Игры, в которые играет бизнес

Автор: М. Холкина

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЕТ БИЗНЕС

М. Холкина

Кто уклоняется от игры, тот ее проигрывает. Ришелье

Активное проникновение виртуального мира в реальную жизнь обычно вызывает неодобрение. Мы гоним детей от телевизора, не понимаем СМС-зависимых подростков, ругаем себя за открытый в соседнем окне пасьянс «Косынка». Но не все виртуальные увлечения вызывают такого рода скепсис.

Виртуальный бизнес активно завоевывает умы продвинутых топ-менеджеров и репутацию чуть ли не лучшего инструмента развития потенциала сотрудников. В моду вошли тренажеры и бизнес-симуляторы. Для большинства крупных компаний регулярное проведение корпоративных бизнес-игр стало нормой. Нередки случаи, когда победители таких соревнований попадали в кадровый резерв или неожиданно получали от начальства солидную премию…

Журнал «Управление персоналом» решил разобраться, в какие игры играют крупные компании и так ли все безоблачно в сфере виртуального бизнеса.

ИГРОВАЯ ПСЕВДОРЕАЛЬНОСТЬ

«Монополия» — возможно, самый популярный бизнес-симулятор в мире. Она родилась в Соединенных Штатах в период Великой депрессии и почти сразу озолотила своих создателей. Сегодня у «Монополии» появилось множество внуков и внучек — игр компьютерных и настольных, тренажеров универсальных и созданных для конкретной компании, симуляторов, отражающих разнообразные аспекты бизнеса. В Интернете воссозданы целые виртуальные экономики, где можно попробовать себя в любой роли, от рабочего до олигарха.

Главным плюсом виртуального бизнеса является право на ошибку. Симулятор позволяет ошибаться, наступать на грабли сколько душе угодно — причем при полном отсутствии риска потерять реальный капитал. Также симуляторы помогают разобраться в том, как формируется денежный поток, дают возможность попробовать различные модели финансового поведения или же понять, как работает компания, какова ваша роль в производственной цепочке и к каким последствиям приведут те или иные решения.

Один из лидеров по разработке бизнес-симуляторов — шведская консалтинговая компания Celemi. В 1978 году заказчик пожаловался на поведение своих сотрудников по отношению к клиентам. Тогда в Celemi провели исследование и пришли к выводу: люди не меняют поведение, потому что не представляют его конечного результата. И тогда специалисты придумали игру, логика которой доказывала, что довольный клиент «работает» на долгосрочную перспективу компании.

Другие скандинавы — финская компания Cesim Oy — создали компьютерный симулятор, который полностью имитирует телекоммуникационный бизнес. Его используют многие европейские операторы, его приобрела и компания «МТС». У наших соотечественников симулятор существует в измененном виде: «Разработчик немного подкорректировал программу в соответствии с особенностями компании «МТС». Дело в том, что в европейской телекоммуникационной модели существует практика аренды базовых станций. Чего, собственно, у нас практически не происходит. Мы станции строим сами. Есть еще ряд нюансов, которые нужно было изменить в оригинальной игре, чтобы она максимально была приближена к нашему бизнесу. В целом на такую «подгонку» у разработчика ушло около 2 месяцев. Создание полностью кастомизированного симулятора требует большего времени, как правило, 5-6 месяцев», — комментирует Марина Деревлева, директор корпоративного университета компании «МТС».

Естественно, симулятор должен чутко реагировать на изменения окружающей среды, иначе он слишком быстро устареет. Чаще всего обновление игры берет на себя провайдер: после разработки он, как личный врач, «ведет» своего пациента. Причем изменения, от глобальных до чисто технических, приходится вносить постоянно: «Недавно у нас возникла идея: неплохо бы участнику видеть подсказки, когда он принимает какое-то решение. Например, если ты повысишь цену, конкуренты «отгрызут» у тебя кусок рынка широкополосного доступа. Провайдер пошел нам навстречу и сделал это обновление бесплатно», — продолжает Марина Деревлева.

