Малиновые пиджаки уже давно в прошлом

Автор: Сергей Большаков

Люди склонны «покусывать» друг друга даже «внутри стаи»... некоторые «кусают» изощренно... Почему в одних компаниях существует относительный мир и равновесие, а в других — внутрикорпоративные войны, подсиживания, нелояльность?..

— Система внутренних коммуникаций в большинстве случаев зависит от этапа развития компании, на котором в настоящий момент она находится, от искусства менеджмента первого лица, наличия у последнего лидерских качеств, умения использовать фактор коллегиальности при принятии управленческих решений.

Формирование внутрикорпоративных коммуникаций, как показывает практика, чаще всего сталкивается со следующими ошибками и проблемами: отсутствие регламентов, обеспечивающих своевременное получение сотрудниками информации, обратной коммуникации; нечеткая постановка задач, чрезмерная загруженность системы отчетности и контроля (стремление последнего к тотальному); при всех электронных достижениях несвоевременное доведение до сведения работников приказов, положений, инструкций и распоряжений руководства; низкий уровень интеграции и взаимодействия между подразделениями организации, налаживание обмена информацией (обеспечение своевременного предоставления нужных сведений, необходимой помощи в решении рабочих задач, проведение опросов и т. п.).

В 70% случаях мы сталкиваемся с принятием решений о приеме на работу по праву «телефонного звонка», клиентелизма, родственных отношений, это же касается и карьерного продвижения сотрудника в компании. При всем богатстве арсенала кадрового менеджмента все меньше используется или создается видимость открытого кадрового конкурса на ту или иную вакансию. Во многих компаниях отсутствуют такие формы внутрикорпоративных коммуникаций, как обращение руководства к сотрудникам с просьбой рекомендовать коллег и знакомых на открывшиеся внутрифирменные вакансии; создание специальных интернет­страниц на сайте компании для новых сотрудников, информирование о наличии программ адаптации новых сотрудников, о программах ротации кадров и т. п.

Каких знаний в области менеджмента сегодня остро не хватает владельцам бизнеса?

— Практика ярко демонстрирует дефицит знаний в области психологии коммуникаций, межличностных и деловых коммуникаций. Современному руководителю, бизнесмену, министру или губернатору необходимо обладать чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими, уметь концентрировать внимание на решении проблемы, а не на выявлении виновных; согласиться с необходимой позицией работать с такими подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения.

Современным руководителям остро не хватает знаний в области стратегического менеджмента. Опыт показывает, что научиться этому возможно только благодаря профессиональному опыту. Стратегии всегда учили военных, так как в первую очередь стратег — это абстрактный мыслитель, который действует совместно с тактиком, конкретизирующим его планы и программы. Стратег воплощает заказы политиков, используя механизмы стратегического управления внешней средой, фирмой, учитывая их наличные и потенциальные ресурсы.

«Предприниматели­чудаки» — такую рубрику мы недавно открыли в журнале, и она сразу же заинтересовала читателей... Почему, как Вы думаете, чудаки так интересны нам?

— Корректный стиль делового общения руководителя, интеллигентность, внимание к личности подчиненного всегда высоко ценятся в коллективе и являются мотиваторами. Логика обычного человека проста: «хороший человек — хороший управленец». В противовес портрету успешного управленца положительные свойства личности достаточно экстериоризированы, портрет неуспешного и/или плохого менеджера включает свойства, которые не проявляются в обычных условиях профессиональной деятельности, а могут быть зафиксированы в основном в конфликтных ситуациях. К ним относятся следующие: высокомерие, мстительность, несамостоятельность, неспособность удерживать межперсональную дистанцию и назойливость.

Девиантное поведение всегда представляло интерес для человека (рождающегося с чувством нового и любопытства), в недавнем прошлом был свидетелем поведения одного вице­губернатора бросившего чашку с кофе (недостаточно горяч) в секретаршу, в подчиненных метнувшего (с достаточной точностью, чтобы попасть) мобильный телефон.

Ошибкой является использование нецензурной лексики. Разные источники указывают, что в 70–90% российских офисов с разной периодичностью можно услышать мат. Такая речь задевает и оскорбляет сотрудников. Многие реагируют болезненно и оказываются буквально выбитыми из рабочей колеи.

Человек — «животное» с непредсказуемым поведением, не всеми движет чувство самосохранения. Динамика современного мира, психологические нагрузки на организм не всегда находят выход у человека и соответствующую реакцию, не позволяют ему включить компенсационный механизм.

* Сергей Большаков, декан факультета прикладных коммуникаций Санкт­Петербургского государственного университета, завкафедрой менеджмента массовых коммуникаций, д. э. н., д. полит. н., профессор.

Беседовала Ирина Варданян, ilona251@yandex.ru