Результаты первого исследования «Корпоративный ДМС»

Автор: Р.Каплин

Р.Каплин

Объектом исследования стали крупные российские компании, представляющие различные отрасли бизнеса.

Оценки услуг ДМС, предоставляемых страховыми компаниями Таб. 1

Оценки услуг ДМС, представляемых страховыми компаниями Таб. 1 (Продолжение)

Рейтинг популярности страховых компаний Таб. 2

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования определены Законом РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Статья 1 этого документа гласит, что медицинское страхование может осуществляться в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования. Оно обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, но только в объемах и на условиях, определенных специальными государственными программами.

В настоящее время обязательное медицинское страхование осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Эта программа утверждена постановлением Правительства РФ от 11.09.98 № 1096. Она включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, порядок формирования подушевых нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставление гарантированных объемов медицинской помощи и т. д.

Добровольное же медицинское страхование (далее — ДМС) обеспечивает гражданам дополнительные медицинские услуги сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

В любом полисе ДМС четко прописывается перечень услуг, которые будут предоставляться его владельцу, а страховщики контролируют качество услуг и заботятся о сервисной составляющей своих программ. Добровольным медицинским страхованием в той или иной степени занимается большинство страховщиков: по данным страхового надзора, около 75% зарегистрированных страховых компаний имеют лицензию на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию.

Реальное страхование — связанная с рисками предпринимательская деятельность, при которой страхователь вносит статистически рассчитанную плату за лечение, необходимое «среднему» человеку его возраста за год, а застрахованный получает те услуги, которые потребуются ему по медицинским показаниям.

Реальным медицинским страхованием занимаются преимущественно лидеры рынка ДМС — ведущие универсальные страховщики федерального уровня, на которых приходится более половины всех взносов в этом сегменте. Так, всего лишь около десятка компаний обеспечивают медицинской защитой персонал большинства крупных производственных комплексов России, заодно предоставляя услуги среднему и малому бизнесу, а также частным клиентам.

Среди компаний, работающих на рынке ДМС, можно условно выделить три группы, различающихся по стратегии привлечения клиентов.

  1. Страховые компании, являющиеся «дочками» финансово- промышленных холдингов. Основная задача этих страховщиков — организация медицинского обслуживания материнской структуры и аффилированных с ней компаний. Как правило, эти компании работают в регионах в соответствии с географией бизнеса учредителей. Накопив опыт работы с «родственными» клиентами, они начинают активно предлагать свои услуги их партнерам и иным предприятиям, работающим в соответствующих регионах. Зачастую в подобных случаях страхование осуществляется с полным или частичным учетом принципов возвратности. К числу таких компаний можно отнести большинство лидеров: Группа «СОГАЗ», включающая компании «СОГАЗ» и «Газпроммедстрах», ЖАСО, входящие в страховую группу «КапиталЪ» компании «КапиталЪ Страхование» и «КапиталЪ Медицинское страхование», «Шексна», СК «Сургутнефтегаз», СКМ, «Согласие». Кроме того, свои сегменты рынка имеет «Энергогарант», традиционно страхующий региональные АО-энерго и близкие к электроэнергетике компании.
  2. Компании, работающие в программе обязательного медицинского страхования (через специально созданные дочерние компании) и во многом на этом строящие свою маркетинговую политику. Известность людям, возможность координировать финансовые потоки, идущие по каналам обязательного и добровольного страхования, а также налаженные отношения со всеми московскими поликлиниками и больницами позволяют этим страховщикам занимать лидирующие позиции в ДМС. В первую очередь к числу этих компаний можно отнести МАКС, РОСНО и «Спасские ворота». Эти три компании являются лидерами московского рынка классического медицинского страхования. Однако совмещают деятельность ДМС и ОМС не только они. На таких принципах работают многие как московские, так и региональные страховщики.
  3. Компании, ориентированные исключительно на рыночную клиентуру. Они работают только с теми клиентами, которых удалось привлечь различными маркетинговыми программами. В любой из компаний этой группы можно купить весь набор существующих на рынке страховых программ: амбулаторное лечение с прикреплением к любому из ведущих медицинских учреждений, стационарное лечение, «Скорая помощь», «Личный врач» и т.п. К числу таких страховщиков можно отнести ведущие российские универсальные страховые компании «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», компании системы «Росгосстрах», «УралСиб», «Ренессанс Страхование», «AIG Россия», «Россия». Активно работают на рынке массового ДМС Страховой дом ВСК и «АльфаСтрахование».

