В IV исследовании рынка труда г. Москвы приняло участие 1364 фирмы, большинство которых являются лидерами российской экономики
I. Кадровые агентства
Оценка работы кадровых агентств за эти четыре года из рядового раздела исследования рынка рекрутмента г. Москвы выросла до почти самостоятельного исследования благодаря интересу и поддержке большинства кадровых агентств, а также заинтересованности наших респондентов в объективной информации о качестве и объемах работы кадровых агентств.
Методика исследования в этом году принципиально не изменилась. Мы просили респондентов предоставить данные о работе с КА в 2004 году, количестве закрытых вакансий, а также оценить уровень профессионализма внешних рекрутеров и качество подбираемого персонала.
Прежде всего поговорим о позитиве. В этом году количество отказов предоставить эти данные журналу составило не более 3 - 5%, и то во многих случаях это было связано с отсутствием или сменой HR-в, тогда как в "холодном" 2000 году число таких отказов составляло 20 - 25%. Тем не менее, радуясь такому успеху, мы понимаем, что как методика, так и процедура проведения исследования еще далеки от идеала, и мы видим и понимаем наши основные недостатки и просчеты и опубликуем любую критику исследования, направленного в адрес исследовательского агентства .
Подавляющее большинство КА предоставили нам свои клиентские списки, что значительно облегчило ход исследования и сократило его сроки, хотя есть одно "но": парадоксально, но факт, клиентские списки целого ряда агентств, которые работают в основном на экслюзивных договорах, оказались очень сложны для наших маркетологов. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, маркетинговые списки таких агентств облегчают и ускоряют проведение исследования, но, увы, такой "эксклюзив" сильно удлиняет и усложняет исследование.
Объясним на примере, почему. По сути, это дары "данайцев". Так, крупные компании заполняют нам анкету с данными о 5 - 10 агентствах и делают это быстро и с хорошим настроением, а большинство фирм, работающих на "эксклюзиве" с некоторыми агентствами, оказываются крепким "орешком" для маркетологов , у них нет, как правило, HR-служб, директора недоступны или в командировках, и зачастую их анкеты заполняют начальники различных отделов (транспортных, продажных, главбухи и т.д.).
Головной болью для нас является желание некоторых кадровых агентств во что бы то ни стало видеть в результатах исследования максимальную цифру своих клиентов. Проблема в том, что в погоне за количеством клиентов в графе исследования некоторые агентства включают в свои клиентские списки, предоставляемые нам, даже те фирмы, с которыми работали несколько лет назад хотя бы один раз, в надежде, видимо, на то, что в суете исследования затеряется вопрос о том, что нас интересуют данные только за прошлый год, т.е. "все и вся", и наряду с этим они исключают из этих списков компании, с которыми работа "не сложилась". Возможно, в таких агентствах просто нет качественной базы своих клиентов, но такие базы делают работу наших маркетологов зачастую пустой. Вообще головной болью для нас стали обвинения таких агентств в том, что мы не дозвонились до 100% их клиентов, а клиенты - это вы, уважаемые респонденты, со своими проблемами и задачами своих фирм. Такие агентства сильно портят имидж всего цеха рекрутеров, и каждый год мы не хотим начинать новое исследование именно по этой причине.
Поэтому впервые в этом году уже после итоговой таблицы исследования мы публикуем названия КА, которые получают стабильно высокие оценки в острой соревновательной борьбе, например, как выразился один HR крупной западной компании "мы объявляем вакансию и платим тому агентству, которое первым ее закроет". Да и оценки у таких агентств, увы, гораздо ниже, поскольку достаются в острой конкуренции. А оценки, даваемые эксклюзивными заказчиками, зачастую 10 баллов, и понять, что здесь главнее - действительно качество работы или нежелание респондента "обидеть" агентство, - невозможно.
В этом номере мы решили не проводить сравнительный анализ, а оставить это для следующего номера, пригласив к разговору оцениваемую сторону, то есть кадровые агентства.
