Самая большая проблемная зона-дефицит кадров

Самая большая проблемная зона - дефицит кадров

Вениамин Письман, председатель совета директоров группы компаний «Гольфстрим»

Проблемные зоны имеют место в любом бизнесе, и не замечать их — крайне неразумно для руководителя. Сегодня своим мнением на эту тему делится председатель совета директоров группы компаний «Гольфстрим» Вениамин Письман.

Кадры решают все

Самая большая проблемная зона в моем бизнесе — дефицит кадров. К сожалению, это общероссийская проблема. Найти инициативных сотрудников крайне трудно. Люди научились хорошо себя продавать, но не научились нести ответственность за свою работу. Они повышают свою цену, получая дополнительное образование, оканчивая различные курсы. Но при этом не хотят проявлять инициативу. Как выявить таких людей? Только время может действительно показать, на что способен человек. Не каждый может проявить себя сразу. Как раз для этого и придуман испытательный срок — он дает возможность работодателю оценить, соответствует ли кандидат тому пласту работы, который ему поручили.

Время и реальные результаты деятельности — вот главные критерии.

Если человек не подходит для работы в нашей компании — мы с ним расстаемся. Конечно, соблюдая все формальности и выплачивая необходимые по законодательству суммы. Такой сотрудник тормозит компанию, не может двигать ее вперед. И проще с ним расстаться, нежели начинать его перевоспитывать. Вряд ли мы сможем что-то сделать, если необходимые для работы качества не смогли воспитать ни семья, ни учебные заведения, ни другие работодатели.

Мы берем на себя ответственность за безопасность других людей, и скорость реакции часто играет решающую роль. Если человек не желает расти и развиваться, ему просто следует искать себе применение в другой сфере.

Идеальный сотрудник. Какой он?

Мы — компания, оказывающая услуги. Можно перефразировать медицинский термин и сказать, что «недостаточная сердечность» людей — главный признак профнепригодности для нашего сотрудника. Каждый работающий у нас человек должен осознавать, что свою безопасность нам доверяют десятки тысяч людей. И он обязан сделать все возможное и невозможное, чтобы в случае опасности помочь клиенту. Это очень важно, ведь в мегаполисе с каждым днем мы все чаще сталкиваемся с безразличием, мы все чаще оказываемся беспомощными. Поэтому «толстокожие» люди, безразличные к чужой боли, не могут работать в такой компании, как наша. Сотрудник должен быть инициативным, способным нести ответственность за свои действия. Для результативной работы его нужно мотивировать. Кнут и пряник нельзя разделять, по моему мнению. Надо уметь спрашивать, и надо уметь поощрять, то есть находить баланс и не впадать в крайности. Когда человека только поощряют и ничего не требуют — это неэффективно.

Неформальные группы. Есть ли от них опасность в бизнесе?

В бизнесе не должно быть каких-либо родственных связей, группировок. Когда есть «друзья», соответственно, появляются и «враги». За этим обязательно следует воплощение принципа «против кого дружим». В итоге это отражается на работе всей компании, когда одна такая группа пытается навредить другой. В нашей компании однажды сложилась подобная ситуация: внутри IT-службы сформировались две группировки, которые находились в постоянной конфронтации. В результате у нас не работали ни почта, ни Интернет. То есть эффективность работы всех этих людей была нулевая. В первую очередь они вредят общему делу, а потом уже друг другу.

Что выбрать: амбиции или опыт?

Если компания динамично развивается или находится на стадии становления — ей необходимы молодые, амбициозные руководители. Однако многие крупные компании придерживаются консервативных взглядов и отдают предпочтение руководителям с многолетним опытом работы. Как акционера группы компаний «Гольфстрим», моя задача на данном этапе — создать сплоченную команду как раз молодых, инициативных людей, способных двигать дело вперед. Даже в условиях общей стагнации рынка. Именно таких специалистов мы сейчас выбираем и делаем все, чтобы они остались в компании надолго. Можно сказать, что мы «приковываем их золотыми наручниками».

На сегодняшний день компанию уже должны двигать вперед новые люди, нужна свежая кровь. Сейчас как раз наступил такой момент, когда я передаю оперативное руководство в руки более молодого и энергичного директора. Сам же остаюсь в роли советника. Охранный бизнес крайне сложный, и вводить нового человека в курс дела нужно постепенно, чтобы не было провалов. Через некоторое время, надеюсь, я смогу полностью отойти от оперативного руководства и сосредоточиться на более глобальных задачах.