Игра «Добро пожаловать в DHL», которая за небольшой период существования успела стать притчей во языцех, создавалась совершенно по другому принципу. Специальная проектная команда, состоящая из сотрудников отдела HR, собрала и обработала информацию о работе всех подразделений DHL, а компания Business Training Russia воплотила ее в форме настольного симулятора. Директор по персоналу компании DHL Елена Петрова рассказывает: «Несмотря на то что бизнес-процессы в компании имеют четкую, прописанную структуру, нужно было проанализировать огромный объем данных и адаптировать существующую систему работы к такому формату, как настольная игра, в которую будут играть как курьеры и сортировщики, так и менеджеры высшего звена».

Еще одни приверженцы настольных игр — компания «Альфа-Страхование», первая страховая компания в России, в которой появилась практика использования бизнес-симулятора. Александр Анапольский, руководитель корпоративного университета компании «АльфаСтрахование», комментирует: «Нет никаких компьютеров, есть поля и фишки, которые люди расставляют. Есть карточки и калькуляторы. Все приходится делать своими руками; через мышечную память, через моторику очень хорошо все запоминается».

Ведущий фасилитатор бизнес-симуляции Storewars Олег Ануфриев, напротив, говорит о преимуществе компьютерных симуляторов над настольными: «Компьютерная программа позволяет сделать очень много вещей. Пронаблюдать, как движется рынок, «выбить» какую-то аналитику по этому рынку, посмотреть, какие финансовые результаты у компании получились в результате принятых решений. И нет элемента случайности. Все, что происходит, связано только с тем, как повели себя игроки». Storewars (с английского — «сражение магазинов») — бизнес-симуляция универсального характера, не заточенная под бизнес конкретной компании. В этом симуляторе заложен сложный алгоритм, имитирующий поведение потребителя в момент выбора магазина и товара на полке. IMS Group проводит и корпоративное обучение, и открытые соревнования, куда можно отправить своего сотрудника. Но бывает, что на корпоративных мероприятиях Storewars менеджеры выказывают желание сделать акцент на определенной насущной для бизнеса проблеме. Для этого IMSG включает в курс дополнительные специализированные лекции для ритейлеров, продавцов и производителей по актуальной тематике.

Александр Тимохов, генеральный директор ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса», не любит слово «симулятор». Ему по душе аббревиатура КДИ — компьютерная деловая игра. Именно под таким названием 15 лет назад вышло его главное детище — «Бизнес-курс: Максимум». В чем особенности этой игры? Во-первых, целевая аудитория: 90% игроков — студенты экономических факультетов, будущие акулы бизнеса. Во-вторых, сам контент.

В игре не воссоздается конкретный бизнес, дается обобщенная производственная модель: «Сама машина, которая делает деньги, у всех разная. А все, что идет дальше, начиная с бухучета, плюс финансовый отчет, плюс налоговый отчет — это везде одинаково. И этому можно учить. Мы постарались наполнить наш продукт знанием, применимым для любого вида деятельности», — говорит Дмитрий Тимохов, руководитель отдела программных разработок.

ВККБ пока не берутся за разработку бизнес-симуляторов для отдельных компаний, но считают, что, в конце концов, они встанут и на этот путь.

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!

Разные компании привлекают к бизнес-симуляциям персонал разного уровня. К примеру, в «Добро пожаловать в DHL» играют абсолютно все, от курьеров и водителей до топ-менеджеров; причем в результате жеребьевки топ-менеджер легко может стать курьером и ему придется с полной отдачей трудиться в этой должности, чтобы команда добилась успеха.

В свою очередь, компания «МТС» вовлекает в игру верхушку кадрового резерва, так называемых Top Talents, которых в компании максимум 50 человек. Эти «сливки» в рамках бизнес-симуляции еще и проходят курс мини-MBA. Storewars также актуальна в основном среди топов: играть, конечно, могут все желающие, но эффективнее всего тренинг проходит при участии менеджеров среднего и высшего звена.

