Принимать решения — это не реализовывать их

Автор: Алексей Комаров

При выборе акционеров первое и главное — это их репутация. Прием на работу — это обоюдное согласие и генерального директора, и акционера на сотрудничество. Мы узнаем о собственнике, а он в свою очередь узнает о нас. Толковых управленцев на рынке много, но надо понимать, что у каждого из них есть своя сильная черта. Например, кто-то является кризис-менеджером, кто-то может заниматься оптимизацией расходной части, а кто-то готов вывести компанию в лидеры. Необходимо знать, с какой проблематикой придется столкнуться тому человеку, который приходит на работу. Но если ценности совпадают как у соискателя, так и у собственника компании, то бизнес получится.

Часто отношение честности к тем договоренностям, которые были достигнуты, у всех разное. Можно обещать одно, но по выходу управленец получит совсем другое. Мы для себя практикуем «прописание картинки» на шесть месяцев вперед. Если собственнику кандидат на пост директора понравился, можно выслать ему «job offer» под те задачи, на которые он будет приглашен, чтобы он обдумал их. В переводе с английского «job offer» — это предложение работы. Этот документ регламентирует отношения работника и работодателя с момента выхода на работу и подписывается раньше, чем трудовой договор. Важно также, чтобы акционеры предоставили инструментарий для достижения целей. Если акционеры не обладают ресурсами, то несколько неверных шагов — и бизнес
прогорит.

Адекватный собственник понимает, что он хочет, какие цели перед собой ставит. И под эти цели ищет людей. Договорились один раз — и он не меняет требования. Также он отдает себе отчет в том, располагает он ресурсами, необходимыми для достижения тех целей, которые он ставит перед нанимаемым управленцем, или нет. Если директор не верит в цели, которые ставят перед ним акционеры, то не стоит за них браться. Я не знаю примеров, когда человек бы сомневался и достигал целей. Генеральный директор позволяет собственнику взглянуть на ситуацию с другой стороны, а собственник вправе либо согласиться, либо нет. Либо взять паузу и обдумать предложение директора.

Арбитром в спорах между собственником, акционером и директором может стать только еще один собственник. Если у компании один собственник или акционер, то он определяет те отношения, которые будут у него с генеральным директором.

Глупо отказываться от советов и не слышать мнение нанятого управленца. Вы его для этого и нанимали. Принимать решения — это не реализовывать их. Это две разные вещи. Если директор приходит к акционеру с инициативой и говорит, что его действия по-любому дадут результат, и он принимает на себя ответственность за реализацию своей идеи, то ему надо дать зеленый свет.

Лавры побед в прошлом проекте абсолютно не гарантируют успех в новом. Невозможно в рамках разного времени повторить один и тот же результат, поскольку внешняя среда постоянно меняется. Очень сложно проверить слова топа, насколько успешный проект он реализовал в другой компании. И что такое «успех» для акционеров? Для одного человека ежегодный доход в один миллион рублей — это показатель, а для другого это вообще не результат. Ценность вложенных денег и времени у всех разная.

Если акционер делает ставку на «звезду», надо понимать, что даже под самым звездным человеком работает определенная команда. Не факт, что его команда уйдет с его предыдущего места работы. В моей практике выстреливают зачастую те ребята, которые не обладали каким-то знаниями, а на энтузиазме и желании выезжали, повышали уровень продаж.

Корпоративная культура компании важна для меня. Сейчас принято ругать компании, где поют гимны. А я бы пошел туда: просто мне это интересно. Но бывает и другое. Ты можешь войти в компанию веселым, энергичным и задорным, а через определенное количество времени она затянет тебя в трясину и сделает плесенью. И с какими бы инициативами ты не приходил, тебя там причешут под те стандарты, которые нужны компании. Либо ты к этому привыкнешь и смиришься, либо пойдешь своей дорогой.

* Алексей Комаров, генеральный директор компании «Дилер».

Беседовала Оксана Паничкина

Справка о компании.

Группа компаний «Дилер». Основные партнеры — компания Мегафон и Теле2. В ее состав входит 110 точек продаж в Нижегородской, Курской и Брянской областях. Сеть работает в нескольких розничных форматах: мини-центры обслуживания и салоны сотовой связи. В компании работает более 500 человек.