Как раскрыть все секреты Вселенной?

Автор: Анастасия Савина

Как раскрыть все секреты Вселенной?

Миссия фирмы — обсуждаемый и даже модный вопрос, но до сих пор нет единого понимания миссии. Мало того, отсутствует ее общепринятое определение, и часто под миссией компании понимают то слоган, то vision (видение компании), а то и вовсе позиционирование на рынке. Об этом читателям рассказывает Анастасия Савина, директор по персоналу — вице­президент по корпоративным коммуникациям компании ABBYY.

Анастасия Савина*

Когда впервые Вы узнали о самом понятии «миссия фирмы»?

— Впервые о таком понятии я узнала при получении первого образования — на лекциях по менеджменту в Государственном университете управления. Честно говоря, тогда ясного понимания предмета не возникло. Впрочем, в этом можно обвинить не только мою юношескую легкомысленность — в те далекие годы, сразу после перестройки, преподавание многих экономических дисциплин в России было не вполне устоявшимся.

Есть еще одна сложность: очевидно, что разные люди даже за рубежом вкладывают в понятие «миссия организации» разный смысл. Познакомившись с разными точками зрения, я пришла к следующему определению: миссия — это ответ на вопрос, зачем компания вообще существует на этом свете. Если люди, собравшиеся в одном месте, хотят заработать больше всех, или сделать мир лучше, или помочь людям понимать друг друга — именно это и есть их миссия.

Миссия — это ориентир, точка на горизонте, куда компания стремится, но, возможно, никогда не придет. Например, если в миссии сказано «улучшаем жизнь людей», то маловероятно, что эта цель будет когда­нибудь однозначно достигнута. Этих «конечных целей» (ultimate goal) в принципе немного, поэтому тяжело монополизировать одну из них только для одной компании. Но способ достижения этой конечной цели может быть уникален для конкретной фирмы.

Как звучит миссия ABBYY?

— «Мы помогаем людям понимать друг друга. Создавая решения в области искусственного интеллекта, ввода документов, обработки данных и перевода, мы превращаем информацию в полезные знания». Общечеловеческая конечная цель — «Помогаем людям понимать друг друга». Разные оттенки этой цели есть в десятках других миссий компаний, взять хотя бы «Connecting people» от Nokia. Но уникален способ, которым мы намерены добиваться этой цели, — мы создаем технологии, которые превращают информацию в полезные знания, таким образом помогая людям понимать друг друга.

Много ли компаний в России и в мире работают с пониманием своей миссии?

— Мне кажется, что большинство компаний (или хотя бы руководителей) работает с пониманием, зачем компания существует. Другое дело, что не так много фирм, в которых это понимание разделяется всем персоналом и едино для всех. На мой взгляд, миссию должны знать и разделять сотрудники фирмы, иначе как же они все вместе пойдут к этой цели?

Многие компании работают без миссии и все у них нормально... Но все же, что происходит с компанией, у которой ее нет?

— Многие люди живут, нечетко понимая, в чем же смысл их жизни, зачем они есть. Это не мешает им жить. Более того, до подросткового возраста человеку вообще сложно сформулировать для себя этот смысл — что я есть и, самое главное, что же я, куда я иду, зачем я.

Точно так же и с компаниями. На этапе первичного самоопределения, в «предпринимательской фазе» четкие публичные формулировки маловероятны просто потому, что маленький бизнес открыт всем ветрам и влияниям. Что в итоге выживет из начинаний предпринимателя — неясно, что заработает — непонятно, что останется принципом работы — неочевидно.

На этом этапе миссия не очень нужна — принципов и ориентиров, живущих в голове основателя/руководителя, достаточно.

Но в зрелости, если люди не знают своей миссии, им бывает трудно делать выбор в сложных жизненных ситуациях, они редко идут туда, куда на самом деле им надо или хочется. И маловероятно, что в конце жизни они окажутся в том месте, куда стремится их душа.

То же самое с компаниями. Если зрелая фирма не знает своих ориентиров — она может зайти в тупик. Менеджмент будет кидать из стороны в сторону, это неэффективно тратит ресурсы и демотивирует персонал. Если сотрудники просто «работают за деньги», а не участвуют в достижении более высокой цели, то их связь с компанией слабее и производительность ниже, чем когда они понимают, что своей работой они делают мир чуть­чуть лучше.

