Подбор персонала: кризисные HR–инсталляции

Автор: Е. Майорова

ПОДБОР ПЕРСОНАЛА: КРИЗИСНЫЕ HR-ИНСТАЛЛЯЦИИ

Е. Майорова

Недавно, занимаясь поиском очередного специалиста на работных сайтах, с удивлением обнаружила множество «новшеств» в текстах описания вакансий. Оказывается, у компаний-работодателей в связи с кризисом существенно изменилось понимание сущности количественного и качественного содержания должностей, в некоторых профессиональных разделах исчезло гендерное неравенство.

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: ТРИ В ОДНОМ

«Оригинальное новшество: шампунь — три в одном. Этот чудо-шампунь моет ваши волосы, являясь одновременно бальзамом и ополаскивателем». Данная реклама несколько лет назад впервые появилась на российском телевидении, в ней реализовалась мечта всех домохозяек: купив один флакон, они фактически получали три чудесных средства, сокращая таким образом семейный бюджет в три раза.

«Два в одном» или «три в одном» — фразы не только из рекламы шампуней. Теперь так можно говорить и о вакансиях, все чаще открываемых компаниями-работодателями с целью экономии фонда заработной платы. Сокращение нескольких должностей, дабы впоследствии «объединить» их в одну, становится типичным явлением на российском рынке труда. На конкретном примере объявления о вакансии, опубликованной компанией-работодателем на одном из сайтов о работе, попытаемся понять некоторые моменты: какого кандидата на самом деле «ищут» компании и могут ли существовать сегодня подобные кандидаты на рынке труда, способные одновременно «слагать стихи, искусно играть на флейте и вышивать гладью».

Здесь имеется в виду, что специалист, находясь на одной должности, названной неким условным названием «Х», фактически теперь должен выполнять работу, ранее выполняемую тремя профессионалами разных специальностей, с денежным вознаграждением, равным окладу, ранее выплачиваемому одному сотруднику лишь за единственное умение из трех вышеперечисленных.

Менеджер АХО
Требования
Уверенный пользователь ПК, MS Office, желательно знание программ Corel Draw или Autocad. Прописка: Москва или МО. Наличие водительского удостоверения и личного а/м.

Обязанности
Мелкий ремонт помещений офиса и мебели, замена эл. ламп, взаимодействие с коммунальными службами, закупка хоз— и канцтоваров, продуктов, заказ воды.

Черчение схем помещений офиса на компьютере. Перевозка людей и документов на офисном автомобиле (50 % процентов рабочего времени).

Из требований, характерных для должности «менеджер АХО», остались лишь:

— мелкий ремонт помещений офиса и мебели, замена эл. ламп, взаимодействие с коммунальными службами, закупка хоз— и канцтоваров, продуктов, заказ воды. Водитель, архитектор и менеджер АХО в одном лице — почти инопланетянин, существование которого в реальном мире российского рынка труда ставится под большое сомнение. Поиск резюме на работных сайтах любому специалисту, занимающемуся отбором персонала, позволяет сделать аналогичный вывод о потенциальной безрезультатности поиска такого кандидата. Тщетные попытки найти его объясняются также отсутствием предварительного анализа рабочего места, составления профессиограммы с учетом психологических особенностей личности, готовой занять столь «широкое» поле деятельности. Важно учитывать, что практические задачи в профессиях решаются обычно с помощью разных видов мышления, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач, например: наглядно-действенного — для водителя или наглядно-образного — для архитектора/дизайнера — мышления. Поэтому более или менее надежно должен быть установлен оптимальный для каждого человека темп умственной деятельности, степень ее критичности и самостоятельности. Сотрудник под названием «наш пострел везде поспел» вряд ли удовлетворит своими навыками работодателя, если уже в начальной стадии подбора (оформление заявки с требованиями к кандидату на вакансию) не будут учтены индивидуальные особенности мышления, логики, внимания и уровня развития интеллекта — то, без чего человек не может заниматься тем или иным ремеслом.

