Анализ последних изменений «дачного законодательства»

Автор: Павел Хлебников

3 июля 2016 года были внесены изменения в Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее ― Закон № 66-ФЗ). Изменения, внесённые Федеральным законом от 03.07.2016 № 337-ФЗ (далее ― Закон № 337-ФЗ), вступили в силу со дня официального опубликования ― с 4 июля 2016 года. Сразу оговоримся, что часть изменений вступала в силу позже, что традиционно для нашего законодательства. По ходу описания будем делать указания на момент вступления в силу изменений.

В настоящей статье предлагается проанализировать изменения в этом секторе правового регулирования и посмотреть, какие проблемы остались нерешёнными и что осталось в прошлом.

Итак, закон принят, попытка приведения к нормальному функционированию ещё одной проблемной сферы предпринята. Насколько удачно ― покажет время и практика применения. Что же нового вводится и что изменяет Закон № 337-ФЗ?

1. Вводится понятие «реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения»

Закон №  66-ФЗ дополнен новой статьёй 19.1 «Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения».

Реестр членов объединения должен содержать:

  • фамилию, имя, отчество члена такого объединения;

  • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;

  • кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения, и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

Обязанностями члена в связи с формированием реестра объединения теперь является:

  • предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений;

  • в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Указанный реестр должен быть создан не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

Ведение реестра осуществляется председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Нельзя обойти вниманием Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», так как в новой редакции закона любое объединение теперь ему подчинено в рамках ведения реестра. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 66-ФЗ предусмотрено ознакомление члена объединения с документами, в том числе содержащими персональные данные, оператор ― государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных членов объединения, например: бюллетени, решения, доверенности и т. п. В то же время прямая норма закона, определённая ч. 4 п. 3 ст. 21 Закона № 66-ФЗ, предусматривает предоставление члену объединения копий документов, в том числе содержащих персональные данные членов объединений. Согласно данному закону, персональными данными признаются любые сведения, относящиеся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Возникает вопрос: а что если член будет против? Очередная коллизия? Как выполнить требования Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных»?

2. Внутренняя организация, общее собрание

Как мы знаем, проведение общего собрания, да и общее собрание в целом, является высшей формой управления объединения. Статьёй 21 Закона № 66-ФЗ установлена компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных). С 4 июля 2016 года, если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчётов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения; проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путём) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путём совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело кворума.

Прежней редакцией не допускалось проведение собрания в заочной форме в случае, если в повестку дня общего собрания включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчётов правления и ревизионной комиссии. Теперь же Закон № 337-ФЗ вводит норму, что при условии включения указанных вопросов в повестку дня очного собрания и если оно не состоялось из-за отсутствия кворума, указанные решения могут быть приняты заочно. Установлено, что при равенстве голосов голос председателя правления является решающим.

Расширен перечень документов, которые должны предоставляться членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по их требованию. Если ранее это были лишь копии протоколов общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, то теперь, помимо этих документов, могут быть затребованы:

  • устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесённые в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

  • бухгалтерская (финансовая) отчётность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчёт об исполнении этой сметы;

  • документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

  • правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

  • иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

Указанные документы предоставляются для ознакомления. Также введена обязанность предоставлять копии документов из приведённого выше перечня. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Таким образом, правлению необходимо будет принять решение о стоимости копий документов на основании калькуляции.

А вот что сказали суды по этому поводу:

«Также судебная коллегия считает нужным отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» пункт 3 статьи 27 Закона изложен в новой редакции, согласно которой существенно расширен перечень документов, которые должны быть предоставлены для ознакомления по требованию члену такого объединения, в который включены: устав объединения и свидетельство о его регистрации; бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы; протоколы общих собраний членов объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования; правоустанавливающие документы на имущество общего пользования; иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы». (Апелляционное определение Ленинградского областного суда, дело № 33-3785/2016 от 6 июля 2016 г. по делу № 33-3785/2016) Таким образом, указанный перечень документов стал открытым, поэтому истец вправе обратиться к ответчику с заявлением об ознакомлении со всеми интересующими его документами.

Теперь, с 4 июля 2016 года, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан в течение 10 дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Кроме того, устав объединения должен содержать порядок установления размера членских взносов. Теперь это законодательно установлено.

3. Членские взносы

В новой редакции это денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на содержание имущества общего пользования, оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения. Дополнено очевидным ― содержание общего имущества. Напомним, что в соответствии с тем же Законом № 66-ФЗ имущество общего пользования ― имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Новая редакция закона требует внесения в устав изменений (в частности ― обязательного включения туда положения о порядке установления размеров членского взноса). Торопиться вносить изменения не следует, так как в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 337-ФЗ уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

Появилась некая конкретика и относительно размера взносов, хотя с юридической точки зрения всё-таки нормы управомочивающие и альтернативные:

а) размер членского взноса, по мнению законодателя, теперь может устанавливаться в зависимости от площади земельного участка или от площади объектов недвижимого имущества на земельном участке. Возможен также комбинированный между указанными двумя принцип. Исключён распространённый во многих товариществах принцип членских взносов ― «поровну с участка»;

б) текст статьи: «может предусматривать в том числе…», даёт возможность трактовать вышеописанные принципы взимания членского взноса как рекомендованные, но не обязательные. Если в уставе будет сформулирован иной порядок ― то так тому и быть, главное, чтобы в уставе он был прописан.

4. Корпоративные проблемы закона

Если товарищество живёт без строгого учёта своей хозяйственной деятельности (а это далеко не редкость), то есть не платит налоги, задолжало за коммуналку, не вывозит мусор, не исполняет обязательные противопожарные и санитарные требования, не ставит на кадастровый учёт земли общего пользования, оно может быть признано банкротом по решению суда и затем ликвидировано. Об этом говорится в пункте «О банкротстве садовых и дачных товариществ» (ст. 37 Закона № 66-ФЗ).

В таком случае земли общего пользования, а также совместное имущество будут переданы в собственность бывших членов товарищества пропорционально площади принадлежащих им земельных участков. Но при этом бывшие собственники будут нести субсидиарную ответственность по долгам товарищества в пределах стоимости переданного им имущества.

Предположим, что на деле подобная ситуация может грозить разорением добропорядочным гражданам, которые будут расплачиваться собственным имуществом за долги тех, кто не платит членские взносы и не оплачивает расходы на электричество. Подать в суд может любой поставщик услуг, которому задолжали. К примеру, накопились долги за электричество. Члены-должники получат исполнительный лист на определённую сумму. В случае отказа платить к ним придут судебные приставы и заберут личное имущество в пользу инициатора банкротства. Если с должников нечего взять, долги лягут на плечи остальных членов садового товарищества. А взамен они получат в коллективное пользование электрические столбы, провода, трансформаторы и прочие ненужные в личных хозяйствах приспособления. До сего времени подключение к электросетям происходило путём заключения договоров с местной властью, а в каждом СНТ были свои формы этого документа. Тарифы на электроэнергию тоже устанавливались индивидуально. Так будет продолжаться впредь: закон ничего об этом не сказал.

Кадастровая оценка участка, вопросы межевания, тарифы на электроэнергию, затраты на ремонт внутренних дорог и подъездных путей новым законом не рассматриваются.

У товарищества теперь не будет ни господдержки, ни госконтроля ― всё отдаётся на откуп местным органам самоуправления.

В заключение

С принятием Закона № 337-ФЗ стало ясно пока только одно: у садоводов и огородников с новым законом явно прибавится проблем. Думаю, что законодатели подвергнут данный закон существенной доработке. Пока ещё нет чёткой судебной практики по его применению. Как будет на самом деле ― время покажет.