Мирные формы насилия

Д. Кирпичёв*

Одежда диктует поведение. Настроение. Самомнение. А вот надежно скрыть какие-то свойства характера вряд ли помогает, слишком уж откровенно говорит о человеке его внешний вид. Оставим свойства ума и глубину познания. Одежда – самое простое средство раскрытия личности. Может, затем и придуман дресс-код, маскирующий индивидуальное под общественное?! Впрочем, как давно доказали психологи, такая идентичность только в плюс работе.

Сразу стоит сделать одну оговорку: деловой имидж, скажем, банковского работника и сотрудника PR-агентства может сильно разниться по цвету и рисунку костюма или сорочки, т. к. остов правил не только хорошего, но и, самое главное, соответствующего месту внешнего вида складывается исходя из уровня консервативности бизнеса. Поэтому, если в банках, финансовых структурах и других организациях с высшим уровнем консерватизма дресс-код должен регулироваться международными правилами бизнес-этикета и протокола, то в компаниях, «более свободных» от таких жестких правил, деловой образ может быть любым, во многом индивидуальным. Многие люди, в том числе и считающие себя экспертами в этом в вопросе, часто пишут о новых веяниях в офисном образе сотрудников, считая, что чем больше свободы – тем лучше. Однако это в корне неверно. Каждая отрасль должна иметь свою специфику и выгодно отличаться от остальных. Когда стираются грани и различия в подобных вещах, это не приводит ни к чему хорошему.

СТРОГИЙ ДРЕСС КОД

Финансовая сфера

Как было сказано выше, дресс-код делится на строгий и остальной, последний из которых может быть абсолютно любым. Поэтому начать стоит со строгого – как наиболее определенного и понятного. Те ошибки и исправления, которые будут описаны далее, – это правила западного бизнес-этикета в отношении одежды сотрудников, которые в России рекомендуются к использованию, но встречаются обычно только в филиалах самих западных организаций. Строгий дресс-код – это банки, инвестиционные и финансовые компании, иными словами, – самые консервативные отрасли деятельности. Сразу же нужно сделать оговорку: эти правила не распространяются на программистов, это особая каста, а также сотрудников отдела PR и маркетинга, т. к. творческим людям принято делать скидки.

Самые грубые ошибки:

— Костюм нерабочего цвета. Хорошо одетый человек – это тот, на чью одежду не обращают внимания. Разрешенными цветами являются исключительно оттенки синего и серого. Все остальные цвета – это цвета «After 5», и не считаются рабочими. К черному это относится в полной мере, поэтому считать черный цвет пригодным для работы в подобных организациях – большое заблуждение. В России в любом банке можно встретить людей в зеленых костюмах, коричневых, черных, бежевых и пр. Некоторые люди всерьез полагают, что летом в жару пригодны только бежевые костюмы, как самые светлые и не притягивающие жару. У серого цвета также множество светлых оттенков, нужно просто их найти.

К тому же серые костюмы смотрятся красиво и статусно, когда бежевые – всегда дешево, носят откровенный Casual-характер, к тому же ни одна сорочка по цвету к такому костюму не подойдет так, чтобы это смотрелось по-настоящему выигрышно. Не стоит создавать себе лишних проблем.

— Неправильный рисунок костюма. В таком строгом дресс-коде разрешен только один вид рисунка – это полоска. Клетка, кошачья лапка и другие рисунки запрещены. Каждой должности соответствует свой костюм. Поэтому простой менеджер не имеет права надеть, скажем, темно-синий костюм в игольчатую полоску, который может носить лишь президент и его заместители. Существует целая градация статусности костюмов, но сейчас речь не об этом.

— Неправильная фактура костюма. Костюм должен быть всегда сшит из 100%-ной шерсти. Такой костюм прослужит долго и будет иметь дорогой презентабельный вид. В костюме не должно быть ни грамма синтетики! Ни в костюме, ни в подкладке. Летом хлопковые костюмы разрешены, но гораздо более выгодное сочетание – это смесь шерсти с шелком. Такой костюм будет холодить, когда нужно, и смотреться гораздо лучше хлопкового, который быстро мнется и превращается в не самое красивое зрелище. Это совет автора, но в принципе – это дело вкуса. Если выбор пал на хлопок, то стоит за ним следить, т. к. на некоторых дешевых версиях такого костюма иногда появляются катышки на плечах и в иных местах.

— Сорочка с коротким рукавом летом. Да, летом жарко, но никто не давал права надевать сорочку с коротким рукавом на работу в такое серьезное место. Рубашка должна всегда быть с длинным рукавом! Это едва ли не самая частая ошибка. Манжета сорочки всегда должна на полтора сантиметра высовываться из-под рукава пиджака. Иначе – это очень дурной тон.

— Неправильная обувь. Это особо явно именно летом. Мужчина должен носить классическую обувь – оксфорды и дерби, женщина – закрытые лодочки с каблуком не выше 5 сантиметров или зимой сапоги или ботильоны на таком же каблуке. Но у нас можно часто встретить мужчин в милых плетеных рыжих сандаликах с черным носком, а девушек – чуть ли не в пляжных шлепках или на высоких шпильках. Это не самое эстетичное зрелище на работе.

— Дутые и спортивные куртки, или зимние парки которые можно посмотреть здесь - https://alphabet-of-style.ru/. Надевая костюм и классические ботинки, следует выбирать себе соответствующую верхнюю дежду. Классика не очень сочетается с какой-то жуткой синтетикой. Особенно когда низ, скажем, темно-синего пиджака выглядывает из-под цветастой и яркой куртки. Это сразу выдает тракториста из поселка, который приехал покорять Москву или иной город. Лучше остановиться на хорошем пальто или тренче. Все должно быть к месту. Классика – к классике.

