Компенсация ущерба за утраченное имущество вследствие чрезвычайных ситуаций

Автор: Оксана Мун

Компенсация ущерба за утраченное имущество вследствие чрезвычайных ситуаций

Оксана Мун, юрисконсульт

Возмещение ущерба жизни и здоровью, причиненного последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках Конституции РФ, Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности РФ», Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Конституций и Уставов субъектов РФ и других законов и подзаконных актов.

Согласно Федеральному закону № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В названном ФЗ в общем виде отражены права граждан РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Согласно Постановлению Правительства от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС:

  • ЧС локального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. руб.;
  • ЧС муниципального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб.;
  • ЧС межмуниципального характера – зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб.;
  • ЧС регионального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;
  • ЧС межрегионального характера – зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;
  • ЧС федерального характера – количество пострадавших составляет свыше 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. руб.

В зависимости от данной квалификации ЧС определяется, из какого бюджета будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.

С каждым годом число природных и техногенных чрезвычайных ситуаций неуклонно растет. Так, например, только в 2012 году произошло 8 сильнейших катастроф.

  • 29декабря: землетрясение в Республике Тыва город Кызыл.
  • 10 октября: наводнение в Республике Дагестан.
  • 5 сентября: пожары в Сибири.
  • 23 августа: наводнение в Краснодарском крае.
  • 26 августа: наводнение в Приморском крае.
  • 14 августа: град в Сибири город Междуреченск.
  • 29 июля: лесные пожары в Сибири.
  • 7 июля: массовые наводнения на юге России. Считается, что это самые сильные наводнения за последние 70 лет!

Несмотря на научно-технический прогресс, количество жертв катастроф в мире меньше не становится. В результате действия разрушительных сил ЧС помимо человеческих жертв население зачастую теряет все имущество, нажитое за долгие годы. В настоящей статье попробуем разобраться, как получить компенсацию за утраченное имущество вследствие ЧС.

Условия предоставления компенсации за пострадавшее или утраченное имущество

В ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 в ред. ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС.

Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов.

Если гражданин не попал в списки пострадавших от ЧС, например, потому, что не был зарегистрирован в зоне действия ЧС, ему придется в судебном порядке доказывать, что он является пострадавшим от ЧС.

Так, например: Решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 01 ноября 2012г. по делу № 2-2147/2012.

Из материалов дела: Туркменян Э. А. обратился в суд с иском к Администрации МО Туапсинский район о признании пострадавшим от наводнения, признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. в связи с утратой имущества, ссылаясь на то, что его не включили в списки пострадавших из- за отсутствия регистрации по месту проживания.

В судебном заседании Туркменян Э. А. пояснил, что его бабушке Тозлиян К. Т. принадлежит квартира в зоне ЧС. В мае 2012 г. он переехал к ней на постоянное место жительства. Переехав в пос. Новомихайловский, он устроился на работу. В ночь с 21 на 22 августа 2012 г. во время наводнения квартира была затоплена более чем на 1 метр, вследствие чего было утрачено его имущество – личные вещи, бытовая техника. Когда комиссия составляла акт обследования утраченного имущества и акт затопления дома, он не был включен в акт, так как не имел регистрации по месту проживания. Просит суд признать его пострадавшим от наводнения и включить его в списки пострадавших для выплаты единовременной материальной в размере 10 000 руб. и единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. в связи с утратой имущества.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, 22.08.2012 г. в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение.

Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 22.08.2012 г. № 963 и № 1020 от 05.09.2012 г., предусмотрено оказание помощи в соответствии с Порядком оказания помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате ЧС, вызванной наводнением, в следующих видах: единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. на каждого пострадавшего человека; единовременная финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 150 000 руб. на каждого пострадавшего человека за полностью или частично утраченное имущество в результате ЧС.

Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка, граждане РФ, оказавшиеся в зоне действия ЧС, местом жительства которых по состоянию на 22.08.2012 г. являлись жилые помещения, поврежденные в результате ЧС, и граждане РФ, оказавшиеся в зоне ЧС в Туапсинском районе 22.08.2012 г., у которых в результате ЧС было повреждено принадлежащее им на праве общей собственности недвижимое имущество в многоквартирном доме, постоянно проживающие в жилых помещениях в указанных многоквартирных домах, имеют право на указанные выплаты.

Таким образом, для включения в списки граждан, которым подлежат данные единовременные выплаты, необходимо обязательное наличие одновременно трех условий: быть гражданином РФ, постоянно проживать в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.

