Смена управляющей компании

Автор: Роман Кузьмак

Роман Кузьмак

юрист, г. Санкт-Петербург

kyzmak-roman@mail.ru

В настоящей статье будет рассмотрен вопрос, каким образом собственники многоквартирного дома могут поменять управляющую организацию, если их не устраивает ее работа. Рассмотрим общий порядок смены управляющей организации в доме, а также практические нюансы, появившиеся в связи с лицензированием деятельности по управлению многоквартирными домами и появлением в Жилищном кодексе РФ новой формы проведения общих собраний.

В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является высшим органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. В случае если управляющая организация (далее — УК), которая управляет многоквартирным домом, выполняет обязанности по управлению ненадлежащим образом или по любой другой причине не устраивает жильцов, то единственный способ поменять ее — провести общее собрание собственников, на котором принять решение о расторжении договора с УК и выборе другой УК.

Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ  способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 8 ст. 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.

Исходя из изложенного появляется противоречие, поскольку с одной стороны ЖК РФ императивно установил возможность собственникам в любое время выбирать способ управления, а с другой указывает на возможность расторжения договора в порядке, который устанавливает Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), где указано, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. То есть если исходить из норм ГК РФ, то собственники могут расторгнуть договор с УК только в случае, если она существенно нарушает условия договора управления, что сделать довольно проблематично, потому что не понятны критерии, по которым возможно это установить, и процесс доказывания. В данном вопросе ответ дал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который изложил в постановлении от 22.11.2011 № 7677/11, в соответствии с которым правовая конструкция договора управления многоквартирным домом не позволяет усмотреть в нем наличие таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг, при иной форме управления домом.

Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике.

Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2015 г. по делу № А56-73665/2013:

«Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.

Пунктом 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.

В данном случае собственники помещений многоквартирного дома отказались от договора управления многоквартирным домом с ТСЖ «Дом купца Елисеева», избрав иной способ управления многоквартирным домом — управление ТСЖ «Дворцовый, 37».

Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 сентября 2015 г. по делу № А56-62648/2014:

«Нормы части 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменения способа управления данным домом».

Указанную сложившуюся практику немного сбило определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2015 № 46-КГ15-3, в котором указано, что:

«Применительно к части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства.

По настоящему делу оснований, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, для расторжения договора управления многоквартирным домом по инициативе собственников жилых помещений в одностороннем порядке не установлено.

Вместе с тем частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством, однако в порядке, предусмотренном статьями 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники жилых помещений к ООО «Управляющая компания № 2 жилищно-коммунального хозяйства» с требованием о расторжении договора управления многоквартирным жилым домом не обращались».

Указанный судебный акт Верховного Суда РФ можно понять следующим образом: собственники могут изменить способ управления или поменять УК в любое время, но они обязаны уведомить предыдущую УК, тем самым будет соблюден порядок расторжения договора, предусмотренный ГК РФ.

Таким образом, ключевым моментом при ситуации, когда жители хотят поменять УК, является принятие ими решения о смене УК и направление письменного уведомления в адрес УК о расторжении договора (для подстраховки желательно с указанием причин неудовлетворительной работы и фиксированием недостатков в оказании услуг актами).

Далее рассмотрим нюансы, которые должны быть отражены в протоколе о смене УК. В связи с лицензированием с мая 2015 года деятельности по управлению многоквартирными домами, Государственная жилищная инспекция (далее — ГЖИ) начала вести реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в котором за каждым домом закрепляется конкретная УК. По правилам статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

По сложившейся за год практике, ГЖИ обращает внимание на следующие юридически значимые моменты, отраженные в протоколах общих собраний собственников: принято ли решение на общем собрании и отражено ли в протоколе решение собственников о выборе новой конкретной УК, принято ли решение о расторжении договора (индивидуально определенного) с предыдущей УК, о заключении договора на управление с новой УК. Кроме того, должно быть выбрано конкретное лицо (собственник), которого жители уполномочивают на подписание и заключение договора на управление с новой УК. В случае отсутствия одного из указанных пунктов или некорректной их формулировки ГЖИ может отказать по формальным основаниям в включении новой УК в реестр лицензий субъектов новой УК. Несмотря на то, что возможность такого отказа не следует из норм ЖК РФ, практика такая появилась (но это тема для другой статьи).

В ЖК РФ ведена новая форма проведения общего собрания собственников — общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено в форме очно-заочного голосования. Указанная форма является наиболее удобной для проведения общих собраний, поскольку всегда сложно набрать необходимый кворум на очном голосовании, и после проведения очного необходимо проведение заочного голосования. А при новой форме, по сути, сразу одновременно проводится очное и заочное голосование.

Также необходимо иметь в виду, что вышел Приказ Минстроя России от 25.12.2015 № 937 «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», он зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2016 года под номером 41802. Указанным Приказом утверждены требования к оформлению и содержанию протокола общего собрания собственников помещений МКД и порядок передачи копий решений и протоколов общего собрания в региональные органы Госжилнадзора. Приказ Минстроя вступает в силу с 29.04.2016.