Бразилия: рывок экономики...

Автор: Серджио Пессоа

Чего не хватает России, чтобы сделать «бразильский рывок»?

Почему внутренний IT-рынок Бразилии в 4 раза больше, чем в России? Что помогло этой стране стать экономическим локомотивом всей Латинской Америки? Почему их телеком-рынок имеет емкость $100 млрд, а наш — всего $40 млрд? Об этом и многом другом журналисты говорили с Серджио Пессоа, директором Агентства по поддержке экспорта Бразилии, на встрече, организованной российским НП «РУССОФТ» сразу по завершении Петербургского экономического форума.

Широкое внедрение информационных технологий в Бразилии началось во многом благодаря борьбе с нищетой, а таже экономическому кризису 1990-х годов. «Инновационный путь развития экономики позволил 40 млн граждан страны, которые ранее считались бедными, «вырасти» до среднего класса», — заявил Серджио Пессоа.

Государство и бизнес в одной связке

В Бразилии имеется специализированная государственная структура, занимающаяся поддержкой экспорта и привлечением иностранных инвестиций в бразильскую экономику — Агентство по поддержке экспорта Бразилии (Apex-Brasil). Оно помогает продвигать продукты секторов бразильской экономики, связанных прежде всего с информационно-коммуникационными технологиями, медициной и биотехнологиями. Стратегические направления развития экономики, всего их 80, выделены министерством промышленной политики Бразилии. По каждому из 80 направлений разработан двухлетний стратегический план, основой которого является анализ местонахождения рынков, перспективных для выхода на них бразильских компаний. Взаимодействие происходит на основе софинансирования. Часть средств предоставляет государство, например, во время внешних командировок оплачивая делегатам гостиницы и билеты. Другую часть расходов (маркетинг, информационная поддержка) оплачивают сами компании.

«Фундаментальная основа деятельности Apex-Brasil, — уточняет Серджио Пессоа, — взаимодействие с профессиональными ассоциациями, а не с государственными чиновниками. Например, в области IT Агентство сотрудничает с Brasscom, организацией, по своим целям и структуре очень сходной с РУССОФТ. К работе привлекаются юристы, консультанты, и вместе с ассоциациями, финансируемыми Агентством, вырабатывается план продвижения на внешних рынках». У Apex-Brasil два приоритета. Первый — интернационализация, глобализация бразильских компаний; создание совместных предприятий, привлечение инвестиций.

Глобализация подразумевает, во-первых, продвижение экспорта, то есть попросту прямые продажи, и, во-вторых, создание офисов бразильских компаний в других странах, которые будут продавать или производить что-то на местах. Есть и третий приоритет — привлечение инвестиций в технологические сектора экономики, привлечение новых компаний с новыми технологиями, новыми решениями с тем, чтобы они открывали свои офисы в Бразилии и производили свой продукт уже внутри страны.

Apex-Brasil имеет собственные офисы в разных странах мира, в частности, есть такой офис и в Москве. Сегодня Агентство развивает программу «Стартап-Бразил»: государство финансирует создание хаба из ста бразильских компаний, которые должны обосноваться в Силиконовой долине. Каждой из компаний предоставляется по $100 тыс. для так называемой акселерации, продвижения от инноваций к реальному бизнесу. «На каждом рынке мы помогаем своим компаниям с консалтингом (юридическими, налоговыми консультациями и т. п.), с продвижением продуктов на местном рынке, помогаем создавать общий пиар Бразилии как центра технологичных компаний, работая с прессой, с политиками, продвигая идею сотрудничества с Бразилией, помогая финансово в проведении маркетинга», — рассказывает Пессоа.

Причины отрыва

Почему, при всей схожести наших стран — численность населения, огромные территории, — объем рынка IT в Бразилии в 4 раза выше, чем в России? Серджио Пессоа отвечает, что похожесть наших стран не только в количестве населения: наши экономики построены похоже. Большая доля экономики Бразилии также базируется на добыче природных ископаемых (в особенности газа), сельском хозяйстве, лесной промышленности. Причин же разрыва в показателях Пессоа видит несколько. Во-первых, говорит он, крупные корпорации пришли в Бразилию и начали развивать там бизнес, основанный не на традиционных секторах экономики, а на высокотехнологичных отраслях, намного раньше, чем это произошло в России. Так, бразильский офис IBM открылся в 1917 году, когда в России только утверждалась советская власть. Вторая причина связана с направлением инновационного развития, которое изначально поддерживалось государством.