Согласно представленному паспорту, истец Туркменян Э. А. является гражданином РФ.

То обстоятельство, что истец, будучи зарегистрированным по другому адресу, проживает в бабушкиной квартире, подтверждается справкой, заверенной в администрации Новомихайловского городского поселения, а также справкой с места работы в пос. Новомихайловский, свидетельством о расторжении брака с женой. Кроме этого, в судебном заседании факт проживания заявителя постоянно с мая 2012 года по данному адресу подтвердили свидетели. Более того, данные свидетели пояснили, что после наводнения именно он оказывал своей бабушке Тозлиян К. Т. помощь в ликвидации последствий наводнения, а в настоящее время осуществляет ремонт квартиры.

Таким образом, суд находит, что факт проживания заявителя Туркменяна Э. А. в квартире, в том числе и на момент наводнения, нашел подтверждение.
Факт затопления квартиры и утраты имущества подтверждается представленными актами обследования от 22.08.2012 г., согласно которым уровень воды в квартире достигал 70 см. В связи с чем истец в силу п. 4 Порядка оказания помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, имеет право на получение материальной помощи как пострадавший от чрезвычайной ситуации.

Для включения в списки пострадавших граждане могут обратиться также в межведомственную комиссию, которая создается для ликвидации последствий крупных ЧС в пострадавшем регионе. В ее состав входят представители администрации субъекта, МВД РФ, МЧС РФ и других ведомств. В задачи комиссии, помимо иных обязанностей, входит разъяснение и оказание содействия при обращении граждан за получением социальных выплат, компенсаций и т.п.

2. Размер компенсационных выплат при утрате или повреждении имущества в результате ЧС

Местные власти при определении размера компенсационных выплат руководствуются ПП РФ от 13 октября 2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Согласно этому постановлению, для граждан предусмотрено оказание единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью) в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – до 50 тыс. руб. на семью; за полностью утраченное имущество – до 100 тыс. руб. на семью).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ пострадавшим в ЧС могут устанавливаться разные размеры компенсационных выплат. При определении размера компенсации каждая ЧС рассматривается отдельно: учитывается общий масштаб трагедии, число пострадавших.

В случае если граждане, которых признали пострадавшими, считают сумму компенсации заниженной, имеет смысл в судебном порядке оспорить размер компенсации. К исковому заявлению целесообразно приложить отчет независимых экспертов о реально причиненном ущербе.

Так, например: Решение Туапсинского районного суда Краснодарского края 20 апреля 2011г. по делу № 2- 627/1.
Из материалов дела: Гаврилов А. А. и Гаврилова Н. Н., действующая в своих интересах и несовершеннолетнего Гаврилова К. А., обратились в суд с иском к Администрации МО Туапсинского района о признании пострадавшими и обязании Администрации МО Туапсинского района включить их в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной финансовой помощи.

В судебном заседании Гаврилов А. А. показал, что жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности ему и несовершеннолетнему сыну Гаврилову К. А. В указанном доме они проживают и зарегистрированы всей семьей. 26.11.2010 г. он был на работе, когда позвонил сын и сообщил о наводнении. Сразу же прибыл домой и увидел, что двор затоплен водой примерно на 70 см. Также был затоплен полностью цокольный этаж, в котором находилась кладовая с продуктами питания и часть сезонных вещей, котельная, где у него было размещено дорогостоящее отопительное оборудование. Также в цокольном этаже имеется комната, которая использовалась как жилая, где находилась мягкая мебель, компьютер. К ним приходила комиссия по обследованию утраченного имущества жителей и составляла соответствующий акт. Администрацией Небугского сельского поселения им было выплачено по 10 000 руб. на каждого. Также их включили в списки на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. за утрату имущества первой необходимости. Однако Администрация Туапсинского района отказала им в указанной компенсации. Гаврилов А. А. считает, что истцы имеют право на данную компенсацию, так как в результате наводнения остались без отопления и понесли значительные материальные затраты. Просит суд признать за ними право на получение единовременной финансовой помощи в размере 150 000 руб. за утрату имущества первой необходимости в результате ЧС.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 Постановления Главы Администрации Губернатора Краснодарского края от 25.10.2010 г. № 922 о внесении изменений в Постановление главы администрации Краснодарского края от 31 марта 2001 года № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» предусмотрено оказание гражданам в связи с ЧС, вызванной наводнением Туапсинском районе в октябре 2010 года, единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 150 000 руб. на человека. В силу постановления Главы Администрации Краснодарского края от 29.10.2010 г. № 964, которым были внесены изменении в указанное выше Постановление № 922 от 25.10.2010 г., пострадавшими гражданами, имеющими право на получение единовременной финансовой помощи, являются граждане, местом жительства которых по состоянию на 16 октября 2010 года являлись жилые помещения, утраченные или пострадавшие в результате ЧС, вызванной наводнением в Апшеронском и Туапсинском районе в октябре 2010 года.