Олег Ануфриев вспоминает, как одна компания отправила играть в Storewars супервайзеров и мерчендайзеров: «Это была катастрофа, единственная на моей памяти. Дело в том, что нижнее звено не понимает многого из того, о чем мы говорим. Потому что речь идет о стратегии, а не о тактике. Мы говорим о финансах и бизнесе компании, а не о бюджетах или планах отделов».

Виртуальный город «Альфа-Град» гостеприимен и для директоров филиалов, и для страховых агентов. Каждый сотрудник «выносит» из игры важные выводы. Продавцы, которые всегда хотят максимизировать свою прибыль, увеличить количество рекламы и в то же время снизить цену на продукт, начинают понимать, что это утопия, становятся более профессиональными в плане консультирования клиента. Руководители отделов, в свою очередь, приобретают навыки управления персоналом: «Например, есть показатель привлекательности рабочего места для продавцов.

Высокая зарплата добавляет 6 баллов привлекательности. Офис в центре — только 1 балл. Эти коэффициенты тщательно разрабатывались топ-менеджерами», — говорит Александр Анапольский.

Как проходят корпоративные бизнес-баттлы? В «МТС» игрокам дается один день на тренировку и адаптацию к игре. За этот день команды проживают три этапа игры, то есть три виртуальных года. После каждого этапа проходит анализ, заточенный на стратегию, маркетинг, HR и так далее. По результатам пилотного дня идет сравнение бизнес-показателей компаний и выявляется победитель. Затем для участников проходит вышеупомянутый мини-МВА, и начинается настоящее сражение — шесть лет за два дня. Марина Деревлева делится опытом: «Часто в процессе игры прослеживается влияние функции каждого конкретного руководителя, что отражается на поведении всей команды. Когда в команде есть сильный финансист, они забывают, допустим, про клиентов и начинают сугубо анализировать финансы. Или, наоборот: у нас был случай, когда HR присутствовал в команде, и большее внимание уделялось дополнительным мотивациям, дополнительным выплатам и т.п. Я считаю, что симуляции дают участникам опыт принятия решений, дают понять, как твои действия влияют на бизнес».

Игра в «АльфаСтраховании» также длится шесть игровых лет. Четыре команды садятся за игровые доски и начинают передел страхового рынка в «АльфаГраде». Основная задача понятна и логична — к концу игры нужно стать лидером. Есть и рыночные цели на каждый год: например, к третьему году компания должна показать положительную прибыль. Современный вариант игры: после первых трех лет наступает рецессия, планы участников резко меняются, появляются новые вводные, происходит сужение рынка. «Поток новых людей, который участники хотели нанять, — его нет. Потому что хорошие кадры будут опасаться менять работу. А люди, которые пачками присылают резюме, это, как правило, работники с меньшим опытом и меньшими умениями. Все подобные детали учтены в игре и обязательно проигрываются», — рассказывает Александр Анапольский.

Бизнес-симуляция «Добро пожаловать в DHL» в точности копирует систему работы основных подразделений. Отдел по работе с клиентами оформляет заявку на получение письма. Передает ее в курьерскую службу, где формируется маршрут на доставку. Этот маршрут прокладывается по реалистичной карте города с учетом пробок, дорожных знаков, разметки, расположения подъездов. На все грузы курьеры оформляют авиатранспортные накладные, которые затем передаются в отдел обработки. Далее информация идет в финансовое подразделение, где выставляют счета, подсчитывают доходы, прибыли или убытки. «Всего за один день наши новые коллеги получают представление о том, как работает бизнес в целом, какие функции у основных подразделений и как они связаны друг с другом, а главное — начинают осознавать себя частью большой команды DHL», — говорит HR-директор компании DHL Елена Петрова.