Во время кризиса начала 1990-х годов с инфляцией 1000% в год, который переживала Латинская Америка в целом и Бразилия в частности, бразильцы приспособились работать в экстремальных условиях и научились решать проблемы креативно, особенно в области финансов. Были введены программы автоматизации банков, стала развиваться финансовая индустрия в целом. Регулирование банковской деятельности стимулировало бразильские банки вкладывать большие деньги в информатизацию. Страна была одним из лидеров технологии внедрения кредитных карт, электронных платежей.

Сегодня, отмечает Серджио, уровень информационного обеспечения работы банков в Бразилии выше, чем в Америке. Очень высок уровень информатизации и в госсекторе Бразилии.

Например, чтобы подвести итоги голосования во время политических выборов по всей стране, а это 55 тысяч муниципальных объединений, нужно всего три часа.
Одновременно в стране было внедрено несколько образовательных программ, и не только в центральных районах страны, но и в отдаленных регионах.

В национальных университетах ввели квоты для выпускников школ из бедных семей. Борьба с бедностью в течение многих лет привела к тому, что множество молодых людей выход своей социальной энергии нашли в стремлении к обучению, развитию, повышению своего жизненного уровня. Резкий всплеск активности креативного населения, получившего к тому же доступ в Интернет, привел к взрывообразному развитию общества, повышению общего уровня жизни.

В процессе этого инновационного роста был создан средний класс. Интересы бывших бедняков сместились от простого накормить себя и семью к получению доступа к образованию и медицине, путешествиям и т. д. Средний класс, в свою очередь, создает новую большую потребность в рынке и сам является проводником новых технологий. Потребность в новых продуктах привела к тому, что теперь Бразилия — номер три в мире по количеству персональных компьютеров и по количеству интернет-пользователей, занимает четвертое место по количеству телефонов и четвертое по количеству автомобилей на душу населения. Комбинация всех этих факторов привела к взрывообразному развитию IT-индустрии в целом. Побочным эффектом роста благосостояния стало снижение преступности.

В стране есть серьезные достижения мирового класса. В первую очередь это платежные банковские системы, во вторую — самолетостроение (бразильская компания Embraer, поставляющая самолеты на мировой рынок, конкурирует с российским «Сухим»). Решена большая технологическая проблема ухода от зависимости от нефтепродуктов: бразильские автомобили заправляются не бензином, а биотопливом на основе растительного сырья.

В стране очень развита электроника, что способствует и выпуску современных лайнеров, и построению сложных комплексов по добыче нефти с собственной платформы на шельфе.

Статистика говорит сама за себя: в 2011 году в Бразилию привлечено $67 мрд внешних инвестиций, это больше половины всех инвестиций в Латинскую Америку в целом.

Протекционизм становится тормозом

Считается, что в Бразилии очень силен протекционизм, продиктованный стремлением отстроить собственное производство. Любая компания, приходящая на бразильский рынок, а значит, создающая рабочие места, по конституции страны считается бразильской и пользуется абсолютно всеми мерами поддержки, которые предоставлены местным компаниям. В частности, автопроизводители имеют все льготы, но они обязаны изготавливать в зоне Меркосур не менее 65% всех компонентов. Примерно те же самые требования в нефтяной промышленности: компаниям назначается разная доля (до 80%) производства, которое они должны разместить в стране, в зависимости от направления бизнеса — добыча, или исследование месторождений, или производство нефтепродуктов.

Если вы местный производитель и участвуете в тендере, а ваша цена на 25% выше, чем цена конкурента, то победит ваш товар. Кстати, бразильские топ-менеджеры взращиваются в самих компаниях, американские менеджеры не очень хорошо приживались в силу своеобразия местного рынка, национальной культуры и менталитета.

