Законы на них не действуют

Автор: Михаил Торчинский

Комментарий к книге «Стив Джобс» Уолтера Айзексона Михаил Торчинский*

Сразу после смерти Стива Джобса, на волне общего интереса к этому человеку мне попалась на глаза книга «iКона. Стив Джобс» автора Джеффри Янга. Она была написана еще при жизни Джобса, и, насколько мне известно, ни он, ни компания Apple, не были в восторге от того, что он там писал как про самого Стива, так и про его детище.

Книга Уолтера Айзексона «Стив Джобс» является официальной биографией создателя iPad, и поэтому она стоит отдельно от всех других творений, посвященных этому человеку. Джобс не принимал активного участия в создании книги, но идея была его, автор книги был выбран лично Джобсом, он передал массу интересной и доселе никому не известной информации непосредственно Айзексону, и тот активно с ней работал. Автор провел сотни интервью с деловыми партнерами, коллегами, друзьями и врагами Джобса и постарался воссоздать объективную картину того, чем и кем является для окружающих и для себя лично Стив Джобс. С точки зрения качества литературы не могу сказать, что это шедевр, но хорошо сделанная, крепкая работа,
не претендующая на эстетическую красоту.

Это была не первая книга о великих лидерах и менеджерах, которую я прочел. История Стива Джобса во многом повторяет судьбы других выдающихся предпринимателей. Они другие. В их судьбе есть момент, когда они рискуют и выигрывают. Ошибаются, но это их не останавливает. Теряют деньги, но затем зарабатывают в сотню раз больше. У них мало настоящих друзей и есть сложности в личной жизни. Они фанатично преданы своей работе, продукту, компании, идее. Ими движет желание изменить мир, людей, технологии. Они не подчиняются общим законам. Вернее, законы на них не действуют. И это абсолютно справедливо для Стива Джобса.

Стать таким, как он, невозможно. Им нужно родиться — вот вывод, который напрашивается сам собой. Однако это не значит, что нельзя воспользоваться той мудростью, несомненно присутствующей в книге У. Айзексона.

Итак.

Команда.

«Eсли хочешь иметь команду первой лиги, надо быть беспощадным». «Когда у тебя действительно хорошие люди, тебе не нужно с ними нянчиться». «Игроки высшей лиги любят играть с игроками высшей лиги, и им не нравится играть с игроками второй лиги».

Много раз в книге автор возвращается к роли команды, окружавшей Джобса. Ведь именно команда создала все те продукты, которыми восхищается весь мир. И Джобс всегда выступал в роли тренера, способного добиться от своей команды такого результата, который был нужен именно ему. Не всех устраивали жесткие, иногда даже слишком жесткие и грубые, методы работы Джобса с людьми. И такие люди покидали команду. Оставались лишь те, кто был готов терпеть или просто не воспринимал грубость своего босса на личный счет. Для меня стал открытием именно тот факт, что самые лучшие спецы были готовы испытывать унижения и суровый нрав Джобса ради ИДЕИ создания лучших продуктов на свете. То, над чем в последнее десятилетие ломают головы специалисты по мотивации, Джобс решал простой формулой «дерьмо — гениально». Он всегда с радостью давал оценку работы как «гениально», если действительно так считал, но никогда не стеснялся называть вещи своими именами, когда работа была сделана плохо.

Концентрация и любовь.

Нельзя создать много великих продуктов сразу. Если ты работаешь больше чем над пятью продуктами одновременно, то шансы на тотальный успех резко снижаются. Каждый продукт должен быть идеален настолько, насколько это позволяют фантазия и технологии. Стараться удовлетворить спрос в нишах, создать что­то отдельное, для каждой малой группы пользователей — путь к краху. Следует заниматься только тем, в чем разбираешься, что ты понимаешь, и, главное, что ты любишь. Любовь к собственному делу — вот истинная дорога к успеху. Ради извлечения прибыли заниматься чем­то как основной целью — это значит в лучшем случае быть где­то посередине. Истинный успех приходит только к тем, кто влюблен в то, чем он занимается.

Совершенство.

Как часто мы готовы закрыть глаза на небольшие погрешности в своей работе и в работе других людей? Джобса отличала страсть к перфекционизму, он не терпел «почти хорошо», для него существовало только «идеально». Иногда это приводило к излишним тратам, затянутым срокам и прочим негативным последствиям для бизнеса. Но это никогда его не останавливало. И как показывает реальность — он был прав. Продукты Apple в своем техническом и функциональном исполнении практически идеальны (насколько позволяют технологии). Если вы чувствуете, что ваш продукт может быть лучше — сделайте так, чтобы он стал лучше. Не надо идти на сделку с собственным чувством прекрасного, сделать что­либо «слишком хорошо» в действительности очень сложно.

