«Люди — лучшее, что есть в моей компании»

Автор: Майкл Блумберг

Как любая постройка начинается с возведения фундамента, надежного и прочного, так на этапе становления бизнеса в стремлении сделать его перспективным и успешным, необходима не только тщательная и всесторонняя подготовка к преодолению всевозможных трудностей, но и слаженная работа команды единомышленников, когда сотрудники становятся надежной основой компании, гарантией динамичного развития и долгосрочного финансового успеха. Аксиому, что успешное развитие компании во многом зависит от эффективности работы персонала, ярко иллюстрирует история империи Bloomberg, основателем и идейным вдохновителем которой является медиамагнат, миллиардер, трижды баллотирующийся и побеждавший в выборах на пост мэра Нью-Йорка, Майкл Блумберг.

«Компания — это люди, которые в ней работают», — утверждает Блумберг. Таким высоким уровнем лояльности к сотрудникам, как в Bloomberg LP могут похвастаться далеко не многие фирмы.

На заре создания своего инфобизнеса, в начале 1980-х, Майкл Блумберг делал основную ставку на формирование «правильного» кадрового ресурса, пытаясь определить в сотрудниках не столько профессионализм, сколько совокупность эксклюзивных способностей и возможностей. Презумпция значимости вклада в общее дело каждого конкретного члена команды определяла особый подход в рекрутменте, который довольно скоро принес свои плоды. Как говорили недоброжелатели, Блумберг «в основном скупал все таланты»; без претензии на опытность и квалифицированность, будущий миллионер делал ставку на стремление каждого работника быть полезным в процессе формирования будущего компании.

Как вспоминает сам основатель Bloomberg LP, «в то время наш стиль работы был примерно такой же, как и сейчас. Мы брали проблему и раскладывали ее на маленькие, разрешимые, удобоваримые кусочки. Затем каждый из нас брал на себя наиболее подходящий ему кусок». Успешность подобной схемы организации бизнеса заключается в повышении совокупной продуктивности за счет эффективности каждого отдельного сотрудника как незаменимого звена производственной цепи. Наличие прямой зависимости между процветанием компании и результативностью каждого работника обусловливает не столько личный трудовой энтузиазм, сколько особая, мотивирующая на труд с полной самоотдачей атмосфера Bloomberg LP — демократичная, творческая, исполненная уважением, как в прямом, так и в обратном направлении кадровой вертикали.

Отношения «руководитель-подчиненный» в концерне Блумберга всегда складывались очень гармонично; изначально определив приоритетными взаимное доверие и взаимное уважение, основатель Bloomberg LP разработал особый эффективный стиль управления. Ключевым моментом в формировании этого стиля был эпизод, о котором Майкл Блумберг вспоминает довольно часто: «Однажды я сильно рассердился, потому что они (сотрудники) сделали что-то, что могло привести к серьезным проблемам, правда, я уже не помню — к каким именно. Это настолько вывело меня из себя, что я бросился в одну из наших комнат и так сильно хлопнул дверью, что замок сломался. Я оказался заперт внутри. После такой безобразной выходки я смирил гордыню…»

Став поистине виртуозом в управлении коллективом, Майкл Блумберг никогда не злоупотреблял субординацией, не дистанцировался от своих подчиненных, охотно делегировал полномочия, исключая только личную компетентность в решении вопросов различного уровня важности, и охотно брался за любую работу, «не боясь испачкать руки», и «больше ценил тех, кто при необходимости может сказать: «А король-то голый».

«Ничто так не мешает человеку быть в ладу с другими, как неумение быть в ладу с собой». Эти замечательные слова Оноре де Бальзака очень ярко характеризуют основателя Bloomberg LP. Являясь абсолютно самодостаточным и довольным жизнью человеком, получая безмерное удовольствие от своего «непрерывного и самозабвенного труда», Майкл Блумберг отрекся от предрассудков и традиций общепринятой схемы управления персоналом и доказал эффективность собственной системы.

Эксклюзивный продукт компании Bloomberg — терминал с одноименным названием, в минимальные сроки получивший статус безоговорочного лидера на рынке финансовой информации, став своеобразным показателем успешности компаний, эти устройства использующих. В настоящее время количество терминалов Bloomberg достигло 315 тысяч единиц по всему миру, и возможности этих машин поистине уникальны. В режиме реального времени 24 часа в сутки 7 дней в неделю терминалы позволяют следить за мировыми финансовыми новостями, сводками по ценным бумагам, акциям, валютам и различным товарам: от золота до плюшевых игрушек, пользоваться интерактивными картами, делать спортивные ставки, искать работу, уточнять расписание авиарейсов и даже узнавать финансовые слухи.

С целью обеспечения бесперебойного функционирования информационной системы такого масштаба, Майклу Блумбергу потребовалось создание дополнительных структурных единиц, обеспечивающих всестороннюю медиаподдержку проекта: так появились Bloomberg Business News, Bloomberg TV и радиослужба, огромный штат журналистов которых Блумберг снова формировал из молодых талантливых специалистов. «Именно такие люди, любящие свое дело, и требуются нашей компании», — утверждал основатель империи Bloomberg, предпочитая «растить» собственных специалистов высокого уровня; инвестируя в повышение квалификации сотрудников — инвестируя в будущее своей компании.

В настоящее время штат корпорации Блумберга расширился до 13 тысяч сотрудников в 126 странах мира. И причиной невероятного успеха своего бизнеса Майкл Блумберг считает отнюдь не эффективность системы управления, а эффективность работы персонала, причисляя его к «важным активам компании», утверждая: «Люди — лучшее, что есть в моей компании».

Сосредотачиваясь на основной цели, успешном ведении бизнеса, Майкл Блумберг предпочитал не акцентироваться на деталях. Так, основателя корпорации Bloomberg никогда не заботил вопрос создания собственного имиджа руководителя. У него даже не было собственного кабинета: ни во времена управления своей компанией, ни будучи мэром Нью-Йорка. Разрушив почти двухсотлетние традиции, Блумберг организовал размещение рабочих мест в мэрии так же, как в Bloomberg LP, по типу «office station», когда и высокопоставленные персоны, и подчиненные работают в одном большом зале, разделенном лишь офисными перегородками. Результаты «прозрачности» деятельности чиновников — в прямом и переносном смысле не заставили себя долго ждать. «Люди оглянулись кругом и осознали, что неповоротливое нью-йоркское правительство заработало», — напечатали тогда в известнейшем американском журнале New Yorker.

Сам Майкл Блумберг, иллюстрируя народную мудрость, что не место красит человека, а человек место, работает в общем зале — без отдельного кабинета, без мебели с вензелями, без роскошного кресла, без малахитовых пресс-папье, ставших символами власть имущих. Управление городом с бюджетом 70 миллиардов долларов (по состоянию на 2014 год) производится со стандартного рабочего места, отделяющего Блумберга от других сотрудников лишь офисной перегородкой до уровня глаз; это место сам мэр и его соратники шутливо называют «bullpen» (дословно непереводимо, примерно означает что-то вроде «загончика»).

Не переоценивая значение самоличного руководства компанией, у Майкла Блумберга сформировался собственный стиль управления своей медиаимперией, включающий собственное видение системы подбора персонала, демократичный стиль руководства, активное участие в производственном процессе, создание творческой обстановки в компании и поощрение инициативности сотрудников. Насколько эффективной стала данная схема управления можно судить по многим параметрам. Например, по списку Forbes, где Майкл Блумберг занимает 13 место в мире, обладая состоянием 31 миллиард долларов.

Подготовила Марина Чичурина