Риски приобретения в собственность земельных участков, расположенных рядом с землями

Автор: Евгения Кистанова

Актуальность проблемы приобретения земельных участков, расположенных рядом с землями лесного фонда, заключается в том, что у собственника земельного участка, находящегося рядом с землями лесного фонда, присутствует риск наложения такого земельного участка на земли лесного фонда.

Выявленная актуальная проблема подтверждается большим количеством судебной практики по вопросу изъятия земельных участков у собственников при подтверждении наложения такого земельного участка или его части на земли лесного фонда.

Одним из ярких примеров может служить ряд аналогичных судебных дел (2-3782/16, 2-3768/16, 2-3767/16, 2-3762/16, 2-3519/16, 2-75/17, 2-74/17), суть которых заключалась в том, что постановлением Правительства Московской области был предоставлен земельный участок администрации городского округа Химки, далее орган местного самоуправления вышеуказанный земельный участок разделил и предоставил многодетным семьям бесплатно. В свою очередь Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с требованием об истребовании земельных участков и признании сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее ― ЕГРН) недействительными в связи с наложением на земли лесного фонда, обосновав свои требования тем, что действия по образованию земельного участка, разделу и передаче в собственность иным лицам являются незаконными. Судом была назначена по каждому делу землеустроительная экспертиза, которая подтвердила факт наложения образованного земельного участка на земли лесного фонда. Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области были удовлетворены в полном объёме.

При анализе вышеуказанных судебных дел возникает вопрос, как Правительство Московской области, органы местного самоуправления не проверили наложения земельного участка на земли лесного фонда и почему страдают в данной ситуации физические лица, на которых по окончании рассмотрения дела была возложена обязанность по оплате землеустроительной экспертизы.

К сожалению, ответить на данный вопрос не представляется возможным, но отметим, что на практике довольно часто именно органы местного самоуправления образовывают земельные участки без проверки сведений о возможном наложении такого земельного участка на земли лесного фонда. Далее такие земельные участки предоставляются в аренду или на праве собственности частным лицам.

Разберём более подробно понятие «земли лесного фонда» с точки зрения действующего законодательства РФ.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса (далее ― ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным и лесным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации ( далее ― ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ участки лесного фонда ограничены в обороте.

Статьёй 67 ЛК РФ предусмотрено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, а правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ.

В соответствии со ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учёт лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт который не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

На сегодняшний день существует лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ч. 1 ст. 91 ЛК РФ).

Таким образом, действующим законодательством РФ предусмотрены два реестра, которые между собой не систематизированы в полной мере: лесной реестр и государственный кадастр недвижимости. Важность взаимодействия вышеуказанных реестров заключается в том, что при постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка, находящегося рядом с землями лесного фонда, необходимо оперативно проверять наложение такого земельного участка на земли лесного фонда и исключать такое наложение до постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка.

На данный момент такое взаимодействие между органами лесного хозяйства и органами кадастрового учёта отсутствует, что и влечёт за собой судебные споры по вопросу изъятия земельных участков органами лесного хозяйства.

Отметим, что при образовании земельного участка проверить наложение на земли лесного фонда возможно путём направления запроса в органы лесного хозяйства. Однако на практике данное действие игнорируется.

Рассмотрим, какие документы подтверждают факт наложения границ образуемого или образованного земельного участки на земли лесного фонда. К таким документам относятся: планшет лесоустройства, таксационное описание, выписка из государственного лесного реестра, акт осмотра земельного участка, лесоустроительные карты и схемы, план лесного участка и иные документы.

При рассмотрении дел судами одним из основных доказательств наложения земельного участка на земли лесного фонда является судебная землеустроительная экспертиза, которая исследует вопрос наложения земельных участков на земли лесного фонда.

Проанализируем несколько судебных дел, в рамках которых рассматривался вопрос наложения земельного участка на земли лесного фонда с привлечением экспертов, которые обладают специальными знаниями в данной области.

