.ru

Комментарий Ирина Редькина

Это далеко не единственный случай злоупотреблений со стороны чиновников. Однако компетентные органы дадут оценку всем обстоятельствам дела и привлекут виновных лиц к ответственности.

При этом гражданам не стоит забывать о том, что при защите своих прав и законных интересов следует занимать активную позицию: обращаться в соответствующие органы власти, структуры по надзору и контролю за деятельностью государственных органов. Следует также знать, что в соответствии с действующим законодательством ответ на каждое подобное обращение должен быть дан в течение одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен не более чем на месяц с обязательным уведомлением об этом заявителя. Кроме того, защитить свои интересы можно и в суде с помощью подачи соответствующего иска.

Выбор способа защиты своих прав зависит от каждого конкретного случая.

Ирина Редькина

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»