Устранение кадастровой ошибки при наложении границ земельных участков: анализ судебной практики

Автор: Светлана Сергеева

Светлана Сергеева, начальник отдела судебной практики правового управления ООО «УК «РД»»,

E-mail: alanka@list.ru

Одной из распространённых правовых проблем в юридической практике становится установление определённости в границах земельных участков при их наложении. Ситуация может усугубляться тем, что границы одного из накладывающихся земельных участков не всегда имеют значения в системе координат. Такие участки, как правило, носят статус «ранее учтённые», а их местоположение определено описательным методом.

Из анализа судебной практики следует, что одним из способов защиты нарушенного права правообладателя ранее учтённого земельного участка является обращение в суд с исковым заявлением об определении местоположения границ ранее учтённого земельного участка и исправлении кадастровой ошибки в определении границ накладывающегося земельного участка.

Весьма показательным в решении данной задачи является Постановление ФАС Центрального округа от 23 сентября 2013 г. по делу № А62-3572/2012, где суд при аналогичных обстоятельствах дела кадастровую ошибку установил и исправил. Однако имеется и другая позиция судов, в которой при указанных обстоятельствах усматривается спор о праве (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2012 по делу № А10-2498/2011).

Разумеется, что определение способа защиты ― это прерогатива истца, какую выбрать тактику ― каждый выбирает самостоятельно. В данной статье мы попытаемся обосновать позицию истца при выборе указанного способа защиты. Для этого необходимо выделить три основных положения защиты: во-первых, нужно подтвердить факт наложения земельных участков; во-вторых, обосновать наличие ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; и в-третьих, подчеркнуть, что сведения, указанные в межевом плане ранее учтённого земельного участка, являются достоверными.

Итак, в силу п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Как следует из пункта 4 названной статьи, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьёй 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённом приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42 (далее ― Порядок) в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона № 221-ФЗ.

Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учёта при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.

Согласно позиции Высшего арбитражного суда, выраженной в Определении от 26.12.2013 по делу № ВАС-18743/13, ответчиком по требованию об установлении кадастровой ошибки должен выступать орган кадастрового учёта, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр.

Орган кадастрового учёта при наложении границ ранее учтённого участка и заявленного к учёту обязан был своевременно обнаружить наложение и отказать в кадастровом учёте правообладателям вновь образуемых земельных участков. Ошибочно отмежеванные и неправомерно учтённые в кадастре земельные участки не могут считаться прошедшими межевание.

В отдельных случаях орган кадастрового учёта самостоятельно выносит решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости в части местоположения границ земельного участка, что несколько упрощает процедуру её доказывания. Однако устранение выявленной кадастровой ошибки подлежит только в судебном порядке.

Теперь необходимо разобраться в нормативном и доказательственном обосновании позиции правообладателя ранее учтённого земельного участка, чьи права нарушаются. Подтвердить наложение земельных участков возможно посредством предоставления таких доказательств, как межевой план ранее учтённого земельного участка, где в заключении кадастровым инженером отмечается факт наложения; решение органа кадастрового учёта об отказе в учёте изменений объекта недвижимости по причине наложения земельных участков, также в качестве дополнительного доказательства может быть использовано экспертное заключение. Следует отметить, что необходимость проведения экспертизы в таких случаях подтверждается примерами судебной практики. Так, в частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.06.2014 по делу № А57-5976/2010 было предписано провести землеустроительную экспертизу с целью выявления факта наложения земельных участков. Выявленный факт наложения послужил основой для установления кадастровой ошибки.

Аналогично, посредством применения экспертизы, выявление кадастровой ошибки в описании накладывающихся земельных участков установлено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2013 по делу № А32-20271/2012, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 07.02.2011 по делу № А32-27276/2009 и других судебных актах.

Обоснование наличия ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, возможно с учётом кадастрового дела накладывающегося земельного участка. Так, в частности, если речь идёт о земельных участках сельхозназначения, то обязательным условием для формирования нового участка является использование проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения. Данное требование отражено в Приказе Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Распространённой является ситуация, когда данные проекты перераспределения кадастровым инженером вновь образуемого земельного участка не запрашиваются, в то время как границы ранее учтённого участка могут быть обнаружены только при обращении к проекту перераспределения. Отсюда и проистекает первичная причина наложения земельных участков. Таким образом, наиболее критическому анализу должен быть подвергнут именно тот документ, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Наконец, третий аргумент позиции, связанный с признанием достоверными сведений о местоположении ранее учтённого земельного участка, обусловлен тем, что составной частью требований иска является определение местоположения границ участка. В связи с чем важно установить, что воспроизведение границ земельного участка в системе координат не изменяет положение ранее существовавших границ, которые были определены описательным методом. Напротив, приведение границ в систему координат позволяет внести определённость в сведения о земельном участке. Здесь важно подчеркнуть, что выполнение межевого плана ранее учтённого земельного участка полностью соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также иным нормативным актам. Так, на основании п. 1 ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688.

Положениями п. 2 и п. 3 указанных Правил установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Важно также отметить при формулировании своей позиции, каким образом происходило согласование границ ранее учтённого земельного участка при межевании. Отсутствие возражения третьих лиц, смежных землепользователей о границах земельного участка косвенно подтверждает отсутствие спора о праве.

Необходимо также отметить, что спор о праве усматривается далеко не всеми судами по данной категории дел, хотя, как указывалось выше, позиция судов в данном вопросе неоднозначна.

Особо любопытный вывод следует из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2013 по делу № А32-20271/2012, где указано, что даже прекращение вещи в качестве единицы кадастрового учёта не означает её исчезновения в качестве объекта права. Удовлетворение заявленных требований не препятствует возникновению по иску правообладателей накладывающихся земельных участков межевого спора, который может рассматриваться в отдельном производстве. При указанной интерпретации спор о праве фактически отсутствует, суд подвергает оценке исключительно обстоятельства, касающиеся кадастровой ошибки, что и составляет предмет иска.

В настоящее время единообразная судебная практика по указанной категории дел не сложилась, что существенно затрудняет прогноз в исходе спора и оставляет широкое пространство для судебного правотворчества. Вместе с тем приведённые выше доводы и обоснование являются обобщённым результатом практического исследования данного вопроса и могут быть использованы для выбора способа защиты и формирования своей позиции адекватно конкретным обстоятельствам дела.