Списание задолженности по налогам, срок на взыскание которых прошёл

Автор: Наталья Фёдорова

При обращении в банк за кредитом, для оформления льгот или по иным причинам время от времени граждане, а также зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении в налоговой инспекции справки о расчётах с бюджетом сталкиваются с отражением задолженности по налогам (пени и штрафам), о которой забыли не только они, но и налоговые органы. Не многие знают, что такая задолженность может быть исключена из лицевой карточки налогоплательщика (списана) при определённых условиях, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее ― НК РФ).

Обязанность лица платить законно установленные налоги сопряжена с обязанностью налоговых органов своевременно взыскивать их.

Всем известна конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации). С целью контроля за исполнением этой обязанности созданы налоговые органы, деятельность которых регламентируется Законом «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1. Из положений ст. 6 и п. 9 ст. 7 данного закона следует, что контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, ― это одна из главных задач налоговых органов, для чего им предоставлено право взыскивать недоимки, пени, а также штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Законодателем предельно чётко прописаны порядок и сроки взыскания налогов (под налогами здесь понимаются также пени и штрафы). Рассмотрим общий порядок взыскания с физического лица налогов с целью определения возможности в дальнейшем их списания.

Взыскание налога с гражданина, не зарегистрированного индивидуальным предпринимателем, осуществляется в рамках ст. 45, 48 НК РФ в судебном порядке. Обращению в суд предшествует осуществление налоговиками определённых процедур.

Налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог исчисляет налоговый орган в соответствии с пп. 2, 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 НК РФ: не позднее 30 рабочих дней до наступления установленного в законодательстве срока платежа. Налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, формы которого утверждены Приказами МНС (ФНС) России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440@, от 7 сентября 2016 г. № ММВ-7-11/477@. Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Без подтверждения налоговиками факта направления налогового уведомления невозможна дальнейшая процедура взыскания. Данная позиция подтверждается, например, в Определении ВС РФ от 28 июля 2010 г. № 4-В10-16.

Кроме того, поскольку п. 6 ст. 58 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. До истечения указанного срока не могут начисляться пени за неуплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Если налог не уплачен в установленные сроки, то начинается процедура взыскания, первым документом которой является требование об уплате налога (налог к этому времени именуется недоимкой). Недоимка ― сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть вручено (направлено) налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки. Недоимка выявляется налоговым органом в автоматическом режиме путём анализа компьютерных лицевых счетов на предмет соответствия сведений о подлежащих уплате налогах и сведений о поступивших в уплату налогов денежных средств. При выявлении задолженности формируется документ ― требование.

В п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 разъяснено следующее: в срок, предусмотренный п. 1 ст. 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков ― следующий день после ее представления.

Существуют определённые сроки вручения (получения) документов налогового уведомления и требования, которые считаются полученными независимо от данного факта, ― на шестой день с даты направления. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О трактовал буквальный смысл ст. 52 и п. 6 ст. 69 НК РФ следующим образом: отсутствие возможности вручить налоговое уведомление (налоговое требование) федеральный законодатель увязывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения ― им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера. Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

Следовательно, если у налогового органа имеется документ, подтверждающий направление в ваш адрес требования, то ссылаться на незнание о его существовании не имеет смысла. Требование является точкой отсчёта для дальнейших действий налогового органа, в том числе исходя из его данных определяется подлежащая взысканию сумма налогов пени и штрафов, а также от указанного в требовании срока платежа исчисляются сроки взыскания.

В п. 4 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Выставление требования является первым этапом взыскания, следующим является принудительное (судебное) взыскание.

Предъявить свои требования о взыскании налога в рамках п. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога с физического лица, только если суммарная задолженность превышает 3 000 руб. Если же в течение трёх лет «накопленная» задолженность не достигла указанной величины, то налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании имеющейся задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (на восстановлении пропущенного срока остановимся отдельно).