По итогам первого полугодия 2007 года взносы по добровольному медицинскому страхованию составили 44 млрд рублей. Основу рынка ДМС в России формирует корпоративное страхование:
90-95% полученных премий приходятся на взносы от юридических лиц, оставшиеся 5-10% - на взносы от физических лиц, при этом большинство из них являются родственниками сотрудников застрахованных компаний.

Специалисты считают, что российский рынок корпоративного добровольного медицинского страхования уже близок к насыщению. Как в компаниях с иностранными собственниками, так и на крупных российских предприятиях ДМС стало неотъемлемой частью социального пакета, инструментом мотивации и повышения лояльности персонала, методом управления финансами компании за счет сокращения больничных листов и минимизации налогообложения.

Российский рынок корпоративного ДМС прошел стадию экстенсивного развития, когда прирост взносов обеспечивался за счет привлечения новых предприятий и основным критерием выбора страховщика считалась цена страховки. Следующий этап — интенсивное развитие рынка, которое предполагает конкуренцию за счет повышения качества обслуживания, усложнения и увеличения сервисной составляющей страховых продуктов, а также дальнейшую концентрацию рынка.

Темпы роста рынка добровольного медицинского страхования отстают от среднерыночных показателей. Среди основных проблем сектора ДМС можно назвать опережающий рост цен на рынке платных медицинских услуг, что в свою очередь сказывается на стоимости полисов ДМС и препятствует расширению этого вида страхования. В большей мере высокая стоимость полиса ДМС сдерживает развитие именно индивидуального страхования.

Еще одним фактором, сдерживающим развитие корпоративного ДМС, служит существующее ограничение по отнесению на себестоимость расходов на страхование сотрудников в размере не более 3% от фонда оплаты труда, тогда как стандартная программа ДМС предполагает большие затраты. Кроме этого работодатель помимо взносов на ДМС вынужден платить единый социальный налог, куда входят отчисления на ОМС, которым его работники фактически не пользуются.

С целью выявления оценок работодателями качества предлагаемых страховыми компаниями услуг по добровольному медицинскому страхованию в конце 2007 года журналом было проведено специальное исследование.

Исследование проводилось методом телефонного опроса лиц, принимающих в компаниях решения о выборе страховой компании и покупке услуг ДМС для сотрудников. В исследовании приняли участие 430 компаний, представляющие различные отрасли экономики.

Это в основном наиболее крупные и известные московские компании.

Респондентам в анкете предлагалось указать страховые компании, с которыми они сотрудничают и по десятибалльной шкале оценить качество предоставляемых этими страховщиками услуг добровольного медицинского страхования.

Анализ показывает, что в тройку лидеров по популярности вошли страховые компании «Росно» (18.2%), «Ресо гарантия» (13,4%) и «Ингосстрах» (11,6%), услугами которых в совокупности пользуются 43.2% компаний, принявших участие в исследовании.

Что касается непосредственно оценок услуг ДМС, то их наглядно иллюстрирует сводная таблица №1.

Как показывает анализ, в целом респонденты оценивают качество услуг по ДМС положительно. Оценки от 7 до 10, что соответствует оценкам «хорошо» и «отлично» в переводе на пятибалльную систему, составили 87.8% от общего количества оценок.

Условно положительные оценки (5-6), что соответствует оценке «удовлетворительно», респонденты составили 12.2 %.

Среди страховых компаний — «отличников» по ДМС наибольшие доли составили «Ингосстрах» (60,7%), «Прогресс гарант» (50%), «Ренессанс», «Ресо Гарантия» (по 46 47%), Росно (39,2%).

Твердую «четверку», по мнению респондентов, заслужили «Макс-М», «Росгосстрах», «Спасские ворота», «Согаз», «Россия», «Росно» (от 52 до 85%).

Представляет интерес, что страховые компании, получившие высокие оценки респондентов, не входят в тройку лидеров по финансовым показателям. Так, «Ингосстрах» занимает в финансовом рейтинге 4-е место, «Ресо-Гарантия» — пятое, «Ренессанс» — 11-е.