Так, судом достоверно установлено, что местом жительства истцов является дом, который попал в зону наводнения, случившегося 26.11.2010 г. В судебном заседании также установлено, что в результате наводнения пострадало имущество истцов.

Суд считает, что отопительный котел может быть отнесен к предметам первой необходимости. Так как дом располагается в сельской местности, отопительный котел является источником подачи тепла и горячей воды. Также к предметам первой необходимости можно отнести мягкую мебель, продукты питания. В связи с чем суд приходит к выводу, что Гаврилов А. А. и Гаврилова Н. Н. имеют право на получение единовременной финансовой помощи за утрату предметов первой необходимости.

Важно отметить, что на данный момент законодательство РФ не дает определение частичной и полной утраты имущества. В связи с этим создаются предпосылки к произвольному распределению средств, злоупотреблениям должностных лиц, нарушению прав граждан.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7.06.1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечением террористических актов правомерными действиями» гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, выдаются государственные жилищные сертификаты.

Право на получение сертификата имеют собственники жилого помещения и проживающие с ними члены семьи.

Государственный жилищный сертификат – именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина – участника программы приобрести жилое помещение за счет средств федерального бюджета.

Необходимо отметить, что тем пострадавшим собственникам, которым была выплачена денежная компенсация за утраченное жилье, государственные жилищные сертификаты не выдаются.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.11.2011 г. № 963 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» предусматривается выдача только одного жилищного сертификата, т. е. если человек был владельцем нескольких объектов недвижимости и лишился их в результате чрезвычайной ситуации, ему будет выдан только один сертификат.

Норма предоставления общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере:

– 33 квадратных метра - для одиноко проживающих граждан;
– 42 квадратных метра – на семью из двух человек;
– по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи три и более человек.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья определяется Министерством регионального развития РФ на каждое полугодие. Как правило, размер безвозмездной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, не соответствует рыночной цене недвижимости, так как удостоверяемая указанная субсидия является формой государственной финансовой поддержки обеспечения установленных федеральным законодательством категорий граждан жильем. Верховный Суд РФ решением № ВКПИ 06-48 от 30.08.2006 г. установил, что законодательными актами в области жилищного строительства не предусмотрена обязанность государства по полной оплате рыночной стоимости жилья. Субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Метод ее определения в полной мере учитывает механизм формирования рыночных цен на жилье в РФ.

В случае если кто-либо из членов семьи не был включен в списки на право получения жилищного сертификата, можно обратиться в суд. В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, а также людей, которые по состоянию здоровья не способны участвовать в процедуре оформления документов, за получением жилищных сертификатов могут обратиться их опекуны и попечители.

Так, например: Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики.

Из материалов дела: Истцы обратились в Черкесский городской суд с исковым заявлением к Правительству Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Прикубанского муниципального района о включении в список на получение государственного жилищного сертификата. В судебном заседании истцы указали, что их несовершеннолетние дети с момента их рождения и вплоть до октября 2009 года проживали совместно с ними. В связи с тем, что их домовладение пострадало в результате стихийного бедствия в 2007 году и пришло в непригодное для проживания состояние, ими в Администрацию Прикубанского муниципального района были поданы документы на включение их в сводный список семей граждан, лишившихся жилья в результате стихийного бедствия, для дальнейшего получения государственного жилищного сертификата. При этом ими были представлены все необходимые документы о наличии у них несовершеннолетних детей. Однако, как выяснилось уже после получения государственного жилищного сертификата, несовершеннолетние дети не были включены в соответствующий список, предположительно по той причине, что они якобы не были зарегистрированы по указанному адресу. Соответственно жилищный сертификат был выдан по числу зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних членов семьи, без учета законных прав на жилище несовершеннолетних детей. В случае приобретения ими нового жилья по выданному сертификату им недостаточно жилой площади согласно нормативу по 18 кв. метров на каждого проживающего. В связи с этим они обратились в администрацию Прикубанского муниципального района с просьбой о включении их детей в сводный список на получение государственного жилищного сертификата.