Теперь обобщим полученные сведения и посчитаем сроки, которые будут основанием для заявления, что задолженность, числящаяся на вашем лицевом счёте, может быть признана безнадёжной к взысканию и исключена из вашей карточки. Предположим, что срок уплаты налога (который составляет 3 000 рублей и более и вы по каким-либо причинам не заплатили) ― 1 декабря 2015 года (налог за 2014 год), срок направления вам требования ― не позднее 1 марта 2016 года. С учётом 6 дней на получение требования и 8 дней на его исполнение (дни по налоговому законодательству исчисляются рабочими), округляем и получаем, что исполнить требование добровольно необходимо до конца марта 2016 года. Срок для направления налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа составляет шесть месяцев, т. е. с апреля по сентябрь 2016 года. Вывод такой: если в октябре 2016 года налоговый орган инициировал взыскание и направил заявление о выдаче судебного приказа, то такой судебный приказ следует отменять, т. к. срок взыскания по такому требованию истёк. Итак, с момента наступления срока уплаты налога до момента окончания срока для его взыскания (направления заявления о выдаче судебного приказа) проходит девять месяцев.

Вместе с тем налоговым законодательством предусмотрено право налогового органа обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока по аналогии с процессуальными сроками при наличии уважительных причин пропуска (ч. 1 ст. 112 ГПК РФ, ч. 1 ст. 95 КАС РФ, ч. 2 ст. 117 АПК РФ). Являются ли заявленные налоговиками причины пропуска срока уважительными, решает суд, но разъяснения, позволяющие квалифицировать причины пропуска срока как неуважительные даны в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57: не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления. Трудно представить, какие уважительные причины пропуска срока предъявления иска о взыскании задолженности по обязательным платежам может заявить налоговый орган, если исключить перечисленные ВАС РФ.

Итак, зная, как исчисляется срок для обращения взыскания задолженности по налогу, с учётом его пропуска, применяется подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, согласно которому безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Налоговый орган не вправе принимать решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадёжными к взысканию при отсутствии оснований, указанных в п. 1 ст. 59 НК РФ, в нашем случае ― при отсутствии судебного акта, поэтому судебный спор может быть инициирован как налоговым органом, так и налогоплательщиком.

Рассмотрим первый вариант решения вопроса о списании задолженности ― по заявлению налогового органа.

Налоговый орган пропустил срок для обращения взыскания и подал заявление по истечении установленного налоговым законодательством срока (как определить, пропущен ли срок, даны разъяснения в первой части статьи). Процессуальным законодательством предусмотрено, что сначала подаётся заявление о выдаче судебного приказа. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон, его копия направляется в адрес должника (ст. 123.5 КАС РФ). Как только судебный приказ получен, в течение 20 (календарных!) дней со дня его направления (дату направления видно на почтовом штемпеле) необходимо подать заявление судье, вынесшему судебный приказ об отмене судебного приказа. После вынесения определения об отмене судебного приказа налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться с исковым заявлением в суд. При этом, подаёт ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления или не подаёт, в ходе искового производства вы вправе принимать участие в судебном разбирательстве и заявлять свои возражения относительно исковых требований. Главным вашим возражением будет, конечно, пропуск срока на предъявление требований о взыскании налога. Если с учётом позиции, изложенной в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, суд не признает причины пропуска срока уважительными, суд отказывает в удовлетворении исковых требований налоговому органу.

Как следует из п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Итак, если в судебном акте указано на пропуск установленного срока взыскания или на отказ в восстановлении процессуального срока, такой судебный акт является основанием для списания задолженности.

А как быть, если налоговый орган не обращается за взысканием задолженности даже после истечения установленного срока, а долги десятилетней давности отражены в лицевой карточке налогоплательщика? В таком случае есть второй вариант решения вопроса о списании задолженности ― по заявлению налогоплательщика.

Обратиться в суд с заявлением о признании сумм, возможность взыскания которых утрачена, безнадёжными к взысканию в связи с истечением срока их взыскания вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик. В Определении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 г. № 1150-О разъясняется, что оспариваемый заявителем подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ прямо признает безнадежными к взысканию суммы налога, пени и штрафа, возможность взыскания которых утрачена налоговым органом, что должно быть подтверждено судебным актом. При этом указанное законоположение не ограничивает перечень субъектов, имеющих право инициировать соответствующее судебное разбирательство. Таким образом, оспариваемая норма не содержит каких-либо непреодолимых препятствий в реализации возможности признания сумм налога, пени и штрафа безнадежными к взысканию ― по инициативе как налогового органа, так и налогоплательщика.

Указанная позиция применялась арбитражными судами и была изложена в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013: при толковании подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений гл. 22 АПК РФ.