Масштабнее всех проводится Storewars: в одной игре участвует минимум 20 человек. Они делятся на 5 команд, получают задание от фасилитатора, кучу исходных данных и разбредаются по штаб-квартирам. Сначала путем голосования им нужно выбрать генерального директора. Потом они должны обработать все полученные отчеты и маркетинговые исследования, выработать стратегию и принять решения — как развиваться дальше. В конце концов, любая стратегия превращается в цифры, которые «вбиваются» в компьютерную программу. Компьютер все это обрабатывает и выдает результаты, которые анализирует фасилитатор и рассказывает командам, к чему привело каждое решение.

Основная цель любой игры — победа. Но не стоит забывать, что современный бизнес-симулятор — не Warcraft и даже не «Монополия». Руководитель ВККБ Александр Тимохов критикует бизнес-тренажеры за мощную игровую составляющую: «Часто основным мотиватором для участия в игре является ощущение азарта. Но в игре есть два аспекта: учебный и игровой. Их надо хорошо различать. Конкретные знания, конкретные практические навыки — вот на чем нужно концентрироваться. Мы, в первую очередь, заостряем внимание именно на учебной составляющей программы «Бизнес-курс: Максимум». Потому что, если внимательно изучить справочную систему, которая там представлена, все объясняется: что такое бухгалтерский учет, что такое финансовая отчетность, из чего она состоит, откуда берется этот показатель, как заполнять декларацию о налоге на прибыль. И если человек хочет, он из программы возьмет совершенно конкретные знания, а не просто ощущение радости победы». Иначе говоря, бизнес-симуляторы — это именно тот случай, когда махровая поговорка «Главное не победа, а участие» приобретает конкретное воплощение.

ВИРТУАЛЬНЫЙ HR

Не секрет, что бизнес-симулятор — дорогое удовольствие. Диск для студента экономфака с программой «Бизнес-курс: Максимум» стоит четыре тысячи рублей. Курс корпоративного обучения Storewars обойдется компании в 47 тысяч евро. Разработка и поддержка конкретной игры для конкретного бизнеса — тут, наверное, вообще не видно потолка.

Стоит ли в принципе использовать бизнес-симуляторы как инструмент тренировки и расширения потенциала сотрудников? В данном случае встает непростой вопрос об интеллектуальном капитале и его месте в балансовом отчете современной фирмы. «Самая большая проблема, которую не решили даже HR-теоретики — это возврат инвестиций от работы HR. Как тот самый сферический конь в вакууме — он существует, но как его достать? Я не хотел бы преувеличивать заслуги Storewars, но, с другой стороны, многие, кто проходит тренинг, говорят: «Нам стало намного проще общаться с ритейлом. Когда садимся за стол переговоров, понимаем, о чем они думают», — рассказывает Олег Ануфриев.

Компании, которые проводят корпоративные игры, в основном делают акцент на их мотивирующем значении: «Непосредственное участие и ответственность за результат развивают такие компетенции, как кроссфункциональное мышление и деловой подход», — комментирует Елена Петрова.

Марина Деревлева подтверждает: «Это очень мотивирует, когда участники чувствуют себя в роли президентов компании и понимают, как их решение отражается на стоимости акций, на позиции компании в целом по сравнению с конкурентами». Тем не менее, результаты тренингов в компании «МТС» не ограничиваются мотивацией, интеллектуальный капитал у них отражен в конкретных цифрах: «Мы инвестируем в top-talents, чтобы они заняли более высокие позиции в компании, — продолжает Марина Деревлева. — Таким образом мы экономим на привлечении внешних кандидатов. Не ищем с рынка, не платим агентствам — растим своих собственных. Это существенная экономия».

На вопрос «Куда лучше потратить деньги, на бизнес-симуляцию или долгосрочное обучение?»

представители компаний отвечают хором — в равной степени необходимо и то и другое. На асфальте семя не вырастет, и если у игрока нет предварительной теоретической или практической базы, многие симуляторы становятся совершенно бесполезными.

