Трус не играет в хоккей... Дистанционно

Трус не играет в хоккей... Дистанционно

Вячеслав Красько*

Если говорить о данном этапе развития бизнеса и экономики, то, на Ваш взгляд, в каких отраслях целесообразно и наиболее эффективно применять дистанционную систему управления компанией?

— Думаю, основные критерии готовности компании к дистанционному управлению определяются, во­первых, наличием отлаженных бизнес­процессов и в целом уровнем организации бизнеса.

А чем технологичнее бизнес в административном и управленческом плане, чем лучше отстроены бизнес­процессы, тем проще ими управлять. Второй момент — личностный, он предполагает возможность делегировать полномочия руководителям. На мой взгляд, описанным требованиям наибольшим образом соответствуют такие отрасли, как IT, консалтинг, и некоторые виды финансового бизнеса, может быть, связанные с доверительным управлением капиталом, вложениями в ценные бумаги и облигации.

Каковы плюсы дистанционного управления и насколько эта модель помогает сократить затраты управления?

— Это зависит от целей бизнеса. Может, кто­то из собственников реализует свою мечту и будет меньше вовлечен в бизнес­процессы, одновременно не теряя контроля. Когда я путешествовал по Непалу, видел на одном горном склоне, достаточно удаленном от населенного пункта, домик с прекрасной панорамой на снежные вершины Гималаев. Как мне рассказали местные жители, там строится офис небольшой IT­компании, чтобы оттуда дистанционно оказывать услуги в области IT. Вот, например, для собственника, конечно, идеально вести бизнес из такого красивого места. Это один вариант.

Второй вариант для распределенных компаний, чьи филиалы и подразделения разбросаны в разных частях света, или страны, в разных городах, — оптимизировать затраты, связанные с командировками, когда все процессы имеют такой уровень организации, что ими можно управлять дистанционно, например с помощью конференц­связи, видеоконференции и т. д. Это позволяет значительно снизить издержки, как финансовые, так и временные. Существенно сэкономив таким образом ресурсы компании. Это может быть даже актуально в рамках одного города, в частности Москвы, с учетом того, что много пробок.

Какой способ дистанционного управления наиболее эффективен? Когда собственник просто дистанцируется от бизнеса и нанимает генерального директора, который занимается операционной деятельностью, или когда собственник дистанционно контактирует с руководителями подразделений?

— Вопрос в том, на каком иерархическом уровне находится локальный управляющий бизнесом. То есть, может быть, это генеральный директор, который имеет замов по функциональным направлениям. Но в таком случае акционер не будет вмешиваться в операционную деятельность, а фактически просто управлять по каким­то месячным, еженедельным отчетам, другими словами в офлайне, и будет принимать те или иные меры, в зависимости от достигнутых показателей. Это управление, но скорее управление стратегическое, а не оперативное. Подобная ситуация самая простая и достаточно распространенная. А если говорить об оперативном управлении, то это наиболее сложный момент, потому что надо решить ряд вопросов, скажем, когда генеральный директор уехал в Австралию, например, а замы работают и это продолжается не неделю, а месяцы. Вот это действительно самое сложное, когда надо удаленно работать на операционном уровне.

Конечно, если человек долго проработал в бизнесе и знает всю его подоплеку, то даже в поездке может управлять своими замами. Но для этого, во­первых, нужны грамотные заместители на месте, во­вторых, должен быть хороший канал связи и, опять же, хорошая автоматизация, KPI, отчетность в онлайне, чтобы видеть и финансы предприятия, и показатели по продажам, и возможность регулярно проводить видеоконференции и работать со своими подчиненными.

Возьмем первый вариант, когда собственник нанимает одного генерального директора и уезжает. Это же риск большой. Генеральный присылает какие­то отчеты, но где гарантии, что все написано правильно и дела обстоят именно так, а не иначе? Как тут подстраховаться собственнику и можно ли это сделать?

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 10 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

Журнал № 10, май 2012 г.