Топ-менеджер на блюдечке. Зачем и как топ-менеджерам создавать личный бренд

Автор: В. Якуба

ТОП-МЕНЕДЖЕР НА БЛЮДЕЧКЕ. ЗАЧЕМ И КАК ТОП- МЕНЕДЖЕРАМ СОЗДАВАТЬ ЛИЧНЫЙ БРЕНД

В. Якуба

Рынок труда был и остается напряженным как для простых служащих, так и для топ-менеджеров. Сегодня очевидно: соискатель находится в поиске работодателя-мечты, а не наоборот, как было до начала кризиса. Популярная в начале года поговорка «Лучший бонус в конце года — это текущее место работы на следующий» не теряет своей актуальности и сегодня. Для того чтобы «выжить», а тем более расти, уже недостаточно иметь в загашниках хорошее резюме с именами компаний-брендов. Именно поэтому к нам все чаще обращаются топ-менеджеры, которые за последние 5-7 лет впервые столкнулись с необходимостью самостоятельного поиска работы. И им действительно нужна помощь, ведь рынок труда сильно эволюционировал. Чтобы приспособиться к таким изменениям, нужно время... которого, увы, нет.

Что же делать, если стандартные способы поиска нового карьерного взлета не работают?

Когда и резюме написано с учетом европейских стандартов, и разговоры с друзьями «по душам» не спасают: они сами держатся за свое место. Лучшее решение — это создать для себя новый образ, имидж, который привлечет потенциальных работодателей и заставит их «выйти» на вас. Затем нужно будет определить ваши аудитории, или, говоря языком экономиста, рынки сбыта, на которых такой товар, как вы, будет востребован. И последнее. Когда «упаковка» готова, приступаем к продвижению товара на рынке. В зависимости от подхода, первый и второй этап могут меняться местами.

Итак, шаг первый — «Бренд имени себя». Если вы послушаете тех, кто считает, что образ должен соответствовать ожиданиям аудитории, то можете смело начать с определения последней. Я же уверен, что не стоит подстраиваться под потребителя. Главное — это ваша личность. Чтобы грамотно выстроить собственный образ, нужно задать себе простой вопрос: «В чем моя уникальность?». Каждый, кто его хоть раз себе задавал, наверняка оказывался в тупике. Мое предложение: спросите об этом у коллег и друзей. Задайте им вопрос: «Что я делаю лучше всего?». Дело вот в чем. То, что мы делаем, сами часто воспринимаем как нечто естественное. Если же посмотреть со стороны, это что-то может показаться уникальным. Проведите небольшой соцопрос и выясните, что может стать вашим козырем в игре со зрителем! Инновационное мышление или умение добиваться выдающихся результатов, способность предугадывать ситуацию или быть наставником. Что угодно! Главное, чтобы это высвечивало вашу индивидуальность!

Теперь нам предстоит сделать шаг второй. «Рынки сбыта». С определением целевой аудитории, на мой взгляд, должно быть гораздо легче, если вы имеете перед собой конкретную задачу. Те компании, в которых вы хотите работать, должны быть на почетных местах в партере. Если вы хотите начать управление собственным бизнесом, круг потенциальных зрителей расширяется. Вам придется побороться за внимание клиентов, дистрибьюторов, поставщиков, органов власти и прочих контролирующих инстанций.

Однако чтобы понять, какие же «тусовки» предпочитает ваша аудитория, придется потрудиться, но игра стоит свеч! Итак, когда «упаковка» уже готова и рынки определены, можно выводить бренд на рынок. Это последний, третий, шаг. Для того чтобы привлечь внимание представителей «нужных» вам сообществ к собственной персоне, существует целый арсенал инструментов.

Главное — это достучаться до сердец потенциальных слушателей. Для этого необходимо как можно чаще напоминать о себе, принимая участие в профессиональных конференциях, консорциумах и симпозиумах. Главное — быть на виду. Усилить эффект такой активности можно, например, получив возможность выступить с речью на одном из таких мероприятий. При подготовке выступления (а это немаловажно) помните про главное правило успешного оратора. Ваш доклад должен быть простым и неординарным, а также вызывать у зрителей эмоции. Неважно, какие!

Убеждайте, шокируйте, смешите! Усилить продвижение можно с помощью личного блога, книги, создав сайт или опубликовав неожиданный прогноз. И не забывайте: вам нужно быть там, где ваша целевая аудитория. Делиться с ней вашим бесценным опытом, удивлять и заражать идеями — вот ваш основной путь. Конечно, не каждый сможет справиться с построением бренда «имени себя» самостоятельно, без помощи пиарщиков. И это нормально. Однако при работе с «наемниками» в деле личного продвижения существует один небольшой нюанс. Нужно помнить: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Обращаясь к агентству или к PR-специалисту, вы, прежде всего, покупаете услугу и должны четко себе представлять, что вы получите в результате оказания вам этой услуги. Это и должно быть отражено в договоре. А указано там может быть, к примеру, получение анализа «до и после», т. е. того, насколько повысилась ваша узнаваемости в заданной сфере. Иногда в договоре указывается конкретное количество публикаций, в которых клиент будет представлен как профессионал и эксперт в своей отрасли. По договоренности с агентством можно сформулировать и другие требования. Главное, что такие осязаемые показатели просто необходимы — с их помощью проще контролировать работу, которая делается по вашему заказу. Начать думать о собственной капитализации, заинтересовать потенциального работодателя — единственный путь для менеджеров в кризисное время. Ведь мы получаем такую жизнь, которую заслуживаем.

Послесловие

По признанию практиков, мы все равно остаемся страной «лояльных» назначенцев. Любая высокая должность, помимо яркого образа (что возможно), предполагает стопроцентную лояльность (доверие) к кандидату. Принцип «свой-чужой» никто не отменял. Таковы бизнес-практики отечественных компаний.

Не кажутся ли преждевременными призывы к поиску собственной индивидуальности? Неужели наступила пора Чацких, а не Молчалиных? К тому же успех многих (незаметных) топ-менеджеров куется сегодня умением найти «рабочую» команду, которая и способна на тройке вороных вывезти его направление к Олимпу. Может, стоит обратить внимание на эту часть компетенций «топов»?

— Вы совершенно правы, быстрой смены старых подходов к подбору управленцев в нашей стране, к глубокому сожалению, ожидать не стоит. Слишком много сегодняшних собственников бизнеса, как говорится, «родом из СССР», со всеми недостатками
«номенклатурного» мышления. Это так. Однако не стоит забывать о том, что на российском рынке ведет свою деятельность большое количество иностранных компаний, со своими бизнес-практиками и методиками подбора персонала. Также свою долю на рынке имеют собственники, стремящиеся к отладке бизнес-процессов по-западному образцу. Стоит упомянуть и тот факт, что управленцы чаще всего — универсальные бойцы, готовые к работе в различных отраслях. Именно поэтому на кадровом рынке есть спрос на услуги по подбору «топов» и именно поэтому можно смело утверждать, что конкуренция в этой сфере есть. И немалая. Уверен, что в этой борьбе добавленная стоимость решает если не все, то многое. И позиционирование себя — важная составляющая при взятии карьерных высот. Что касается умения найти «рабочую» команду, то, действительно, по признанию самих топ-менеджеров, это одно из ключевых умений, необходимых для достижения вожделенного Олимпа. Однако при поиске единомышленников без определенной доли лояльности не обойдешься. И снова встает вопрос о раскручивании себя в профессиональной среде, о «самопиаре». В общем, в теме «Личный брендинг» есть о чем подискутировать.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом