Служебное жилье: возможность получения и приватизации

Автор: Виктория Трофимова

Виктория Трофимова

Жилье — особый объект гражданско-правовых отношений, социальная значимость которого предопределила строго целевое назначение данного объекта недвижимости. Служебное жилье — это особая категория жилья, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности. В данной статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения служебных жилых помещений, кому предоставляют служебные жилые помещения, и возможна ли приватизация служебного жилья.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском к администрации МО ГО о возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения со старшим лейтенантом К. на время прохождения им службы в соответствующей войсковой части, не имеющим на территории ГО в собственности и на праве пользования жилых помещений, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы. Решением территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ К. предоставлено служебное жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью МО. Начальником ФГКУ «Западрегионжилье» Минобороны России в адрес руководителя администрации МО ГО направлено ходатайство о заключении договора найма служебного помещения. В заключении договора найма служебного помещения администрацией МО отказано.

Администрация мотивировала свой отказ тем, что спорное жилое помещение является собственностью МО. Действующее законодательство обязанность органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями не устанавливает. Однако суд посчитал данный отказ незаконным, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации, следовательно, ответчик обязан заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения (решение Воркутинского городского суда от 24 ноября 2015 г. по делу № 2-2392/2015).

Итак, правовое положение служебного жилого фонда закреплено в пп. 3 п. 3 ст. 19 ЖК РФ, согласно которому специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (п. 4).

Таким образом, служебное жилье — это категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, которая согласно ст. 93 ЖК РФ предназначена для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Возникает вопрос, кто вправе претендовать на получение служебного жилья? Рассмотрим пример из судебной практики.

Административный истец обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал действия начальника территориального отделения в Архангельской области — г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в принятии на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы. Отказ мотивирован тем, что он имел равные права в пользовании с нанимателем жилого помещения, однако снялся с регистрационного учета с намерением приобрести право стоять на учете нуждающихся. С указанным решением он не согласен, поскольку жилое помещение относится к служебному жилью и предоставлено его матери на период работы. Вместе с матерью в указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрирована ее дочь. На его семью из трех человек положено жилое помещение площадью 54 кв. м, а жилое помещение, занимаемое его матерью и сестрой, составляет 42 кв. м. Суд встал на сторону истца, указав, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населённом пункте. Довод административных ответчиков о якобы злоупотреблении административным истцом своим правом суд нашел несостоятельным, поскольку в судебном заседании установлено, что административный истец, заключив контракт о прохождении военной службы, приобрёл самостоятельное право на обеспечение жильём (решение Мирненского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2015 г. по делу № 2-А-87/2015).

Таким образом, основным критерием получения служебного жилья, собственниками которого являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, является необходимость его получения в связи с выполнением служебных обязанностей гражданами, не обеспеченными жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Это означает, что удовлетворение жилых потребностей гражданина не является основанием для предоставления служебного жилого помещения. В перечень лиц, кому может быть предоставлено служебное жилье исходя из смысла ст. 93 ЖК РФ, входят государственные и муниципальные служащие. На наш взгляд, данная норма отстает от новых условий жизни, поскольку в некоторых негосударственных предприятиях складывается практика предоставления в аренду жилья своим работникам. Тем не менее ст. 93 ЖК РФ упоминания об этом не содержит.

В каких случаях гражданину будет отказано в предоставлении служебного жилья? Обратимся к судебной практике.

Истец, военнослужащий войсковой части, обратился в гарнизонный военный суд об оспаривании действий ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ и 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ, связанных с отказом в предоставлении служебного жилого помещения. Судом установлено, что ранее истец обращался в 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения, однако ему было отказано в этом, поскольку ранее он проживал в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери. Суд посчитал такой отказ законным, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Обязанность командования по предоставлению военнослужащему и членам его семьи служебного жилого помещения только в случае их необеспеченности жильем по месту военной службы военнослужащего вытекает и из смысла абзаца второго п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный истец на момент рассмотрения вопроса о предоставлении ему служебного жилого помещения не утратил права проживания в качестве члена семьи своей матери в квартире, то есть по месту прохождения военной службы административного истца. Таким образом, административный истец и его супруга вправе претендовать на служебное жилое помещение в случае их необеспеченности жильем по месту военной службы военнослужащего (решение Читинского гарнизонного военного суда от 21 декабря 2015 г. по делу № 2А-418/2015).

Еще одним основанием для отказа в предоставлении гражданину служебной квартиры будет намеренное ухудшение последним своих жилищных условий. Рассмотрим Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2015 г. по делу № 2А-578/2015. Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение заместителя начальника отдела ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об отказе включить супруга в списки на предоставление служебного жилья и обязать упомянутое должностное лицо включить его в такие списки. Исковые требования не были удовлетворены судом по следующим основаниям: административный истец и ее дочь включены в списки на предоставление служебного жилого помещения. При этом во включении в этот список ее супруга отказано в связи с наличием у последнего регистрации по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, а, следовательно, и права пользования этим жилым помещением наравне с собственником, то есть в связи с обеспеченностью жилым помещением по месту прохождения службы. Получив отказ во включении в списки на предоставление служебного жилья, он снялся с регистрации в принадлежащей отцу квартире. Далее административный истец вновь обратилась в жилищный орган с заявлением о включении ее супруга в вышеуказанные списки. Ввиду изложенного суд пришел к выводу о том, что утрата супругом административного истца права пользования жилым помещением по месту военной службы административного истца обусловлена причиной, связанной с намеренным ухудшением жилищных условий, что свидетельствует о злоупотреблении им своим правом.

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий закреплены в ст. 53 ЖК РФ. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Т.е. лицо, чьи действия были признаны намеренным ухудшением жилищным условий, вправе претендовать на получение служебного жилья только по истечении указанного в ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока.

Служебное жилье может быть предоставлено гражданам как виде жилого дома, так и отдельной квартиры (п. 1 ст. 104 ЖК РФ). Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме (п. 5 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»). Комнаты в общежитиях также могут быть предоставлены в качестве служебного жилья (п.2 ст.105 ЖК РФ). Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда. На период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности с лицом, которому предоставляется служебное жилье, заключается договор найма служебного жилого помещения. Следовательно, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (п. 4 ст. 104 ЖК РФ).

Вопрос приватизации служебного жилья в настоящее время не теряет своей актуальности. Согласно ст. 4 Закона № 1541-1 «О приватизации жилищного Фонда в РФ» служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако по п. 2 ст. 4 Закона №1541-1 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П данная норма признана не противоречащей Конституции РФ. Согласно данному Постановлению такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан, поскольку служебные жилые помещения имеют особое назначение. Для передачи новому собственнику служебное жилье должно быть выведено из специализированного жилищного фонда, с него должен быть снят статус служебного. Рассмотрим пример из судебной практики.

Истцы обратились к администрации района города, администрации города с требованиями о понуждении к заключению договора приватизации служебного жилья. Из материалов дела следует, что спорная квартира была предоставлена на основании специального ордера истцу. В 1993 г. он прописал жену и ее дочь, как членов своей семьи, в данной квартире. Обратившись в Управление по жилищной политике администрации города, истцы получили письменное разрешение на приватизацию. Однако в дальнейшем от администрации района получили письменный отказ, обоснованный тем, что спорную квартиру необходимо исключить из разряда специализированных жилых помещений. Суд удовлетворил исковые требования, мотивировав свое решение тем, что жилой дом был передан в оперативное управление другому юридическому лицу, с которым у истца нет трудовых отношений. Договор найма служебной квартиры прекратил свое действие в силу п. 2 ст. 102 ЖК РФ, следовательно, статус квартиры в качестве служебной утрачен. Не заключив с истцом договор социального найма, оспаривая факт проживания истца в спорной квартире на условиях договора социального найма, создана ситуация, когда истец не может реализовать свое законное право один раз бесплатно приватизировать жилье (решение Кировского районного суда г. Волгограда по делу № 2- 220/2010). Рассмотрим другой случай. Истец в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына обратился в суд с исковыми требованиями к ФГУ «Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. Требования мотивированы тем, что истцу и членам его семьи на основании протокола заседания жилищной комиссии и профсоюзного комитета ФГУ «Люберецкая КЭЧ района» Минобороны России была предоставлена якобы служебная двухкомнатная квартира. Истцы полагают, что квартира фактически предоставлена на условиях социального найма, т.к. с момента выделения квартиры истцы осуществляют права и исполняют обязанности нанимателей этого жилого помещения. Суд пришел выводу, что порядок отнесения жилого помещения к специализированному и условия использования жилого помещения в качестве служебного ответчиком не соблюден. Однако выяснилось, что в квартире имеется несогласованная перепланировка, после производства которой увеличилась жилая площадь квартиры. Истцам предоставлялась квартира жилой площадью 29,8 кв.м., в настоящее время жилая площадь квартиры составляет 32,1 кв.м, таким образом, объекта недвижимости в виде квартиры жилой площадью 32,1 кв.м. документально не существует, следовательно, признать на него право собственности в порядке приватизации невозможно. Таким образом, суд пришел к выводу, что требования истцов о признании права пользования квартирой на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению, а требования о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворению не подлежат (решение Балашихинского городского суда Московской области по делу № 2-2610/2011).

Следовательно, возможность получить служебное жилое помещение в частную собственность гражданина есть, однако приватизация возможна только в случае, если с жилого помещения будет снят статус служебного.

Таким образом, изучив законодательство РФ и судебную практику по вопросу, обозначенному в теме настоящей статьи, можно сделать вывод, что служебное жилье — это категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, собственниками которого являются органы государственной власти или органы местного самоуправления. Основным критерием получения служебного жилья является необходимость его получения в связи с выполнением служебных обязанностей гражданами, не обеспеченными жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Что означает, что удовлетворение жилых потребностей гражданина не является основанием для предоставления служебного жилого помещения. Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда. На основании данного решения с гражданином заключается договор найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений, прохождения службы. Увольнение или перевод на другую работу является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения. В предоставлении служебного жилья может быть отказано. Например, когда гражданин имеет право проживания в качестве члена семьи в квартире своего близкого родственника по месту прохождения службы. Намеренное ухудшение гражданином своих жилищных условий также влечет отказ в предоставлении ему служебного жилья. Более того, гражданин, намеренно ухудшивший жилищные условия, не вправе претендовать на получение служебного жилья в течение пяти лет.

Что касается приватизации служебного жилья, то по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако есть исключения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Для передачи новому собственнику служебное жилье должно быть выведено из специализированного жилищного фонда, с него должен быть снят статус служебного.