ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП — ИНТЕРЕСЫ КОМПАНИИ И СОТРУДНИКОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ

Автор: К. Астафьев (интервью)

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП — ИНТЕРЕСЫ КОМПАНИИ И СОТРУДНИКОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ

К. Астафьев, генеральный директор Группы компаний «Урал-Пресс»

Какие коррективы внес кризис в Ваш бизнес?

— Подписка — рынок падающий. Величина падения — 3 — 7% в год. Кризис увеличил падение до 15 — 30%. Наш средний прирост за пять прошедших лет — 90% в год. То есть наш рост за счет новых клиентов пока перекрывает падение от кризиса. Наиболее пострадали промышленные моногорода: Магнитогорск, Череповец, Новокузнецк, Нижний Тагил. Не перегруженные промышленностью города: Краснодар, Абакан, напротив, падения по подписке пока избежали. За прошедший 2008 год «Урал-Пресс» купил подписные агентства в Хабаровске, Каменск-Уральском, Тюмени, Архангельске. Сейчас переговоры по приобретению новых агентств приостановлены.

В чем секрет Вашего бурного роста за последние годы?

— В том, что нам удалось предложить российскому рынку ведомственной подписки оптимальный продукт по соотношению цена-качество. Мы стали альтернативой «Почте России», и подписчик смог уже выбирать поставщика, в условиях обозначившейся конкуренции требовать качественную услугу. Особенность нашего продукта — это простота оформления подписки для заказчика, индивидуальная доставка прессы в удобное для подписчика время, удобная для подписчика форма отчетности.

То, что данный продукт оказался востребованным и позволил компании стремительно занять свою долю рынка, подтверждают исследования медиа-холдинга «Эксперт». В 2009 году «Урал-Пресс» вошел в число 80 самых быстрорастущих уральских компаний, то есть тех предприятий, чьи объемы увеличивались ежегодно не менее чем на 30%. С 2004 по 2008 год оборот «Урал-Пресс» вырос в 12 раз, количество филиалов выросло с 4 до 62, а численность сотрудников — увеличилась в 6 раз.

Такие компании на Западе называют «Газели» — именно их считают локомотивом экономики. Расскажите об особенностях управления группой компаний «Урал пресс», о разрозненных филиалах, их количестве, численности работников.

Как начиналась работа?

— На рынке подписки «Урал-Пресс» работает с 1992-го года. Но строить сеть мы стали активно с осени 2005-го. Чуть раньше к нам пришло понимание, что рынок подписки — сетевой. Так же, как банковский, страховой, ритэйл. То есть какие-то виды бизнеса выгодней осваивать как сетевые, а какие-то нет. Сеть — это конвейер, со всеми плюсами и минусами. Основные плюсы — это то, что в сети оптимизируются и стандартизируются процессы. В идеале берется самое лучшее и тиражируется на всех, а типовые ошибки, напротив, отлавливаются, до того как могут пойти в тираж. В течение двух лет мы отрабатывали модель сети альтернативных агентств, больше взяли у банковских сетей, чем у ритэйла. Все-таки наш продукт — это не товар, а услуга. В течение пяти лет мы практически удваивали оборот каждый год. На сегодня количество представительств «Урал-Пресс» — в 62 городах — от Мурманска до Владивостока. У нас работает более тысячи сотрудников. Каждое десятое издание по подписке в России проходит через «Урал-Пресс».

В чем заключается дальнейшая стратегия развития компании? Существуют ли у Вас единые стандарты управления для большого количества филиалов? Ваша компания жестко иерархическая или децентрализованная?

— Без единых стандартов работать практически невозможно. А когда у вас более трех точек присутствия, вам придется эти стандарты отшлифовать, прописать и внедрить. Когда мы начинали отстраивать сеть, нам не хотелось строить жестко иерархичную
компанию. В таких компаниях часто нездоровая армейская атмосфера. Мы более демократичны, в своем развитии ориентированы
на партнерскую схему. В управлении более склонны к рекомендациям, чем приказам. Если в какой-то момент у руководства сети и
филиала в чем-то видение развития не совпадает, мы готовы дать больше свободы руководителю филиала. Нам нужен, прежде всего, результат. Мы понимаем, что какие-то вещи лучше видны на месте, чем в центральном офисе. И любой имеет право на ошибку. С той скоростью, с которой мы развиваемся сейчас, мы предполагаем развиваться еще года два, пока не произойдет заполнение рыночных ниш. Одновременно с этим будем повышать эффективность, производительность. Сейчас 60% рынка подписки — у «Почты России», 30% — у альтернативных агентств (которых более 150) и 10% — у самих редакций. Через два года у «Почты России» останется 30 — 40%, у редакций — 10 —15%, все остальное поделят альтернативные агентства, только их количество сократится раз в пять.

