Новость: Госдума рассмотрит законопроект об амнистии перепланировщикам жилья

Автор: Наталия Пластинина

В декабре депутаты вынесут на голосование предложение легализовать неузаконенную перепланировку, если она была сделана до 1 марта 2005 года. Законопроект о смягчении ответственности за несогласованную перепланировку жилого помещения включили в программу работы Государственной Думы на декабрь 2016 года, сообщает «Российская газета». Это означает, что до конца года депутатам придется проголосовать за или против этой инициативы.

Если предложение будет одобрено, то россияне, которые самовольно разрушили или переместили внутренние стены в квартирах, либо как-то иначе изменили характеристики собственной недвижимости до 1 марта 2005 года, получат устное предупреждение. Дата выбрана из-за того, что 1 марта 2005 года в силу вступил действующий Жилищный кодекс РФ, говорится в публикации. Дополнительной причиной «Российская газета» назвала длительный срок службы недвижимости с перепланировкой: по логике авторов законопроекта, если переоборудованное помещение прослужило в течение 11 лет после проведенного переустройства, его можно назвать безопасным, написано в заметке.

Сейчас россияне, пожелавшие изменить планировку в своих домах и квартирах, должны согласовывать это в жилищных инспекциях. Если перепланировка была сделана ранее, то новую расстановку стен нужно узаконить, представив государственным органам проект, в котором учтены все требования по безопасности и сохранности дома. При этом жилищная инспекция имеет право отказать заявителю, если сочтет, что внесенные изменения ставят под угрозу жизнь и здоровье жителей дома либо могут существенно повлиять на эксплуатационные характеристики всего здания.

Новый законопроект предлагает упростить согласование внесенных ранее изменений в планировку квартир, а также ввести автоматическое согласование для безопасных перепланировок, сделанных ранее 1 марта 2005 года, утверждает «Российская газета». При этом самовольное переустройство или переоборудование жилых помещений будет по-прежнему классифицироваться как административное правонарушение, сказано в статье, — изменится лишь способ наказания. Если законопроект вступит в силу, то устное предупреждение придет на смену денежным штрафам и принудительному возврату квартир к изначальной планировке.

Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ написал отрицательный отзыв на законопроект, выяснила «Российская газета». Рецензентам не понравилось, что в документе не прописан механизм оценки опасности или безопасности проведенной перепланировки, — в комитете сочли, что законопроект не называет конкретную организацию, которая обязана за этим следить, говорится в статье.

Комментарий Пластининой Н.В.

В настоящее время вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений урегулированы главой 4 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ).

Согласно части 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройством или переоборудованием, например, в соответствии с п. 1.71. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее — «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда»), называют установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Частью 2 статьи 25 ЖК РФ установлено, что перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (п. 1.7.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

В соответствии с предусмотренным ЖК РФ порядком собственник помещения сначала должен, собрав объемный пакет документации, согласовать планируемое им переустройство или перепланировку, и лишь затем, после получения согласования, может осуществить задуманное. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).

На практике же в подавляющем большинстве случаев (статистики такой не ведется, но, по мнению автора, более 90%) собственники предпочитают просто переустроить/переоборудовать свое жилище по своему вкусу самовольно, не занимаясь всей вышеозначенной волокитой с сомнительным результатом «согласуют или откажут?».

Конечно, если собственник не озаботился изучением технически важных вопросов перед перепланировкой и переустройством (например, об отнесении стены, которую планируется снести или передвинуть, к несущей), изучением строительных норм и правил (хотя бы поверхностно), то риск нанести существенный вред конструкции жилого дома достаточно высок: может обрушиться стена, появиться трещина по всей стене дома, а переоборудование, связанное с газовым оборудованием, может вообще привести к взрыву бытового газа. Однако такие глобальные перестройки обычно все-таки доверяют специалистам, да и в целях безопасности все больше собственников предпочитают все же сначала согласовать переустройство/перепланировку, чем в итоге отвечать за разрушение всего многоэтажного жилого дома. Небольшие же перепланировки, уже зарекомендовавшие свою безопасность временем и практикой, продолжают проводить без всяких согласований: ломают оконные проемы, удлиняя комнату на размер лоджии, переносят ванну на кухню, делают совместный санузел из раздельного и наоборот, смежные комнаты делают раздельными и т.д.

Согласно части 2 ст. 29 ЖК РФ самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

Так, статьей 7.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями.

Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

А самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Но, исходя из практики, можно сказать, что мало кто боится этой ответственности. И вот почему:

  1. О перепланировке никто может и не узнать, если никакого разрушения от нее не произошло.

  2. При продаже квартиры техпаспорт БТИ и справка от БТИ, как раньше, теперь не требуется. Факт перепланировки так и продолжит оставаться тайной для всех, кроме проживающих в конкретной квартире людей.

  3. Санкция за самовольное переустройство/перепланировку, установленная вышеприведенной нормой, мягко говоря, вообще незначительна (по крайней мере, в сравнении с размером штрафа в 2,5 тысячи рублей за нарушение правил остановки и стоянки автомобиля в Москве2).

В настоящее время, помимо административной ответственности, самое большее, что может ожидать «перепланировщика», это возложение на него обязанности привести перепланированное жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок (ч. 3 ст. 29 КоАП РФ).

Но в любом случае он вправе будет обратиться в суд. Ведь согласно части 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Очевидно, что предлагаемым законопроектом планируется сразу «убить несколько зайцев»:

— выявить количество и качество тайных перепланировок в домах,

— узаконить уже проведенные перепланировки,

— собрать штрафы (чем не подспорье казне?),

— увеличить «заработок» БТИ за счет увеличения заказов на проведение обмера и составления плана обновленных перепланированных помещений,

— увеличить размер налога (если в результате перепланировки увеличилась площадь помещения).

В общем, и цели хороши, и методы оправданны. Подтолкнуть собственников вывести из тени на свет все самовольные переустройства в жилых домах — не так-то просто. Для этого необходимо разработать простой механизм «пряника» без «кнута», чем и должна обладать предлагаемая амнистия перепланировщикам. Единственными тормозами запуска процесса могут стать отсутствие механизма оценки опасности или безопасности проведенной перепланировки (о чем и указывает Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ в своем отрицательном отзыве на законопроект), и невозможность реального установления давности перепланировки. Ведь под амнистию будут стараться подвести все перепланировки, утверждая об их давности и осуществлении их до 1 марта 2005 года. Но так ли это плохо (до начала действия амнистии) оценить вряд ли удастся.

В тему стоит отметить, что в свое время начатая дачная амнистия подтолкнула огромное количество собственников дачных построек к их упрощенному узакониванию. В итоге выиграли все: собственники получили право собственности на построенные дачи, а государство — новые объекты налогообложения.

Так что в отношении законопроекта можно сказать, как и о многих проектах в России, что идея неплоха, но не отточены механизмы. Но раз она появилась и дошла до нужной инстанции для обсуждения — это уже половина пройденного пути к цели.

2 Часть 6 ст. 12.19 КоАП РФ