Примечательно также, что по классификации страховых компаний эти фирмы относятся к маркетинго-ориентированному «рыночному» типу. Поэтому таких высоких оценок заслуживают, в первую очередь, их маркетинговые программы и ориентация на качество.

Лидеры рынка — «Согаз», «Росно» — по мнению большинства респондентов, заслуживают оценок 7 и 8.

Компании, получившие оценки 5-6 и 7-8, относятся, в основном, ко второму типу по классификации СК, то есть являются дочерними компаниями финансово-промышленных групп и компаний, работающих в сегменте ОМС.

Выводы
Комплексный анализ всей собранной информации позволил сделать следующие выводы:
Российский рынок корпоративного добровольного медицинского страхования уже близок к насыщению. Он уже прошел стадию экстенсивного развития и вступил в стадию интенсивного развития за счет перехода количества в качество.

На многих российских предприятиях ДМС стало неотъемлемой частью социального пакета, инструментом мотивации и повышения лояльности персонала.

Основными критериями выбора работодателями страховой компании являются объем услуг, оказываемых в рамках корпоративной программы по ДМС, уровень тарифов на услуги медицинского страхования, хорошие отзывы о работе СК.

Наиболее популярными среди работодателей по результатам проведенного нами исследования являются страховые компании
«Росно», «Ресо-гарантия» и «Ингосстрах», совокупная доля которых составила 43.2%.

Респонденты оценивают качество услуг по ДМС, в целом, положительно. Оценки качества предоставляемых услуг по ДМС от 7 до 10 составили 87,8 %.

Большинство респондентов оценили положительно деятельность таких компаний, как «Ингосстрах», «Прогресс-гарант», «Ренессанс», «Ресо-Гарантия», «Макс-М», «Росгосстрах», «Спасские ворота», «Согаз», «Россия», «Росно».

Компании, которым респонденты поставили самые высокие оценки, относятся к маркетингоориентированному «рыночному» типу и ориентированы, в первую очередь, на качество предоставлемых страховых услуг.

Предложения и рекомендации
Настоящее исследование явилось, во многом, пилотным, так как позволило выявить общие тенденции в сегменте ДМС на рынке страховых услуг и получить самые общие оценки такого комплексного показателя, как «качество» страховых услуг.

В этой связи, представляется целесообразным проведение дальнейших исследований, в первую очередь, изучение понятия «качество страховых услуг», его структурных элементов, оценки его в количественных показателях. Это потребует разработки специальной программы исследования, сбора вторничной и первичной маркетинговой информации из различных открытых источников об услугах различных СК по добровольному медицинскому страхованию, а также интервьюирования респондентов — работодателей с целью изучения их представлений о качеств е страховых услуг.

Изучение качества следует дифференцировать в зависимости от типологии страховых компаний по признаку их ориентированности на рынок.

Исследование необходимо проводить с привлечением компетентных консультантов как со стороны страховщиков, так и со стороны работодателей и маркетологов.


Используемые источники:
1. «Здоровье сотрудника — Успех компании». Результаты исследования E-xecutive
http://www.e-xecutive.ru/publications/ratings/article_3595/
2. Добровольное медицинское страхование работников. Российский налоговый курьер, №19 — 2003
3. Основные игроки на рынке ДМС. РА «Эксперт»
4. Такие разные: ОМС и ДМС.
http://www.edentworld.ru/cgi-bin/info/lib.pl?cid=&DocID=2170
Всех не вылечат. «Эксперт северо-Запад» № 44/25 ноября 2002.

Рейтинг компаний-лидеров по Корпоративному ДМС

Благодарим PR-менеджеров страховых компаний за предоставленные данные.
* Уточнение: это — информация только по договорам, заключенным в Центральном офисе (Москва).
Сведения о договорах, заключенных в регионах, собирается для отчетности только по итогам года.
** Уточнение: это — информация только по договорам, заключенным в Центральном офисе (Москва).
Сведения о договорах, заключенных в регионах, собирается для отчетности только по итогам года.
Материалы первого исследования будут размещены на нашем сайте www.top-personal.ru