Какое в Вашей компании управление: по жестким правилам или по понятиям? Расскажите о стандартах вознаграждения и компенсации.

— Основной принцип — интересы компании и сотрудников должны быть сформированы в одном направлении. Если это есть, развиваться становится значительно легче. Конечно же, возможно это при хорошем материальном вознаграждении, ориентированном на результат работы. Жестких правил не может быть много, иначе их будет сложно соблюдать. Да и для психологического климата должно оставаться место для творческой импровизации. Иначе организация превратится в армию.

«Вечные сотрудники». Они присутствуют в любой организации, переживают и собственников, и директоров, являются носителями ценностей компании и ее балластом. Есть ли у Вас такие сотрудники, что Вы о них думаете?

— У нас есть курьеры, которые работают в компании дольше меня. Как к работникам, к ним претензий нет. Но каких-то больших бонусов за то, что они так долго работают, тоже не предусмотрено. Если завтра качество их работы упадет — нам придется от них отказаться. В процессе развития так бывало, что компания перерастала некоторых сотрудников. Это нормально. Расставались, по возможности, хорошо. Если завтра «Урал-Пресс» перерастет мою компетенцию, мне придется уйти с этой должности. Мы ведь не строим «Урал-пресс» под себя или своих сотрудников, мы строим ее под рыночные потребности.

Могли бы Вы разделить Ваших сотрудников на категории: нападающие, защитники, охранники и т.д.? Требуется ли для каждого вида сотрудников особая мотивация, особый подход?

— Конечно. Любая организация — во многом команда, кто-то занимается бухгалтерией, кто-то — продажами. Где-то нужна склонность к рутинной работе, а где-то — к творческой. И мотивация у каждого своя. Но принципиальный подход, так как он действительно важен, повторю: интересы компании и сотрудников должны быть сформированы в одном направлении.

«Натуральное хозяйство» или аутсорсинг? Какие процессы в компании Вы отдаете на аутсорсинг или собираетесь это сделать?

— Магистральное экспедирование в настоящий момент. Но мы готовы рассматривать любые процессы, если это будет целесообразно.

Как изменилась Ваша организация с момента ее становления?

— В 1994 году у нас было два письменных стола, один телефонфакс и, соответственно, один офисный сотрудник. Сейчас только в Екатеринбурге, в головном офисе, работает более 64 человек, а в отделе доставки — 78. Во всей сети «Урал-Пресс» насчитывается 1 056 сотрудников. Это если говорить о персонале. Если же еще посмотреть технологическую составляющую бизнеса — сейчас у нас вся сеть работает в одной программе, есть служба техподдержки, процесс подписки и доставки оптимизирован и автоматизирован, есть электронный журнал для обработки поступающих претензий и вопросов от клиентов.

Самое главное — мы создали технологии, которые легко тиражировать при открытии новых филиалов.

Руководители и сотрудники, имеющие собственное мнение и дурную привычку его отстаивать (после обсуждения), должны быть готовы к увольнениям или…?

— Каждый сотрудник может высказать свое мнение и должен быть услышан, но после обсуждения и принятия решения он должен его исполнять, даже если не был с ним согласен. Все-таки дисциплина и умение подчиняться важны.

Иногда успешные руководители не имеют даже высшего образования, например — японский владелец мировой сети бутиков, имеющий три класса образования. Ваше отношение к собственному образованию и образованию сотрудников?

— Да, бывает, что у собственников бизнеса или занимающих высокие должности сотрудников нет высшего образования. Но я пока не встречал людей, которым высшее образование помешало в работе.

У Кальтера Брунера «вырос» большой зуб на Штирлица: бывает ли в Вашей компании дружба «стенка на стенку» или иные проявления оппортунизма? Как сделать, чтобы этого не произошло? Как Вы поступаете в таких случаях?

— Конфликты — это нормально. Их наличие — основной признак здорового психологического климата. Если их нет совсем или они очень часты — значит, что-то не так. Если ситуация выходит из равновесия и нужно вмешательство сверху, очень важно дать возможность высказаться всем. После чего найти и устранить источник конфликта.

«Существует 10 способов заставить русского человека работать, но ни один из них не работает» («Русское радио»). Ваши комментарии?

— Русский человек не уникален. Он может быть сложней американца или менее утончен, чем европеец. Да, он интересен и даже бывает очень оригинален, но не уникален. Почти все, что заставляет работать других людей, годится для русского. И если вам удалось сделать так, чтобы интересы человека совпали с интересами компании, — и русский, и не русский человек будут работать.