Проверка обязательна!!!

Проверка обязательна!!!

Тимофей Алексеев*

Главбухов выбирают тщательно

Каких главбухов хотят современные компании? Классических милых толстушек или же матерых бульдогов, знающих несколько языков, GAAP и деловой этикет?

Это зависит от того, о какой компании идет речь. Естественно, все хотят профессионалов, но не все вкладывают в это какой-то одинаковый смысл и понимание. Если мы разделим компании на российские и на западные, то у западных понимание российской бухгалтерии достаточно условное. Т.к. на западе бухгалтерия достаточно свободная: жестко соблюдается принцип превалирования содержания над формой и западные менеджеры, которые нанимают бухгалтеров, не разбираются в российской бухгалтерии и поэтому стараются нанять людей, которые могут до них донести функцию бухгалтеров в России. Российские компании, наоборот, понимают регламентированность нашего общества и наших государственных контролирующих органов, и для них бухгалтер это, скорее, связь между их бизнесом и налоговым органом. Они больше понимают все риски, связанные с ошибками в бухгалтерском учете, и отдают предпочтение пусть менее представительным, но более опытным специалистам. С другой стороны, есть определенный конфликт между «бизнесом и бухгалтерией, между акционерами и бухгалтерами» в том, что бухгалтер пытается смотреть на бизнес с точки зрения определенных законов или определенных правил, которые диктует налоговое законодательство, и не всегда правильно может оценить действие компании с точки зрения бизнеса. Т.к. у нас много чего не прописано в законах и зачастую приходится действовать на ощупь.

Когда клиент просит замену прошедшего уже все тесты главбуха, что негативного и неприемлемого для клиента может всплыть уже в процессе работы?

На самом деле, использование кадровых агентств, с точки зрения поиска и привлечения бухгалтеров, достаточно хороший плюс для компании. Это касается так же и главных бухгалтеров, потому что у хороших рекрутинговых агентств всегда есть возможность не только протестировать и получить какие-то отзывы, но еще и, понимая специфику клиента, предложить именно того профессионала, который необходим для данной компании. В случае если клиент отказывается от бухгалтера, то, скорее всего, здесь есть какая-то ошибка кадрового агентства, раз они не поняли всех особенностей, потребностей клиента.

С другой стороны это, возможно, связано с тем, что бухгалтер не вписался в команду, во внутренние правила компании, которые всегда существуют. И это не всегда говорит о том, что главбух неквалифицированный. Потому что квалификация бухгалтера, все-таки, должна отсеиваться на уровне кадрового агентства. Обсуждая с финансовыми директорами, о том, как они ищут бухгалтеров, я прихожу к выводу, что они стараются найти их по рекомендациям людей, которые в этом что-то понимают. Это либо финансисты, которые могут посоветовать, либо юристы, потому что и финансисты и юристы достаточно близко работают с бухгалтерами. Они понимают их методику работы и могут подсказать впишется или не впишется бухгалтер в работу с финансовым директором и с руководством компании.

А у Вас был такой опыт, когда Вы отказывались от главбуха? Как Вы решали эту проблему?

У меня разный опыт расставания с гллавными бухгалтерами, и конфликтный и бесконфликтный. Во всех случаях я обсуждал с этими сотрудниками их уход и его причины.

Но также надо понимать, что с бухгалтера, когда он меняет место работы могут запросить рекомендацию и в подавляющем большинстве случаев так и делают.. И поэтому, даже когда расставание происходило не по инициативе самого сотрудника, бухгалтеру нужно будет объяснять на следующем месте работы причины расставания, и такие ситуации всегда решались в правильном ключе, так как бухгалтер понимает, что при плохой рекомендации он не найдет хорошее новое место работы.

При подборе главбуха какие тонкости и технологии используются, чтобы предложить его клиенту? Есть какой-то секрет?

Безусловно, есть. Существуют специальные тесты по подбору бухгалтеров. Есть финансово-бухгалтерские тесты, есть психологические тесты. Рекрутеры всегда оценивают адекватность человека, его опыт работы и, вдобавок, они обязательно получают рекомендации с прошлых мест работы.

То есть это стандартная процедура или у всех она разная?