В то же время Олег Ануфриев расставляет акценты: «Бизнес-симуляторы — это эмоционально заряженные знания. Они в корне отличаются от обычного обучения. Да и вообще, это, наверное, даже не обучение в чистом виде, а метод погружения, когда тебя бросили в воду, чтобы научить плавать, а ты, получив серьезную встряску, методом антинаучного тыка, пробуя и ошибаясь, вынужден экспериментировать. Делать то, что ты боишься сделать в реальной жизни, хотя очень хочешь». В случае с «Бизнес-курсом: Максимум» между обучением и симуляцией можно смело ставить знак равенства.

Доказательство тому — многочисленные олимпиады во многих городах России, где студенты с помощью деловой игры демонстрируют свои пока гипотетические, но уже уверенные навыки управления бизнесом.

Есть еще одна сфера приложения бизнес-симуляторов — управление персоналом. В некоторых компаниях HR-директора питают к симуляторам особую слабость: их можно использовать как инструмент для рекрутинга или оценки квалификации персонала. Оно и понятно, ведь в резюме не сказано, как человек себя проявит в стрессовой ситуации, а с помощью компьютерной игры такие выводы сделать несложно. Специалисты прогнозируют, что в будущем появятся компьютерные симуляторы, написанные специально для кандидатов. Они будут моделировать разные рабочие ситуации, чтобы выяснить, как себя в них проявит соискатель. Тем не менее, каждый HR прекрасно знает: личное общение с человеком дает значительный пласт информации о нем. И нет причин опасаться, что труд HR-ов в ближайшем будущем будет заменен роботами и компьютерами.

В сфере рекрутинга бизнес-симулятор — не самостоятельный инструмент; его можно использовать как дополнение, на начальном или конечном этапе отбора.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Все бизнес-игры — разные. Но есть один фактор, объединяющий практически все существующие симуляторы: это стресс, под влияние которого неизбежно попадают участники игры. Принимать важнейшие решения приходится в крайне сжатые сроки: за один игровой день виртуальная компания проживает от шести месяцев до двух лет. Более того, игрокам часто выпадает роль, которая им совершенно не знакома, как например в DHL: работник отдела обработки грузов может легко оказаться в финансовом подразделении. В Storewars и того хлеще: вы получаете неизвестный бизнес, непонятные рынки, неизвестные марки. А если курс открытый, вы и людей, с которыми придется работать, видите в первый раз. И нужно не только сплотить команду и построить бизнес, но еще и победить.

Стресс, как известно — палка о двух концах. Он может как сконцентрировать и замотивировать на достижение цели, так и привести к негативным результатам. Во время многих корпоративных игр кипят нешуточные страсти; атмосфера накаляется до такой степени, что участники, заигравшись, могут начать оскорблять друг друга. «Бизнес-симулятор действительно может быть опасен, — делится Олег Ануфриев. — Мне в шутку говорили, что после отдельных наших корпоративных курсов можно сразу тимбилдинг проводить. Люди после игры могут долго друг с другом не общаться. И это явный звонок для HR — есть проблемы с корпоративной культурой, ведь любой бизнес — игра командная, а команду без взаимного уважения, понимания и поддержки не построишь».

Еще один момент. Любой бизнес-симулятор — как правило, серьезная математическая модель, упрощающая реальность. Конкретный результат от конкретного действия — именно к этому сводится механизм всех игр. Разумеется, в жизни все сложнее: существует масса непредвиденных факторов и ситуаций, которые нельзя не учитывать. Те, кто начинают жестко повторять свое игровое поведение в реальности, разочаровываются быстро и сильно.

«Сама симуляция — это информация к размышлению, отработка каких-то связей, выводов, логики определенной принятия решений; но это не калька для того, чтобы ее копировать в повседневных рабочих ситуациях», — говорит Марина Деревлева. В конце концов, симулятор бизнеса создается человеком, а реальный бизнес — жизнью. И об этом нужно помнить, радостно и смело покоряя новые бизнес-горизонты.