Портал корпоративного университета. Функционал и перспективы развития
А. Ворожцов

 Директор Департамента
информационных технологий Академии АйТи

   Корпоративный университет – это достаточно новая для нашей страны форма комплексной подготовки персонала, которая носит не только и не столько прикладной (обучить сотрудников новым приемам работы и предоставить им все необходимые знания), но и стратегический характер, непосредственно связанный с внутренними бизнес-задачами. Корпоративный университет имеет более широкие возможности, чем просто система подготовки персонала – это возможность приведения программ обучения в соответствие с бизнес-задачами, формирования корпоративной культуры организации, подготовки кадрового резерва, оценки эффективности персонала и инвестиций, вложенных в развитие сотрудников.
   Порталы Корпоративного университета (КУ) – совсем новая услуга на рынке ДО, которая обещает стать популярной в ближайшем будущем. Сам по себе портал – это совокупность сайтов, объединенных общей страницей входа. Если говорить о порталах дистанционного обучения, то это – совокупность сайтов с информацией, разбитой по разделам, связанным с обучением. Портал КУ создается для того, чтобы объединить различные структуры организации, все филиалы и бизнес-единицы в единое информационное поле, организовать единую интегрированную среду обучения. Портал дает возможность объединить весь цикл работы и обучения сотрудников внутри компании. Человек приходит в организацию и проходит адаптационный курс, затем повышает квалификацию, через какое-то время проходит аттестацию: портал, с одной стороны, объединяет информацию по обучению в компании в целом, а с другой – историю обучения и планирования по каждому сотруднику в частности. Он является одним из компонентов, интегрированных в систему управления персоналом, финансовую систему и, благодаря этому, синхронизирует все изменения, происходящие с человеком за время его работы в компании.
   Портала КУ дает возможность решать следующие задачи:
   • внесение информации в единую образовательной базу для реализации процесса обучения и повышения квалификации сотрудников и кадрового резерва компании с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
   • использование технологической и методологической основы для разработки специализированных профессиональных программ, позволяющих проходить обучение и аттестацию всем сотрудникам компании;
   • создание информационной базы по каждому сотруднику, прошедшему обучение или обучающемуся в КУ;
   • использование сервиса дистанционного обучения для слушателей и преподавателей образовательных программ, входящих в КУ.
   Специалисты отдела кадров компании получают инструмент, позволяющий держать руку на пульсе процесса подготовки молодых специалистов и переподготовки специалистов со стажем.
   В функционале портала КУ могут быть предусмотрены такие сервисы, как работа с личными карточками студентов, включающая в себя сбор и обработку личных данных каждого, прошедшего обучение. С внедрением этого сервиса сотрудники компании получат возможность формировать отчеты об успеваемости и характеристики студентов по различным критериям. Кроме того, будет сформирован архив истории обучения студентов с возможностью поиска по нему.
   На портале может быть развернута система ДО. Система управления дистанционными курсами обеспечивает доступ студентов и специалистов предприятия к списку курсов, отображает краткое содержание и сохраняет результаты обучения. Курсы ДО адаптированы, прежде всего, для самостоятельного изучения; для проверки полученных знаний на портале КУ размещаются специальные тестовые задания.
   Реализация сервиса видеоконференций на портале позволит проводить лекции и семинары для слушателей, находящихся в разных местах, с поддержкой интерактивной обратной связи с аудиторией. Доступ к видеоконференциям может быть организован как в режиме online-трансляций через интернет, так и в режиме просмотра заранее сделанных видеозаписей. Во время online-трансляции лектор может демонстрировать слушателям слайды презентаций, документов, электронных таблиц, использовать электронные доски и другие средства визуальной подачи материала. Слушатели могут оставлять сообщения в чате или через программы голосовой связи, отвечая на вопросы преподавателя или задавая собственные. Все события, которые происходят во время online-трансляции, записываются на сервере для последующего просмотра.
   При всей широте функционала портала КУ, основное внимание при его создании необходимо уделить наполнению системы образовательными программами. Наполнение образовательной базы может идти за счет стандартных курсов ведущих отечественных и зарубежных производителей дистанционного и образовательного контента или на основе заказных решений, созданных индивидуально для компании с учетом специфики ее структуры и деятельности.
    Чтобы курсы ДО, размещенные на портале КУ, были максимально эффективны, нужно обратить особое внимание на их качество, методическую, педагогическую и функциональную ценность и целостность. Курс должен быть очень хорошо структурирован, четко разбит по темам по задачам. Наиболее часто встречающиеся минусы существующих курсов – нечеткость, хаотичность, плохая структурированность, недостаточная работа с текстами, нехватка аналитики методистов.