I ценовая Кол-во Кол-во Профессио- Качество
категория - клиентов закрытых нализм* персонала*
Больше 20 % от (давших вакансий (оператив- (соответст-
годового оклада оценку (в компаниях- ность, вие подобран-
работы респондентах) этичность, ных специалис-
агентства) четкость, тов заявлен-
гибкость ным требова-
и пр.) ниям)
1. ANTAL INTERNATIONAL 14 67 7,4 7,6
2 . APL GROUP 7 30 8,8 8,9
3. ARTEX RECRUITMENT 9 10 7,3 7,0
4 . ARTHUR HUNT 5 16 7,3 6,8
5 . AVENUE 14 18 7,8 7,7
6 .BORDIN&PARTNERS 11 53 8,0 8,3
7 . COLEMAN SERVICES 27 104 7,9 7,7
8 . COMTEL PERSONNEL 4 12 5,8 6,0
9 . EUROPERSONNEL 20 77 8,4 7,5
10. FLEX 6 34 8,5 7,9
11 . GO-GETTER GROUP 18 32 8,1 8,6
12 . HUMAN CAPITAL 19 56 8,0 8,1
13 . KELLY SERVICES 42 206 7,2 6,4
14 . KPG RESOURSES 29 89 8,9 9,1
15. MANPOWER 15 49 7,1 6,1
16 . NEWJOB.RU 5 19 7,2 7,9
17 . NORMAN DL CONS. 8 26 7,2 7,0
18 .
19 . S2B PERSONNEL 10 21 5,8 5,9
20 . STAFFWELL 14 49 7,3 6,9
21 . RUSSIAN CONNECTION 28 106 7,9 6,8
22 . UNISTAFF 13 39 7,2 6,3
23 . VENTRA EMPLOYMENT 5 17 8,9 9,0
24 . WARD HOWELL INT. 14 20 8,4 8,1
25 . WATERHILL RECR. SERV. 4 9 6,4 6,7
26 . АГЕНТСТВО КОНТАКТ 26 56 7,3 7,7
27 . АМПЛУА-БРОКЕР 6 12 7,2 7,3
28 . АНКОР 112 479 7,3 7,7
29 . БЛМ-КОНСОРТ 51 131 7,9 7,6
30 . ИМИКОР 9 22 6,9 8,9
31 . ИМПЕРИЯ КАДРОВ 42 132 8,0 7,5
32 . КОНСОРТ ЕС 4 6 9,0 8,8
33. МЕТРОПОЛИС 22 88 8,0 7,3
34 . РКА-КОНСАЛТИНГ 15 87 8,4 8,6
35 . ТРИЗА EXCLUSIVE 7 21 7,1 7,3
36 . ТРИОЛИТ 19 39 9,1 9,0
37 . ФКД КОНСАЛТ 5 14 5,8 6,4
II ценовая Кол-во Кол-во Профессио-Качество
категория - клиентов закрытых нализм персонала
Меньше 20 % (давших вакансий (оператив- (соответст-
от годового оклада оценку (в компаниях- ность, вие подобран-
работы респондентах) этичность, ных специалис-
агентства) четкость, тов заявлен-
гибкость ным требова-
и пр.) ниям)
1. BEST-CONSULT 6 16 7,1 6,9
2 . DEEP CONSULTING 15 32 6,6 7,4
3 . GOODWILL 6 26 7,3 7,3
4 . GRP-SERVICE 8 11 6,9 6,6
5 . PROFESSIONALS' BUSINESS 6 15 6,1 6,5
6 . РУССКИЙ ПЕРСОНАЛ 6 22 9,0 8,0
7 . А-КЛАСС РЕКРУТМЕНТ 20 60 7,7 7,4
8 . АЛЬФА ПЕРСОНАЛ 4 10 6,6 6,5
9 . ВЕРБЕНА 4 16 6,9 6,0
10. ВИЗАВИ КОНСАЛТ