Главбухи могут инициировать налоговые проверки из ненависти к работодателю...

Главбухи могут инициировать налоговые проверки из ненависти к работодателю...

— В чем заключается разница между убыточными фирмами и процветающими компаниями?

— В фантазии главного бухгалтера!

Юлия Старкова*

Откуда появляются главбухи с «плохим» характером?

— В ходе работы нам часто приходится сталкиваться с мнением сотрудников различного уровня многих компаний, что коммуникации с главным бухгалтером осложнены его личностными особенностям, а проще говоря: у главного бухгалтера «тяжелый характер». В ходе проведения исследования среди руководителей компаний такое мнение подтвердилось и даже были названы различные версии того, откуда появляются главбухи с «плохим» характером. Кто­то считает, что виной всему «природный» фактор: то есть с годами проявляются имеющиеся у человека негативные черты характера, возможно, заложенные в детстве...

Другая часть руководителей предполагает, что изменения характера происходят под влиянием внешних стрессовых факторов — тяжелых условий работы, серьезного уровня финансовой и уголовной ответственности.

Шестьдесят процентов налоговых проверок инициируют главбухи, принося в ГНИ копии документов. Что ими движет, почему собственники часто не замечают этого, доводят до этого ситуацию и наступают на эти грабли много раз?

— Действительно, одним из таких стрессовых периодов в жизни каждого главбуха является проверка деятельности организации контролирующими органами, известна даже распространенная у бухгалтеров поговорка: «Вечность состоит из отчетных периодов...» Но, как ни странно, достаточно большую часть налоговых проверок инициируют сами главбухи, в том числе принося в ГНИ копии документов. Большинство профессионалов предполагают, что подобные поступки продиктованы:

  • желанием главного бухгалтера перестраховаться, чтобы в результате подготовленная отчетность была «сделана идеально правильно», то есть согласно действующему законодательству;
  • потребностью возмещения из бюджета налогов, в частности НДС. Вот в этом случае налоговая инспекция всегда будет проводить камеральную проверку, а при необходимости и выездную проверку, если сумма возврата налога из бюджета окажется очень большой. Но тут, как говорит один наш знакомый финансовый директор, «хочешь с горочки проехать, тогда вези саночки»;
  • чувством мести в отношении своего нынешнего работодателя, ведь налоговые проверки зачастую приводят к выявлению проблемных областей в бухучете компании и, как следствие, штрафным и иным санкциям для компании.

Отношение собственников к таким несанкционированным проверкам чаще всего резко отрицательное. Отвечая на вопрос, как не наступить на эти грабли снова, некоторые руководители компаний считают нужным заключать с сотрудниками дополнительное соглашение «О коммерческой тайне», которое будет являться неотъемлемой частью трудового договора...

Как подбирать главбухов?

— Нас часто спрашивают, как найти и оценить хорошего главбуха. Конечно же, можно разместить объявление на job­порталах с описанием вакансии: «Срочно требуется главный бухгалтер! Желательно со знанием бухучета». Но не думаю, что результат вас устроит. А если серьезно, то опираясь на свой многолетний HR­опыт, могу с уверенностью утверждать, что при подборе главбуха необходимо делать акцент на наличие подтвержденного успешного рабочего опыта кандидата. Рекрутер, занимающийся поиском такого специалиста, должен обязательно собрать рекомендации от руководителей компании, где ранее работал главный бухгалтер, а также, если есть такая возможность, получить отзывы от непосредственных подчиненных.

На последнем этапе конкурсного отбора на должность «главный бухгалтер», как правило, отдается предпочтение кандидатам, имеющим многолетний опыт стабильной работы (желательно на одном месте), а также успешного прохождения аудиторских проверок и своевременной сдачи отчетности.

Как растить?

— Сегодня специалисты кадровых агентств наблюдают следующую тенденцию на посткризисном рынке труда: все чаще руководители компаний предпочитают вновь растить главного бухгалтера из своих, уже работающих сотрудников. В таком случае наблюдается ряд следующих плюсов:

  • повышение специалиста в должности обеспечивает увеличение лояльности сотрудника по отношению к своей компании;
  • «выращенный» главбух уже знает специфику того сегмента рынка, в котором ведется бизнес, и особенности внутренних организационных процессов;
  • такого рода специалисты менее замечены в промышленном шпионаже и утечке коммерческой информации на сторону.

