Классификация типов поведения в аналитической и плановой деятельности предприятия

Классификация типов поведения в аналитической и плановой деятельности предприятия

Татьяна Овчинникова*

До настоящего времени в организациях не предпринимались попытки к разделению функций «оценки» и «планирования» отдельных операций с учетом привлечения специалистов, наиболее способных к принятию решений в области анализа (оценки) или прогноза (планирования) рынка и состояния предприятия в нем. Однако попытки такой классификации известны .

Проследим возможности учета типов темперамента и субъектных черт характера (типов поведения) отдельных специалистов в аналитической (оценочной) деятельности и деятельности по планированию в отделе «Маркетинг». Для этого предварительно были выделены специалисты­оценщики (так называем тех, кто является экстравертом, уверенным в себе человеком, настойчивым, с низким уровнем тревожности) и специалисты­стратеги (это — интроверты с повышенным уровнем тревожности, менее уверенные, чем экстраверты, работники подразделения «Маркетинг») отдела «Маркетинг» .

На типы поведения, учитывающие стили саморегуляции и типологию темперамента, ориентировался топ­менеджмент предприятия в грамотной расстановке персонала во время корректировки ассортиментного портфеля, влекущие за собой принятие финансовых решений и решений в изменении объемов и каналов продаж. В процессе работы по оптимизации ассортимента проведены аналитические (оценочные) действия, которые позволили анализировать информацию максимально объективно с учетом типов поведения.

Вся работа по оптимизации ассортимента в ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» разделена на следующие этапы (рис. 1).

Специалисты­оценщики, обладающие необходимым темпераментом и субъектными характеристиками, проведя покомпонентный анализ, предложили следующие рекомендации: «Сорока­белобока с халвичной начинкой», «Солнышко», «Рачки­добрячки», «Снежок», «Гуси­гуси», «Мишка­топтыжка вкус пломбира», «Супермолочная», «Сорока­белобока с арахисовой начинкой», «Клубника со сливками», «Барбарис» удовлетворяют условиям согласно поставленным границам квадрантов, то есть они дают хороший объем продаж и маржинальную прибыль. Таким наименованиям карамели, как «Мишка­топтыжка лесной орех», «Сорока­белобока с халвичной начинкой», «Дюшес», «Песни Кольцова», «Мишка­топтыжка какао с молоком» необходимо увеличивать объемы продаж, так как они не удовлетворяют одной из границ квадранта (объемы продаж меньше 60 т в год). Увеличивать маржинальный доход необходимо по наименованию карамели «Фруктик» (лимонный вкус и апельсиновый вкус). Оставшиеся наименования имеют низкий объем продаж и низкий маржинальный доход, то есть это самые «проблемные» продукты, реализация которых должна обеспечиваться дополнительными мероприятиями.

При планировании совокупности объема продаж были использованы знания и опыт специалистов­плановиков.

Объем продаж категорий кондитерских изделий в натуральном выражении и доля каждой категории в общем объеме продаж показаны в таблице 1.

Специалистами­плановиками по данным таблицы 1 сделан вывод: такие категории кондитерских изделий, как «Конфеты весовые» и «Карамель», вошли в класс А, то есть это группы кондитерских изделий, которые дают основную часть объемов продаж и занимают большую долю в общем ассортименте ОАО «Воронежская кондитерская фабрика». Категории «Вафли» и «Печенье» — средний сегмент с объемами продаж и средней долей в общем ассортименте (класс В). Такие категории, как «Зефир», «Мармелад» и «Конфеты в коробках», относятся к классу С, то есть это часть списка наименований с малыми объемами продаж.

Объем продаж категорий кондитерских изделий в стоимостном выражении и долю каждой категории в общем объеме продаж отобразим в таблице 2.

Специалистами­плановиками по данным таблицы 2, представленной аналитиками, такие категории кондитерских изделий, как «Конфеты весовые» и «Карамель», вошли в класс А. Это группы кондитерских изделий, которые дают основную часть маржинального дохода и занимают большую долю в общем ассортименте ОАО «Воронежская кондитерская фабрика». Категории «Вафли», «Печенье» и «Зефир» — средний сегмент с маржинальным доходом и средней долей в общем ассортименте (класс В). Такие категории, как «Зефир», «Мармелад» и «Конфеты в коробках», входят в класс С. Эта часть списка наименований, приносящая наименьший маржинальный доход из всего ассортимента на предприятии.