Самооценка.

Если берешься сделать что­то великое, то нужно чувствовать себя соответственно. Настроя на победу недостаточно. Нужно быть великим, ощущать себя таковым. Не место сомнению и критике в свой адрес. Конечно, знакомым и друзьям это вряд ли понравится, не говоря уже о коллегах и начальстве. Но это, видимо, необходимое состояние, чтобы действительно взлететь и воспарить. Джобс долгие годы практиковал дзен­буддизм, йогу и строгие диеты. Как правило, к этим методам прибегают, чтобы усмирить свой дух и найти мир и гармонию. Но в его случае эти методы дали совершенно противоположный эффект. Они позволили Джобсу ощутить себя особенным, ни на кого не похожим, избранным для великих дел человеком. Это состояние он поддерживал как умел. Сначала при помощи наркотиков, потом диеты и восточных практик. Он взрослел и развивался, но это особое «состояние себя», очевидно, сыграло ключевую роль в его феноменальном успехе.

Контроль.

Много раз в книге автор возвращается к мысли, что Джобс любил тотальный контроль над всем, чем занималась компания. Иногда это доходило до абсурда, когда мельчайшая деталь продукта, вплоть до винтика на айфоне, утверждалась лично Джобсом. За это он подвергался яростной критике, многие его коллеги не понимали, как можно тратить столько времени и сил на такие незначительные детали. Но Джобс считал, что нет ничего незначительного. Для него все имело огромное значение. Можно предположить, что с пресловутым делегированием у него были проблемы, но это, конечно, не так. Он руководил огромной корпорацией, там было невозможно буквально контролировать все. Но дар Джобса заключался в том, что он умел выбрать ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНЫЕ моменты, требующие его присутствия и контроля, и именно этот дар приносил столь впечатляющие плоды. Винтик на айфоне значил для Джобса значительно больше финансового отчета его подразделения.

Эмоции.

Читая книгу, вы много раз будете натыкаться на описания того, насколько ярко Джобс выражал свои эмоции. Вы часто видели плачущего генерального директора своей компании? Или орущего с пеной у рта на своего заместителя? Рвущего в клочья презентации и бьющего стаканы с водой? Если да, то очень может быть, что вы работаете рядом с «наследником» Джобса, потому что он вел себя именно так. Нельзя сказать, что подобное выражение своих чувств приветствуется в нашем корпоративном мире. Но Джобса это не беспокоило. Он инстинктивно следовал советам современных психологов «не держать в себе». Именно поэтому у него не было личного психоаналитика. Он ему был не нужен. Весь свой стресс он сразу сбрасывал на окружающих, не оставлял «балласта», который бы его тяготил. Это защищало его и делало сильнее. Он считал возможным для себя быть жестоко прямолинейным и не камуфлировать свои истинные эмоции. Брать ли подобное поведение на вооружение? Не думаю. Но если вы на это решились — отступать некуда. При подобной манере общения с другими людьми нужно быть последовательным до конца.

Я не испытываю трепетных чувств держа в руке айфон или айпэд. Но уважаю чувства тех, кто не может обойтись без этих гаджетов в своей жизни. Пример компании Apple показывает, что по­прежнему возможно создавать потребительские культовые товары, поклонники которых, сами того не ведая, становятся одним из самых мощных маркетинговых каналов коммуникации с глобальной аудиторией. Люди искренне любят эти штуки, практически одушевляя их. Это ненормально. Но это факт. И это достойно уважения.

Многие задаются вопросом, а мог бы повторить успех Джобс, родись он не в Калифорнии, а скажем, под Тулой. Конечно же нет. Только та культурная, экономическая и социальная среда, в которой появился Джобс, была способна развить его талант и предпринимательский дар. Только в США компания, состоящая из подростков, могла привлечь 20 млн долларов инвестиций под самодельные компьютеры и красивую идею. И только там компания могла с успехом выйти на IPO и сделать своих акционеров миллионерами в один день. Это и есть американская мечта, которой нам так не хватает здесь, в России.

* Михаил Торчинский, управляющий партнер компании MarksMan.

IT, телекоммуникации, банки и инвестиционные компании, автомобильный бизнес, FMCG, промышленность, недвижимость и девелопмент, консалтинговый бизнес, страхование, потребительская электроника, медиа, медицина и фармацевтика. В рамках компании действует подразделение MarksMan Research Solutions, основная деятельность которого направлена на оказание дополнительных услуг в области управления персоналом корпоративным и потенциальным
клиентам MarksMan.

Журнал Управление персоналом № 1, январь 2013 г.