В то же время истцы считают, что согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Часть 2 ст. 20 ЖК РФ предусматривает, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, граждан признается место жительства их законных представителей, т. е. родителей. Положение о регистрации несовершеннолетних детей по состоянию на момент формирования списка в конце 2007 года еще не действовало, поэтому требование о регистрации по месту жительства детей и невключение их в список по данной причине считают неправомерным.

Ввиду изложенных обстоятельств они были вынуждены обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания несовершеннолетних детей по указанному адресу.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу. На основании Постановления «Об утверждении реестра жилых домов на территории муниципального района, пострадавших в результате стихийных бедствий, произошедших в июне 2007 года» истцы были включены в список.

В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданам РФ, пострадавшим в результате ЧС и стихийных бедствий, Правительство РФ приняло Постановление «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимися жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». Согласно п. 1 и п. 2 этого постановления государственные сертификаты для граждан РФ, лишившихся жилого помещения в результате ЧС и стихийных бедствий, выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме. Как указано в абз. 2 п. 2 названного постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент ЧС или стихийного бедствия.

В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся его супруг, а также дети и родители данного собственника и другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, которые вселены собственником в качестве членов семьи.

Согласно рапорту участкового УУМ ОВД и другим предоставленным в судебное заседание документам в пострадавшем домовладении зарегистрированы и проживали до октября 2009 года истцы и их несовершеннолетние дети.

Право детей истцов на включение в сводный список семей граждан, лишившихся жилья, подтверждено как самим фактом их проживания и регистрации в 2007 году в утраченном жилом помещении, так и Постановлением «Об утверждении реестра жилых домов на территории муниципального района, пострадавших в результате стихийных бедствий, произошедших в июне 2007 года».

То обстоятельство, что список семей граждан, лишившихся жилья, на получение государственных жилищных сертификатов уже сформирован и утвержден, не должно являться препятствием для реализации гарантированного законом права детей истцов на меры социальной поддержки в виде обеспечения их жилым помещением.
Суд решил исковые требования удовлетворить.

Пострадавший собственник, получивший жилищный сертификат, при желании может приобрести жилое помещение большей площади, чем это указано в сертификате. Но в этом случае разница в стоимости возмещается за счет его личных или заемных средств.

В соответствии с п. 53 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы владелец государственного жилищного сертификата имеет право с использованием выделяемой субсидии приобрести жилое помещение как на первичном, так и на вторичном рынке жилья у физических или юридических лиц. Жилье должно быть приобретено в пределах субъекта РФ, который указан в сертификате. Жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть благоустроено применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Субсидии на приобретение жилья, выделяемые посредством государственных жилищных сертификатов, предоставляются только на покупку готового жилья.

Жилое помещение, приобретаемое по государственному жилищному сертификату, оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основания для признания гражданина – владельца сертификата нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством субъекта РФ, на территории которого оно расположено.

Следует отметить, что срок действия сертификатов составляет один год с даты выдачи. В случае истечения срока действия сертификата он подлежит аннулированию.

Важно отметить: согласно ч. 8 ст. 217 НК РФ освобождению от налогообложения НДФЛ подлежат единовременные выплаты налогоплательщикам (в том числе в виде материальной помощи) в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью – независимо от источника выплаты.

Перечень документов, которые необходимо предоставить для возмещения ущерба

Согласно ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти РФ в жилищной сфере относится определение иных (кроме малоимущих) категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ и определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом (пп. 5 и 6). К таким иным категориям относятся в числе прочих лица, пострадавшие от стихийных бедствий.

Порядок предоставления жилья за счет бюджетных средств регулируется ПП РФ от 7 июня 1995 г. № 561, согласно которому основной формой жилищного обеспечения указанных лиц является строительство или приобретение жилья за счет государственных жилищных сертификатов.
Эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов РФ.

Выпуск сертификатов осуществляется в течение двух месяцев с момента стихийного бедствия (ЧС) на основании решения Правительства РФ и данных Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и данных органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого произошло стихийное бедствие (ЧС), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.