При принятии решения «вырастить» главного бухгалтера наиболее эффективными инструментами в настоящее время считаются регулярное повышение квалификации на специализированных курсах и работа в тандеме с более сильным специалистом.

И в конечном результате есть шанс, что вы получите талантливого бухгалтера, для которого не будет проблемой даже «свести счеты со временем».

Как контролировать главного бухгалтера?

— После того как вы нашли хорошего главбуха, встает вопрос, а как же оценить его дальнейшую работу? Подавляющее большинство руководителей считает, что наиболее эффективным способом контроля деятельности главного бухгалтера является приглашение внешних проверяющих экспертов для проведения аудита, что дает понимание, на каком уровне в организации поставлен учет.

Также собственника бизнеса должно насторожить увеличение количества претензий контролирующих органов о несвоевременности или неточности в расчетах и перечислении в бюджет налогов либо возникновение недовольства от контрагентов возникающими сложностями с документами финансовой отчетности.

И еще одно интересное наблюдение: в последнее десятилетие многие современные руководители считают важным получать дополнительное образование (финансовое или юридическое), аргументируя это необходимостью самостоятельной оценки деятельности финансовой службы компании. Такой руководитель, читая бухгалтерскую отчетность, может сам оценить и в некоторой степени проконтролировать деятельность главного бухгалтера.

Холить и лелеять?

— Большинство собственников, потратив значительную часть времени на поиск высокопрофессионального специалиста и получив положительный результат в ходе проверки деятельности главного бухгалтера, приходит к пониманию необходимости сохранения и удержания такого ценного кадра. Но, к сожалению, зачастую главный бухгалтер, которого чрезмерно холят и лелеют, чувствует свою «бесценность» и перестает соблюдать нормы корпоративной этики в отношении подчиненных и даже руководителей. Провоцируя возникновение конфликтных ситуаций в коллективе и постоянное увольнение персонала, такой главбух рискует оказаться в ситуации выбора, стоящего перед генеральным директором: либо сохранить коллектив, либо расстаться с «взлелеянным» главным бухгалтером.

Типажи главбухов: лжецы, ипохондрики, злюки, весельчаки, воры, идиоты, волки­одиночки, командные игроки. Встречались ли Вам подобные и как их определять?

— Довольно сложно типировать главных бухгалтеров. Специалисты в области психологии шутят, что опытный бухгалтер актив с пассивом хранит в разных полушариях мозга. И как HR­эксперт с уверенностью могу сказать, что хороших легкомысленных бухгалтеров мне тоже не встречалось.

В основном делают хорошую карьеру в этой должности люди, которые обладают такими качествами, как внимательность, структурированность, умение педантично работать со знаковыми системами. Иными словами, если попытаться описать среднестатистический тип главного бухгалтера, то это скорее «великий комбинатор» с недюжинными аналитическими способностями, «пахнущий хорошим кофе, сигаретами и компьютерами».

Каков идеальный главбух? Опишите, пожалуйста, на примере.

— В современной бизнес­среде главный бухгалтер — это управленец из разряда «топов» и, соответственно, к нему предъявляется довольно большое количество профессиональных требований. На мой взгляд, высокопрофессиональный специалист должен обладать следующими ключевыми компетенциями.

Во­-первых, иметь глубокие и обширные знания в области правовых, экономических вопросов на уровне эксперта и применять их на практике.

Во-­вторых, обладать способностью решать сложные задачи, принимать молниеносные решения и нести за них ответственность.

В-­третьих, стремиться защищать интересы компании перед внешними организациями, как контролирующими, так и прочими, не испортив отношения с ними.

В­-четвертых, он должен уметь формировать комфортную рабочую обстановку без неоправданной суеты (создания стрессовых ситуаций) и необоснованных требований.

Именно такой специалист, с вышеперечисленными навыками, может претендовать сегодня на солидное вознаграждение от работодателя и влиять на многие внутренние бизнес­процессы в своей компании, что позволит сказать: «Не только кадры решают все, но и бухгалтерия».

* Юлия Старкова, генеральный директор агентства «HR Аналитика».

Журнал № 10, май 2012 г.