Руководители компаний выросли до таковых в результате естественного отбора: если ты лучший, то шаг за шагом продвигаешься по карьерной лестнице. Так, последние два директора IBM в Бразилии начинали простыми инженерами.

В Бразилии большой внутренний рынок, и усилия компаний долгие годы были нацелены именно на него. Возможно, из-за этого, а отчасти из-за протекционизма только 10% бразильских софтверных компаний являются экспортерами. «Нам еще нужно учиться производить ПО на экспорт и продавать его за рубежом. Протекционизм сегодня во многом становится тормозом для выхода бразильских продуктов на глобальный рынок», — признается Серджио Пессоа.

В ближайшие 10 лет бразильцам понадобится 900 тыс. человек, чтобы поддерживать потребности роста в сфере IT. Новое поколение должно научиться понимать внешние рынки, наладить там связи. Сегодня в Бразилии разработана национальная программа доступа к технологиям и образованию, помогающая старшеклассникам привлекаться к обучению технологиям и высоким наукам, есть программы, направленные на стимулирование молодежи получать образование в области ICT, есть также программа «Наука без границ».

Суть ее в том, что 100 тысяч молодых бразильцев отправляют на двухгодичное обучение в 50 лучших вузов мира с тем, чтобы обучиться наукам и технологиям, пониманию глобализации и интернационализации рынка. Но с условием: после окончания обучения специалист должен вернуться в родную страну.

В качестве примера интернационализации Пессоа привел сервисную компанию Stefanini IT Solutions. Это самый большой поставщик IT-услуг в Бразилии, входящий в 100 ведущих сервисных компаний мира. Stefanini открыта миру: компания имеет офисы в 40 разных странах, получает там разнообразный опыт, но тем самым усиливает свои позиции в самой Бразилии.

Как Россия и Бразилия могут сотрудничать в области IT?

То, что наши страны географически находятся так далеко друг от друга, не делает нас конкурентами, говорит Пессоа, и мы можем взаимодействовать к взаимной выгоде. «Нужно идти по пути комплиментарности, а не надеяться только на продажи, надо искать способы создания новых совместных продуктов, услуг, которые каждой из сторон было бы интересно продвигать на глобальном рынке». Потому что, уточняет Пессоа, когда вы приходите в другую, очень далекую страну, например, со своим софтом, вам нужно приспособить ваш продукт к незнакомому рынку. Кастомизацию, локализацию должна провести местная компания, являющаяся вашим партнером.

Например, чтобы не просто выйти на американский рынок, но и поддерживать свои продукты, россияне могут открыть офис в Бразилии и существовать в той же тайм-зоне, что и Америка, работать с американскими компаниями в режиме реального времени, а не с 10-часовой разницей. С другой стороны, если бразильские компании хотят выходить с товарами, услугами на европейский рынок, где уже присутствуют российские фирмы, то они могут помочь бразильским партнерам прижиться на далеком и малознакомом рынке.

Одно из перспективных направлений — технологическое сотрудничество в области кибербезопасности и информационной безопасности. «В Бразилии очень развита информатизация банковской системы, а в России киберсекьюрити, — отмечает Пессоа. — Совместные исследования с российскими научными компаниями были бы интересны для Бразилии».

Внедрение информационных технологий влечет за собой развитие всех других индустрий, подвел итог Серджио Пессоа, поэтому очень важно не просто развивать отрасль для применения в мобильных телефонах, в платежных системах — ведь это еще и инструмент повышения эффективности всей экономики. Информационные технологии являются очень мощным инструментом развития медицины, биотехнологий, активно используются в управлении государством, в образовании. Получается одновременно и социальный, и экономический эффект.

* Серджио Пессоа возглавляет офис Apex-Brasil, находящийся в Силиконовой долине в Калифорнии.

Г-н Пессоа много лет работал директором по развитию рынков (Market Development Director) в Brasscom — бразильской ассоциации IT- и телеком-компаний. Сегодня Серджио Пессоа одна из самых влиятельных IT-персон на латиноамериканском рынке.

Беседовала Галина Сергеева, sergalal@yandex.ru