Для включения в списки на получение жилищного сертификата в соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов пострадавшие должны представить в правительство (администрацию) субъекта РФ следующие документы:

а) заявление на получение сертификата;
б) паспорт гражданина РФ и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность членов его семьи;
в) выписка из домовой книги по месту регистрации;
г) копия финансового лицевого счета занимаемого жилого помещения по месту регистрации;
д) документы, подтверждающие родственные отношения заявителя и лиц, указанных им в качестве родителей, супруга (супруги), детей;
е) документы, подтверждающие признание членами семьи заявителя иных лиц, указанных заявителем в качестве таковых;
ж) справку органов местного самоуправления (глав, администраций населенных пунктов, городских округов), подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате действий ЧС или стихийных бедствий.

В случае непредставления или неполного представления указанных документов, либо если будет установлено, что указанные документы содержат недостоверные сведения, в выдаче сертификата может быть отказано. Тогда придется обращаться в суд и доказывать право на получении субсидии на жилье.

Законодательством не установлен срок, в течение которого заявитель обязан предоставить указанные документы.

В условиях стихийного бедствия мало кто думает о сохранности документов, следовательно, часто оказывается, что заявитель утратил необходимые документы, например, паспорт.

В таком случае необходимо обратиться в правоохранительные органы и/или миграционную службу с заявлением о выдаче нового паспорта. На период изготовления нового паспорта пострадавшему собственнику выдается справка, с которой он может обращаться с заявлением о включении в списки пострадавших.

4. Органы государственной власти, в которые следует обращаться за получением компенсации при утрате или повреждении имущества в результате ЧС.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 982 (ред. от 14.10.2010) «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» после получения жилищного сертификата его владелец обращается в орган исполнительной власти субъекта РФ с просьбой о предоставлении ему жилья, размер общей площади которого указан в сертификате.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения им сертификата, выделяет из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда владельцу сертификата жилое помещение.

В случае отсутствия жилья в выбранном владельцем сертификата населенном пункте он имеет право приобрести по договору купли-продажи иные жилые помещения общей площадью не ниже учетной нормы, установленной в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома).

В данном случае пострадавший получает единовременную социальную выплату, равную цене сделки купли-продажи жилого помещения. Владелец сертификата обязан предъявить в орган исполнительной власти субъекта РФ по избранному месту жительства договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в установленном порядке, оригинал сертификата и, если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер компенсации, причитающейся органу исполнительной власти субъекта РФ за подлежащее предоставлению жилое помещение, документ, подтверждающий перечисление владельцем сертификата собственных средств физическому или юридическому лицу за приобретенное у него жилье.

Следует отметить, что покупка жилья в этом случае может быть затруднительной. Далеко не каждый продавец согласится на сделку с привлечением жилищного сертификата, хотя бы потому, что процедура выделения средств довольно длительная и разбита на несколько этапов.

Сначала местный орган исполнительной власти в срок не позднее 15 дней с даты обращения пострадавшего направляет в Министерство финансов РФ оригинал его жилищного сертификата и заявку. В свою очередь Министерство финансов РФ в срок, не превышающий одного месяца с даты получения указанных документов, перечисляет средства на погашение сертификатов в бюджет субъекта РФ, где осуществляется приобретение жилья. И только потом в течение 20 банковских дней средства перечисляются на расчетный счет продавца.

В случае если пострадавшее имущество застраховано, необходимо сообщать страхователю о ЧС сразу после того, как только станет известно о происшествии, повлекшем за собой наступление страхового случая. Обращаться к страховщику желательно с заключением независимого эксперта о размере ущерба. Большим плюсом будет, если у пострадавшего остались документы, подтверждающие право собственности на жилье, и оригинал страхового полиса.

Важно отметить, что в соответствии с п. 1 ПП РФ от 22.11.2011 г. № 963 выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договорам страхования жилого помещения, которое было утрачено в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Стоит добавить, что Премьер РФ Дмитрий Медведев поручил чиновникам к 1 октября подготовить законопроект об обязательном страховании имущества от стихийных бедствий. По его словам, Федеральный бюджет несет колоссальные убытки из-за принятой в России традиции покрывать понесенный гражданами ущерб от стихийных бедствий за государственный счет. Размер убытков исчисляется сотнями миллиардов рублей.

Однако если учесть количество судебных исков против страховщиков, которые не хотят платить, вместе с указанным законопроектом необходимо разработать ряд мер по защите прав граждан при наступлении страхового случая, иначе пострадавшие могут оказаться и без имущества, и без компенсаций.