Так, по делу № А41-4893/2015 Решением Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2016 года исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области, Росимущества Московской области к Обществу об истребовании из незаконного владения у Общества части земельного участка, исключении из ГКН сведений о местоположении части земельного участка, внесении в ГКН сведений о местоположении земельного участка удовлетворены были в полном объёме. Одним из основных доказательств по данному делу являлась судебная землеустроительная экспертиза, которая подтвердила факт наложения части земельного участка на земли лесного фонда.

В свою очередь, Девятый арбитражный суд апелляционной инстанции 23 ноября 2016 года отменяет вышеуказанное решение и отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объёме. При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции судебная землеустроительная экспертиза, которая проводилась в рамках первой инстанции, была признана недопустимым доказательством по основаниям, что при проведении судебной экспертизы по настоящему делу в Арбитражном суде Московской области участвовало лицо, в отношении которого суд в определении о назначении экспертизы не устанавливал сведения об образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и проведение экспертизы ему не поручал. В связи с чем была назначена повторная судебная землеустроительная экспертиза. По результатам повторной судебной экспертизы апелляционная инстанция отказала в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Основным доказательством при отказе в удовлетворении исковых требований являлась повторная судебная экспертиза, согласно которой был сделан вывод об отсутствии пересечений, наложений земельного участка ответчика и участков лесного хозяйства. Отметим, что в кассационной инстанции решение апелляционной инстанции оставили без изменения.

При исследовании трёх судебных актов по одному и тому же делу возникает вопрос, как могут две экспертные организации по одним и тем же вопросам, исследовав одни и те же документы, сделать противоположные выводы. Следует отметить, что первую судебную экспертизу суд апелляционной инстанции признал ненадлежащим доказательством по организационному моменту, при проведении экспертизы участвовал эксперт, который не был указан в определении суда о назначении судебной экспертизы, но никто не опроверг выводы экспертного заключения по существу, в связи с чем вопрос о противоположных мнениях экспертов так и остался открытым.

Рассмотрим ещё одно интересное дело, которое слушалось в Арбитражном суде Московской области по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества к Обществу об истребовании из незаконного владения части земельного участка и признании недействительной постановку на государственный кадастровый учёт земельного участка (№ А41-46045/2015). В рамках рассмотренного дела была назначена судебная землеустроительная экспертиза, согласно которой выявлено взаимное наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда. Однако в удовлетворении исковых требований было отказано в связи с тем, что данные о постановке на государственный кадастровый учёт участка лесного фонда отсутствуют и сделать вывод о наложении спорного земельного участка на земли лесного фонда не представляется возможным, так как у участка лесного фонда отсутствуют координаты точек границ. Суд посчитал, что судебная землеустроительная экспертиза является недостоверным доказательством по делу.

Противоречивость вынесенного судебного акта заключается в том, что экспертами, которые обладают специальными знаниями, было выявлено наложение части земельного участка на земли лесного фонда, но суд, в свою очередь, решил, что сделать вывод о таком наложении не представляется возможным.

С учётом вышеизложенного можно отметить, что на сегодняшний день спорные ситуации по вопросу наложения земельных участков, находящихся рядом с землями лесного фонда, набирают популярность, а судебная практика ― разнообразный исход дел. Данная ситуация привела к тому, что государство задумалось о решении проблемы путём объявления «лесной амнистии».

Проанализировав проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров», можно сделать вывод, что основной идеей законодателя является приоритетное значение сведений ЕГРН перед данными лесного реестра. Законопроектом предлагается внести изменения в целый ряд законодательных актов Российской Федерации, в частности в Земельный, Градостроительный и Лесной кодексы, федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», «О государственной регистрации недвижимости».

Можно предположить, что основной целью законопроекта является введение механизма по устранению противоречий в сведениях ЕГРН в части принадлежности земельных участков к определённой категории, что предполагает снижение риска изъятия приобретённого земельного участка, расположенного рядом с землями лесного фонда.

С другой стороны, необходимо помнить, что ст. 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 Конституции РФ обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

На сегодняшний день в рамках анализа проекта Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» очевидно уменьшение высокой значимости леса как одной из конституционно охраняемых ценностей в качестве специфического природного ресурса, но и снижение риска изъятия у собственников земельных участков, расположенных рядом с землями лесного фонда, очевидно.