Обращаться гражданину необходимо в суд по месту нахождения налогового органа в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. При этом также необходимо соблюдать сроки, а именно три месяца с момента, когда стало известно о нарушенных правах, например, получили справку о задолженности, из которой следует, что по срокам уплаты отраженные долги не подлежат взысканию, или получили отказ в предоставлении каких-то льгот, и этот отказ связан с задолженностью по налогам (но вы точно знаете, что за последний год оплачивали все налоги, и квитанции имеются) ― в трёхмесячный срок (ст. 219 КАС РФ) обращайтесь в суд. Для данного вида спора отсутствует обязательный досудебный порядок урегулирования спора (Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 02 ноября 2016 г. №78-КГ16-43).

Аналогично списывается задолженность по налогам и сборам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. По общему правилу в силу п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ (во внесудебном порядке). Если взыскание не производилось или производилось частично и сроки для осуществления дальнейших мероприятий налогового контроля истекли, то следует очистить лицевую карточку от «зависших» сумм.

При обращении с исковыми требованиями необходимо убедиться, что налоговый орган действительно не осуществил взыскание и в службе судебных приставов отсутствует неоконченное или прекращённое производство по спорным суммам налогов, поскольку оценке подлежат обстоятельства, касающиеся возможности (или утраты возможности) взыскания налоговым органом налога, пени и штрафа.

Существует категория исков по подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, заявленных налогоплательщиками в период, когда взыскание налогов находится в стадии взыскания службой судебных приставов-исполнителей (в т. ч. в результате поступления на исполнение судебного решения (приказа), постановления налогового органа о взыскании налога за счёт иного имущества в порядке ст. 47 НК РФ ― по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям). Соответственно, как это следует из ч. 1, 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в общем случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если судом будет установлено, что инспекцией приняты все необходимые меры по принудительному взысканию задолженности по налогам и пеням, что исполнительные производства, возбуждённые в отношении спорных сумм, не окончены и не прекращены, т. е могут быть взысканы в законном порядке, то суд отказывает в удовлетворении иска. К такому выводу пришёл Верховный Суд РФ в Определении ВС РФ от 17 августа 2016 г. №305-КГ16-9981.

Если налоговый орган своевременно обратился в суд, передал исполнительные документы на взыскание в службу судебных приставов и исполнительное производство окончено или прекращено, то есть шанс списать эту задолженность. Из положений закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 следует, что судебный приказ может быть предъявлен к исполнению в течение трёх лет со дня выдачи (п. 3 ст. 21). Если с даты вынесения судебного приказа истекли три года, то у вас есть право на обращение в суд с указанными требованиями, т. к. дальнейшее взыскание невозможно.

Получив на руки судебный акт с заветными словами об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания задолженности по налогам или об отказе в восстановлении пропущенного срока на взыскание недоимки (пени и штрафа), необходимо знать следующее: утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания налогов сама по себе не является основанием для прекращения обязанности по уплате налоговой задолженности.

Налоговое законодательство не содержит обязательных сроков для списания задолженности, возможность принудительного взыскания по которой утрачена. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 содержит в п. 9 указание на то, что соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. Но сколько по времени значит «немедленно»? Для списания, помимо судебного акта, налоговый орган осуществляет сбор иных документов, в том числе готовит решение о списании. В связи с этим налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с заявлением в произвольной форме о списании задолженности, в отношении которой вступил в законную силу судебный акт, копию которого надо приложить к заявлению. Если по истечении месяца (а именно столько рассматриваются заявления граждан государственными органами) в справке о расчётах с бюджетом указанная задолженность будет отражена, данный факт является основанием для подачи жалобы на бездействие должностных лиц. До тех пор, пока задолженность не будет исключена из лицевой карточки налогоплательщика, суммы налогов, поступившие от вашего имени, могут быть зачтены в счёт уплаты старой задолженности как добровольно погашенные.

Например, по делу между ОАО «ВВВ» и Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (Определение ВС РФ от 2 февраля 2015 г. № 305-КГ14-7637) при рассмотрении данного спора суды руководствовались положениями статей 44, 59, 75 НК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с п. 5 ст. 59 НК РФ, не являются излишне уплаченными и поэтому не подлежат возврату по правилам ст. 78 НК РФ. Поэтому до момента исключения задолженности из лицевой карточки не резонно перечислять свои средства по таким налогам.

Думаю, не стоит дожидаться момента, когда вам понадобится справка о задолженности. В личном кабинете на сайте ФНС России или в своей налоговой инспекции можно узнать обо всех долгах по налогам и сборам, которые числятся на вашей лицевой карточке (счёте). Если эти долги отвечают критериям, о которых изложено в настоящей статье, обращайтесь за их списанием и живите без долгов.