— Отсутствие пиджака или целого костюма. Это не лезет ни в какие рамки, поэтому комментариев для мужчин не будет. Что до женщин, то вопрос спорный, кто-то утверждает, что костюм обязателен, как автор я с ними согласен, кто-то – что нет. И то и то – правда, поэтому выбор за человеком. Но если нет желания надевать жакет, то брюки или юбка должны присутствовать обязательно. Никаких джинсов! Если юбка – то не выше колен, желательно не ниже, оптимум – юбка-карандаш до колен. Разрез, если таковой имеется, не должен быть глубоким, не надо отвлекать мужчин от работы.

На женщинах всегда должны быть колготки. Голые ноги неприемлемы в строгой организации. Колготки должны быть телесного цвета и мелкого плетения. Сетка или узоры не допускаются.

— Вычурные аксессуары. В серьезном дресс-коде не стоит надевать брильянтовые колье, испещренные драгоценными камнями, запонки и прочие вычурные украшения. Металл может быть любой, но драгоценный камень, если он есть, должен быть слегка заметным, а лучше – незаметным вовсе. На работе нужно работать.

— Бренды. На вещах не должно быть явно написано, кто сделал эту вещь. Это дешевый кич.

— Неправильный макияж и укладка. Всё должно придерживаться правила – «просто и со вкусом», поэтому здесь нужен утренний легкий макияж и простая укладка. Вырисовывать стрелки, лепить стразы, а на голове возводить Эйфелеву башню не нужно. Для того чтобы другим сферам тоже что-то оставить, более легкие эстетические ошибки будут указаны именно там, но некоторые из них применимы и для строгого дресс-кода. Почему именно так? Просто потому, что руководитель и его протокольная служба фактически имеют полное право разрешить своим сотрудникам приходить в любом, даже самом непотребном виде, поэтому каких-то общих нарушений тут быть не может, т. к. у всех свои правила.

С точки зрения разработки дресс-кода, когда не сковывают консервативные рамки, желательно, чтобы имидж сотрудников позволял понять, чем занимается компания. Например, если это коньячное производство, можно ввести коричневые цвета в одежду или какие-то корпоративные значки для сотрудников и т. д.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ ОБЫЧНО НЕ ТЕРПЯТ СТРОГИХ ПРАВИЛ

Отрасли PR, рекламы, маркетинга, СМИ, индустрия моды и красоты, частично IT, Event и др. Творческие профессии обычно не терпят строгих правил, поэтому тут можно указать лишь несколько опционных вещей.

— Плохо сидящий костюм. Никто так чутко не следит за ростом человека, как одежда. Если человек надел костюм, то он должен хорошо сидеть в плечах, рукава пиджака должны быть по «косточку» на запястье, для того чтобы оставшийся промежуток заполнила манжета рубашки. Брюки же должны иметь только один надлом и не сидеть как гармошка или оголять носок.

— Носки. Носки подбираются под цвет обуви или на тон темнее.

— Галстук. Желательно умение завязывать галстук красивым и ровным узлом в виде равностороннего треугольника. Если неумение это делать простительно банкирам и экономистам, то для некоторых творческих людей, кто
следит за своей внешностью, – это святой долг.

— Майки с сорочкой. Запрещается строго-настрого надевать под сорочку майку или футболку. Так, любимые многими мужчинами майки-алкоголички, просвечивающие из-под рубашки, смотрятся отвратительно. Что называется, «привет из СССР и времен Совка».

— Запонки. Запонки обычно разрешается носить только высшему руководству. В нерабочее время не стоит пренебрегать такой прелестью, но на работе все же стоит соблюдать субординацию.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Отрасли продажи, добыча полезных ископаемых, производство, сельское хозяйство и пр. Это самые неоднозначные отрасли, т. к. здесь не требуется соблюдение жестких правил и специальных свобод для творчества тоже. Поэтому здешний свод правил делового этикета касательно внешности сотрудников – нечто среднее, золотая середина. Из-за бесконечного разнообразия возможных вариантов сказать что-то определенное не представляется возможным, особенно в условиях России, где каждый уверен, что он умнее всех остальных. Здесь применим только грамотный специалист по корпоративному имиджу, которому будет поручена работа по созданию имиджа организации, в том числе и имиджа сотрудников. Больше здесь сказать нечего.

Примеры известных личностей: Бернард Арно (владелец группы товаров роскоши LVMH, «Форбс» – 15 место), Алексей Миллер (председатель Газпрома), Мишель Ферреро (пишевая индустрия, шоколад, «Форбс» – 4 место).

Новое – это хорошо надетое старое. Хороший внешний вид, соответствующий ситуации, – это не тирания сотрудников начальством. Это привитие корпоративной культуры и сплоченности, которая должна быть в любой организации, а также на уровне одного работника – это простое проявление уважения и учтивости к другим сотрудникам и работодателю, который платит этому сотруднику зарплату. Не стоит уже говорить о партнерах, которые могут отказаться иметь дела с компанией, где внешний вид сотрудников скажет не самые лестные слова об уровне менеджмента в организации, а если такое безразличие видно уже на примере работников, то сделки с такими руководителями заключать просто небезопасно с точки зрения выгоды проекта. Это чаще касается западных партнеров, в особенности японских, т. к. в России с ними многие боятся иметь дела, потому что малейшее нарушение этикета грозит самыми серьезными последствиями.

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой. Конечно же, и вы сами должны уверенно и комфортно себя чувствовать в деловой обстановке. А уж за стенами офиса – ваш свободный полет ограничен только полетом вашей фантазии.

* Дмитрий Кирпичёв, имидж-эксперт