В чем основные сложности разработки миссии компании?

— Миссия — это самый главный приоритет, в пользу которого принимается большинство судьбоносных решений. В формулировке миссии отражено то, что действительно важно компании — область деятельности, отрасль, тип клиентов, метод работы и т. д. Это не значит, что компания никогда не будет делать тактических маневров, например, не будет обслуживать клиентов, которые не указаны в миссии как основная целевая аудитория.

Но всегда главным принципом или критерием принятия решений будет то, что прямо указано в миссии.

Договориться о главном ориентире в руководстве компании — людей с разными интересами — непросто. Один считает, что главное — высокая прибыльность; другой — что надо разрабатывать только определенные продукты. Третий, что важно вести социально ответственный бизнес; четвертый, что главное — повышение доли рынка. Свести все мнения воедино необходимо, прежде чем пытаться сформулировать миссию. Кроме того, миссия, с одной стороны, должна отражаться в стратегии и ежедневной работе фирмы, а с другой — давать сотрудникам энергию для движения, служить маяком для менеджмента и привлекать партнеров. То есть она должна отражать реальность жизни и при этом мотивировать на подвиги. При этом миссия — это короткое высказывание (иначе люди ее не запомнят).

Именно этому условию противоречит честное устремление некоторых основателей, акционеров или менеджеров — заработать побольше денег, пусть даже делая качественные продукты. Возможность заработать деньги для акционеров или менеджеров не очень воодушевляет секретаря, продавца, рабочего или курьера. И тогда такая миссия не заработает как мотиватор. Кстати, я глубоко убеждена, что бизнесы, в основе которых лежит желание наживы, менее устойчивы в далекой перспективе, чем проекты «с идеей». Желание каким­то образом сделать мир лучше дает так много сил людям, что их хватает, чтобы выжить в первые трудные годы, не сломаться, не свернуть с пути, увлекать за собой лучших людей. А это крайне важно для выживания и успеха любого дела.

Определить реальность бизнеса, его цель в одном коротком, складном и мотивирующем высказывании — крайне тяжело. Миссия является основой для так называемого видения (vision), то есть обозримых среднесрочных целей фирмы. Vision — это задачи на ближайшие три­пять лет. Их, в отличие от миссии, вполне можно достичь.

Как происходит «имплантация» миссии в организацию?

— Для начала важно, чтобы миссию искренне разделяли акционеры и топ­менеджмент. Ну а затем важно обсудить ее со всем коллективом, рассказать ее смысл, как та или иная формулировка миссии влияет на ежедневную жизнь и работу. Не исключено, что в процессе обсуждения миссия может несколько измениться. В частности, если станет очевидно, что данная миссия не воодушевляет сотрудников, ее желательно изменить.

Какие ошибки допускают компании на этапе внедрения?

— Самая главная ошибка — это навязывание миссии персоналу и неготовность слышать мнение людей. Вторая возможная ошибка — неготовность объяснить, какие идеи, аргументы стоят за предлагаемой формулировкой и как эта миссия может повлиять на ежедневные решения компании.

Как поддерживать миссию?

— Миссия связана с видением, видение со стратегией бизнеса компании, стратегия — с конкретными действиями. Когда вся эта связка известна сотрудникам, когда одно логично вытекает из другого — это лучшая поддержка миссии.

Знаете ли Вы случаи, когда сотрудники протестуют против миссии?

— Нет, ведь это слишком активное воздействие, чреватое для сотрудника проблемами на работе. Самый эффективный способ неприятия миссии, если можно так выразиться, — ее игнорирование.

Если сотрудник игнорирует миссию, нужны ли репрессивные меры?

Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 19 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧЕСТЬ В ПЕЧАТНОМ НОМЕРЕ ИЛИ ЗАКАЗАТЬ ПО ЭЛ ПОЧТЕ В ФОРМАТЕ pdf - tp@top-personal.ru

Управление персоналом 19, сентябрь 2012 г.