1000 кандидатов на 40 мест.

Пол Грэм

Создатель уникальной фабрики стартапов Y Combinator, программист и эссеист Пол Грэм утверждает, что главный принцип любого бизнеса — понять своих клиентов и дать им то, что они хотят. Именно благодаря этому принципу финансируемые им проекты за считаные месяцы становятся не просто прибыльными, а по-настоящему успешными. К примеру, Пол Грэм инвестировал средства в сервис для хранения файлов Dropbox, популярный сайт по найму и сдаче жилья Airbnb, а также сайт Reddit, где читатели могли сами стать авторами контента. Как видим, они основаны на актуальных запросах пользователей.

Путь к успеху для самого Пола Грэма был непростым. Получив ученую степень по вычислительной технике в Гарвардском университете, он быстро разочаровался в науке и занялся живописью. Но творчество не обеспечивало его финансами, и тогда Грэм и его друг Роберт Моррис основали Viaweb — компанию по разработке программного обеспечения. Уже через 3 года она была куплена Yahoo за $49,6 миллионов. Грэм смог вернуться к творчеству и начал писать эссе, как о проблемах программирования, так и на более общие темы. Одна из его статей, «Как основать стартап», возможно, и подтолкнула его к идее создания бизнес-инкубатора.

Компаньоны Грэма по созданию Y Combinator были его давними друзьями. С Робертом Моррисом они познакомились еще в Гарварде и вместе создавали Viaweb. Тревор Блэквел тоже защитил диссертацию в Гарварде и работал в Viaweb. Джессика Ливингстон была автором книги «Основатели за работой», посвященной бизнесу в сфере высоких технологий, а в дальнейшем стала женой Грэма. Выбор предпринимателя был неслучаен, и в дальнейшем одним из ключевых принципов Y Combinator стали инвестиции в людей. По словам самого Пола Грэма, проект получает финансирование, если его авторы гибкие, энергичные и решительные, а их идея имеет хотя бы минимальный потенциал. Кроме того, Грэм сразу отказывал претендентам с плохими коммуникативными навыками и тем, кто вызывал жалость. Еще одним недостатком для стартапера Грэм называл желание получить исчерпывающую инструкцию от тренера. Ведь готовых рецептов не существует, и каждый должен на собственном опыте разобраться во всех тонкостях бизнеса. Можно начать с малого и научиться развивать его. В конце концов, даже Microsoft начинали с разработки языков программирования. Кроме того, у Y Combinator есть правило — не принимать к участию стартапы с одним основателем. Как писал Грэм в своем эссе «Идеи для стартапа», «идеи развиваются, когда обсуждаешь их с подходящими людьми». Сам он никогда не брался за новый проект в одиночку и всегда привлекал к работе своих друзей.

Сегодня компания Y Combinator ежегодно привлекает 1000 кандидатов на 40 мест. К концу программы участники получают работающий прибыльный проект в обмен на долю в компании. По сути, Y Combinator предлагает не только инвестиции, но и тренинг для начинающих предпринимателей. Все участники становятся настоящими партнерами — они собираются по четвергам, рассказывают об успехах и вместе пытаются найти решение назревших проблем, устраивают совместные ужины и встречи с известными предпринимателями. Возможно, это тоже объясняет эффективность «фабрики стартапов» — участники, даже работая над разными проектами, активно взаимодействуют и обсуждают свою работу сообща. Выпускники бизнес-инкубатора сотрудничают и после окончания программы, их даже называют «мафией YC».

Одно из главных понятий в бизнесе для Пола Грэма — скорость. Быстрее начать работать, быстрее запустить продукт, чтобы пользователи могли его оценить. Такой же особый подход у Грэма и к инвесторам, он предлагает им так называемые «конвертируемые обязательства». Допустим, инвестор вкладывает в проект $1 млн., и на тот момент это половина его стоимости. При росте компании эта доля будет уменьшаться, но данные обязательства позволяют первому инвестору получить, например, не менее 10 % компании. Чем раньше будут вложены средства, тем больше прибыль инвестора при успешном развитии проекта.

Еще один важный принцип в модели Пола Грэма — эволюция. Очень многие идеи возникают уже по ходу доработки и изменения первоначального продукта. Так, например, случилось с проектом 1000 Memories, где люди рассказывают о своих покойных друзьях и родственниках. Изначально авторы идеи занимались картографическим сервисом, где можно было бы изучать популярные географические объекты и любимые места друзей. Грэм дал им шанс воплотить этот проект, а когда провальность его стала очевидна, подтолкнул разработчиков к новой идее.

На этом фоне совершенно логичным становится главный принцип Пола Грэма — бизнес-ангелы вкладывают средства не в готовые проекты, а в людей, их реализующих. Создатели Y Combinator убедились, что большая часть их партнеров меняет свои первоначальные планы по ходу разработки и реализации идеи. И если авторы умеют анализировать потребности клиентов и менять свой продукт в соответствии с этими потребностями — то у них гораздо больше шансов на успех. Но отсюда и жесткость отбора в рамках инкубатора: либо ты разделяешь эти идеи, либо ты выбываешь из игры.

Грэма считают убежденным оптимистом, он не раз говорил, что работает с лучшими представителями молодого поколения, и их энтузиазм и потенциал передаются и ему. Фабрика стартапов приносит не только значительную прибыль, но и моральное удовлетворение — он дает путевку в жизнь талантливым людям и новым идеям. Пол Грэм положительно относится даже к конкурентам — если проект не попадет в Y Combinator, у него будет шанс получить поддержку у других инвесторов.

Подготовила Александра Щапова