У компаний естественно разные процедуры набора бухгалтеров. В общем, подбор главного бухгалтера не очень отличается от подбора любого специалиста. Но есть разные варианты,так бухгалтерия и кадры - это то подразделение, которое обычно мало клиентоориентированно. Но , например,если в кадровой компании нужны не просто бухгалтеры, а грамотные, профессиональные, гибкие и клиентоориентированные сотрудники, то меняется принцип поиска сотрудника в бухгалтерию. То есть, компания обслуживающая бизнес (например, занимающаяся предоставлением временного персонала), где кадровое делопроизводство и бухгалтерия являются крайне важным элементом бизнеса, а не просто внутренними процессами, естественно, относится к поиску бухгалтера в свой штат более требовательно. Это включает в себя несколько этапов собеседования, отбора, профессионального и непрофессионального.. Поэтому приподборе главного бухгалтера, нужно смотреть, насколько он подходит компании, не только по проффесиональным качествам но и по духу компании.

Ходят слухи, что агентства очень неплохо знают рынок зарплаты и еще при подборе, фактически, консультируют клиента по уровню компенсации.

Это обязательно.

Что для главбуха важно в системе компенсации?

Обычно у главбуха стандартный социальный пакет, но конкретные детали зависят от уровня компании, в которую его приглашают. Естественно, существуют разные социальные пакеты, но каких-то особых сложных систем компенсации у бухгалтеров нет.

Почему половина налоговых проверок идет после того, как главбух вваливается в УБЭП с сумкой ксерокопированных документов?

Вообще-то это совсем криминальная история. Честно говоря, не только в моей практике, но и среди широкого круга моих знакомых таких ситуаций никогда не происходило. Если главбух так сделает, то он должен понимать, что навсегда завершил свою карьеру в этой области, потому что никто его никогда больше не наймет. Это абсолютно не нормально для профессии. Скорее наоборот: бывает, что приходят проверки из различных компетентных органов, или по каким-то запросам и бухгалтер ведет себя адекватно, с пониманием и очень грамотно защищает бизнес, так как это входит в его задачу .

Как правильно увольнять главбухов?

Увольнение главного бухгалтера происходит по нескольким причинам: низкая квалификация, не вписался в коллектив, не соответсвует вызовам времени . Когда человек на испытательном сроке, это сделать достаточно легко. Что касается длительных отношений, то просто нужно обсуждать с главным бухгалтером ситуацию, в которую попала компания. Если сотрудник не соответствует ожиданиям, дальнейшему росту компании, развитию бизнеса и росту внутри коллектива, то с таким человеком нужно, объяснять ему мотивы, причины расставания. В любом случае, если человек проработал какое-то время в компании, участвовал в ее развитии, увольнять его без подробного объяснения причин нельзя. Нужно донести до него, почему с ним расстаются. В моей практике в 100% случаях люди это понимали. Несколько раз я увольнял бухгалтеров, которые проработали достаточно большое количество времени в компании. Во всех случаях договора расторгали по взаимному соглашению сторон, не доводя ситуацию до открытого конфликта. Я знаю финансовых директоров, которые увольняли главных бухгалтеров, проработавших достаточно долгое время в компании. И всегда это проходило сложно, но объяснимо. То есть люди всегда понимали, почему они уходят, почему они не могут работать дальше в компании, чего им не хватает. Это самое главное. Увольняя человека, нельзя ставить на нем крест, как на человеке, который вообще ни с чем не справился. Меняется компания, меняется среда бизнеса, рынок становиться более конкурентным: и для поддержки бизнеса нужны сотрудники, отвечающий современным требованиям.

Грамотность руководства компании проявляется в умении донести до сотрудников принципы расставания. это выражается в умении правильно переговорить с сотрудником, договориться с ним, убедить в том, что и для сотрудника этот шаг правильный, и найти какой-то компромисс.. В другом случае на помощь приходят юристы и кадровая служба.

Разные этапы обсуждения с человеком позволяют прийти к компромиссу. Самое главное , не бросить ситуацию так как от этого зависит репутация компании. А плохая репутация быстро расходится по рынку.

Я очень рекомендую нанимать главных бухгалтеров через агентства, которые могут проверить историю сотрудничества претендента на должность а не просто позвонить прошлому работодателю. У кадрового агентства больше возможностей правильно оценить, где и как человек работал.

Тимофей Алексеев, финансовый директор, кадровое агентство Ventra Employment. Компания специализируется в области аутстаффинга, предоставления временного офисного и производственного персонала.

Беседовала Екатерина Баранова, Ekeytrin@yandex.ru

Журнал № 10, май 2012 г.