СТРАННЫЕ НАЗВАНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ: «НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ»

«Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…».

«На деревню дедушке» — знакомая многим с детства строка из рассказа Чехова очень похожа на некоторые странные послания компаний-работодателей к кандидатам, оформленные в виде объявлений о вакансиях. Странность их заключается в том, что под названием должности скрываются обязанности, свойственные другим профессиям. Судите сами.

Менеджер по подбору персонала

Требования
Консультирование клиентов по отдыху за границей и в России‚ ведение деловых переговоров и организация работы с клиентами‚ оформление договоров‚ составление отчетной документации.

Условия
Работа в офисе 5/2 с 10-00 до 17-00‚ без разъездов‚ возможно совмещение‚ гибкий график. Можно иногородним‚ гражданам РФ и СНГ. Перспектива карьерного и финансового роста‚ льготный отдых для сотрудников и оформление по ТК РФ. Бесплатная подготовка в процессе работы.

Убаюканный сладкими надеждами, Ванька Жуков мирно спал. Нельзя предположить, что в подобных «сладких» снах забудутся компании, занимающиеся поиском сотрудников, описанных в указанном объявлении; «менеджеры по подбору персонала», как назвали своих кандидатов рекрутеры-оригиналы в тексте вакансии, занимающиеся поиском работы, вряд ли откликнутся на вышеозначенное объявление. Возможно, некоторые из них лишь позвонят и поинтересуются, чем занимается компания, выбравшая тернистый путь поиска «найти то, не знаю что», но уж конкурса на объявленную вакансию точно ожидать не придется. Подобные описания вакансий способны вызвать лишь недоумение — а кто, собственно, нужен компании на описываемом важном посту; что может собой пред

Условия
Стабильная з/п, оформление согласно ТК РФ, перспективы карьерного роста. Зарплата 30 000 руб.

Список вакансий для женщин, ломающих привычные гендерные стереотипы, можно дополнить: водитель-телохранитель со спортивным разрядом, разносчик багажа в гостинице, бригадир на стройке. Неоднократно встречалось объявление о наборе кассиров торгового зала, приглашающих исключительно кандидатов мужского пола. На сегодня у гендерной «истории», по-видимому, будет более счастливый конец по сравнению с историями «Три в одном» и «На деревню дедушке». После изучения резюме удалось обнаружить, что мечты работодателей совпадают как с пожеланиями женщин-кандидатов, ищущих работу механиком, так и с пожеланиями кандидатов-мужчин, разместивших свои резюме на позицию няни-гувернера.

ПУТЬ К УСПЕХУ: CМЕЛЫЕ ЛЮДИ

«Что же тут необычного, — знакомясь со статьей, скажет читатель, — за окном кризис, а компаниям нужно не только выживать, но и сохранять экономическую активность на рынке». И все же. Пословица «Кто ищет, тот всегда найдет» вряд ли поможет менеджерам по подбору, занимающимся даже 24 часа в сутки почти детективным ремеслом, в случае с попыткой совместить несовместимые обязанности в одной вакансии. Перевозить офисных сотрудников в плотных московских пробках более 50 % рабочего времени, а затем работать за компьютером, разрабатывая в программе Autocad схемы офиса — пока задача из области фантастики. В случае когда название вакансии в объявлении активно противоречит обязанностям, успешный результат подбора нужного кандидата вряд ли представляется возможным — люди чаще ищут работу по названию должности. Однако у людей, готовых к переменам, сегодня появился шанс выгодно поменять профессию. Если, конечно, у человека есть смелость и решимость к этому действию. Профессии, ранее не существовавшие на рынке труда или существенно отличающиеся по гендерному признаку, возможно, с течением времени станут более синтетическими и универсальными. А вообще-то, правило успеха в рекрутинге одно: когда ожидания компаний и кандидатов совпадают, результат подбора эффективен в полной мере.