Итак, с учетом аналитических данных группы специалистов­оценщиков группой специалистов­плановиков были поставлены целевые задачи и предложены мероприятия по развитию и продвижению ассортимента в ОАО «Воронежская кондитерская фабрика».

Мероприятия по группе кондитерских изделий «Вафли» на 2008–2009 гг. и сроки их исполнения отображены в таблице 3.

В результате при грамотном использовании типов поведения работников показатель прибыли на предприятии повысился на 0,5% в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (за счет внедрения маркетинговых, производственных и организационных инноваций, позволивших улучшить качество продукции и управления).

Исследование, проведенное на ряде предприятий, свидетельствует о том, что существующие типы поведения специалистов необходимо учитывать при разделении видов деятельности даже в одном отделе, что позволит эффективно действовать предприятию на рынке.

Изучение типов поведения, как регуляторной основы развития человеческого капитала в интересах инновационной деятельности, открывает новые пути для дифференцированного подхода в разделении функций работников предприятия, что позволяет предприятию конкурировать на рынке.

Рис. 1. Алгоритм реализации по оптимизации ассортиментной политики ОАО «Воронежская кондитерская фабрика»

Таблица 1. Объем продаж и доли категорий кондитерских изделий в натуральном выражении в ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», 2008 г.


Наименование

Объем продаж, т

Доля категории, %

Объем продаж кумулятивно, т

Доля в категории кумулятивно, %

Группа (А, В или С)

Конфеты весовые

3 379,79

39,28%

3 379,79

39,28%

А

Карамель

2 315,72

26,91%

5 695,51

66,19%

А

Вафли

1 377,65

16,01%

7 073,16

82,20%

В

Печенье

812,67

9,44%

7 885,83

91,64%

В

Зефир

465,31

5,41%

8 351,14

97,05%

С

Мармелад

149,66

1,74%

8 500,80

98,79%

С

Конфеты в коробках

104,39

1,21%

8 605,20

100,00%

С

Итого

8 605,20

100,00%

 

 

 

Таблица 2. Объем продаж и доли категорий кондитерских изделий в стоимостном выражении в ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», 2008 г.


Наименование

МД,
тыс. руб.

Доля в категории, %

МД кумулятивно, тыс. руб.

Доля в категории кумулятивно, %

Группа (А, В или С)

Конфеты весовые

60 180,53

47,55%

60 180,53

47,55%

А

Карамель

27 252,61

21,53%

87 433,14

69,09%

А

Вафли

17 770,11

14,04%

105 203,25

83,13%

В

Печенье

8 926,52

7,05%

114 129,77

90,18%

В

Зефир

5 861,27

4,63%

119 991,03

94,81%

В

Конфеты в коробках

4 326,61

3,42%

124 317,64

98,23%

С

Мармелад

2 238,14

1,77%

126 555,79

100,00%

С

Итого

126 555,79

100,00%

 

 

 

Таблица 3. Мероприятия по группе «Вафли»


Мероприятия

Срок исполнения

1

Разработка «семейной упаковки» (300 г) для вафель «Автогонки» и выпуск продукции

Март 2009 г.

2

Увеличение прибыли на вафли «Автогонки» весовые

1 квартал 2009 г.

3

Увеличение прибыли на вафли «Артек» весовые

1 квартал 2009 г.

4

Увеличение прибыли на вафли «Лимонные» весовые

1 квартал 2009 г.

5

Оптимизация веса фасованных вафель «Добрый совет» до одного варианта веса, что позволит сократить SKU на один вкус до одного, вместо существующих трех

4 квартал 2008 г.

6

Доработка дизайна упаковки, печать упаковки и запуск вафель «Добрый совет» шоколадный вкус, пять злаков фасованные

4 квартал 2008 г.

7

Получение разрешения на производство вафель «Добрый совет» с витаминами и микроэлементами фасованные

 

8

Разработка «семейной упаковки» (300 г) для вафель «Попрыгунья-стрекоза» и выпуск продукции

Март 2009 г.

9

Увеличение прибыли на вафли «Попрыгунья-стрекоза» весовые

1 квартал 2009 г.

10

Ассортимент для продвижения: ТМ «Добрый совет»

Согласно плану

* Татьяна Овчинникова, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и учета Воронежского государственного университета инженерных технологий.

Моросанова Е. И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. — 2001. № 2.

Овчинникова Т. И. Развитие методов управления человеческим капиталом

Журнал № 10, май 2012 г.