Современные проблемы бизнеса

Кроме кадровой есть еще ряд значимых проблем. Любой бизнес в России сталкивается с проблемами, связанными с государственным регулированием. Там оженные, фискальные, другие государственные органы — все стремятся к максимальному контролю коммерческих структур. И это тоже создает определенные трудности. В 90-е годы бытовало убеждение, что Москва — бандитский город и любой успешный бизнес автоматически становился мишенью криминала. Сейчас ситуация сильно изменилась. На первый план выходят риски политические.

С опаской следует относиться скорее к различного рода фискальным органам. На их фоне даже конкуренты отступают на задний план. Хотя, если тебя не трогают — значит, ты никому не нужен. Поэтому с этим приходится мириться.

О кризисе

Люди изменили приоритеты, перестали совершать бездумные траты. Обеспеченные люди перестали кичиться своим богатством. Стало, например, дурным тоном дарить друзьям и коллегам дорогие безделушки. Наверное, если бы кризиса не было — его стоило бы придумать. Он подействовал на многих людей отрезвляюще, помог переоценить себя и свои возможности. Бизнес стал более социально ответственным. Пришло осознание того, что необходимо помогать тем, кто в этом действительно нуждается. И я сам посещаю многие благотворительные мероприятия. Конечно, дают деньги те, у кого они есть. Но в целом уже можно говорить о тенденции. Следующим шагом, наверное, должно стать изменение отношения к собственной стране. Ведь сейчас ситуация такова, что при наличии средств люди стараются получать образование и лечиться за рубежом. Да, мы болеем за наших спортсменов, переживаем в случае глобальных проблем, но в целом стараемся по возможности абстрагироваться от российской действительности.

О принципах ведения бизнеса

Принципы и выгода — как между ними выбрать? Передо мной никогда не стоит этот выбор. Я всегда на стороне принципов. В нашем бизнесе подругому никак. Новое дело — это всегда риск. И предусмотреть все невозможно. У бизнесмена обязательно должна быть своеобразная деловая интуиция, которая поможет сделать правильный выбор. Бывает так, что человек недостаточно образован, но у него есть это деловое чутье и он добьется успеха. А другой, окончивший Гарвард и десяток специализированных курсов, просидит всю жизнь в офисе и никогда не станет хозяином своего дела. Потому что слишком осторожен. Но рисковать нужно уметь. Потому что успешный бизнес не терпит консерватизма.

В случае неудачи переживаю, действительно, потому что был у истоков этого бизнеса, можно сказать, что строил его своими руками. Даже проблемы клиента, которому плохо оказали услуги, я пропускаю через себя. Мне, например, очень близка позиция главы Toyota, который специально приехал в США, чтобы перед Конгрессом извиниться за то, что в результате технической ошибки при сборке машин погибли несколько человек. Мало того, что компания отозвала миллионы автомобилей по всему миру, этот человек потом лично поехал по автодилерам с объяснениями. Ясное дело, что времена изменились и никто не будет плакать и делать харакири. Но и безразличным оставаться нельзя ни в коем случае. Проблемы клиента для меня всегда важнее, нежели дополнительная прибыль.

Если я сделал неправильный шаг — я это признаю. Мне не стыдно признать свою ошибку. У каждого человека есть свои индивидуальные особенности. Кто-то более импульсивен, кто-то, наоборот, медлителен. Я импульсивен, решения принимаю всегда быстро. И, соответственно, могу совершать ошибки. Но никогда не стоит верить человеку, который утверждает, что точно знает, как надо делать.

Нужны ли утопические идеи бизнесу?

Я стал скептиком. И уже не бросаюсь в омут новых идей с головой. В любой идее я сразу вижу все положительные и негативные стороны. Утопическую идею лучше похоронить сразу. Но бывают и светлые идеи, которые можно попробовать развить. Мы внимательно следим за всеми новыми технологиями и работаем на самом современном оборудовании. Центральная станция мониторинга, которую мы недавно построили и запустили — крупнейшая в Европе.

О себе

Отношение к критике. Наверное, нет такого человека, который бы любил выслушивать критику в свой адрес. Если такой человек и найдется, его нужно будет определить либо в музей, либо в сумасшедший дом. Мне и самому это неприятно. Я не ругаюсь в ответ, не ломаю мебель, но слушать действительно тяжело. Однако, если критика конструктивна, я стараюсь прислушаться и сделать соответствующие выводы. В любом состоянии я стараюсь сохранить ясность взгляда на вещи, стараюсь анализировать происходящее. К тому же я очень толерантен.

В большой компании может быть место разговору по душам с сотрудниками?

Когда в компании работает больше пятисот человек, это довольно сложно. По сравнению с тем временем, когда компания только строилась, разрыв между мной и сотрудниками, конечно, увеличился. Сейчас уже могу не вспомнить каждого по имени. Но если у нашего сотрудника возникает личная проблема, например, со здоровьем, я, конечно, стараюсь вникнуть и помочь.