Стартапы, которые лечат

Автор: Наталья Яковлева

Последние два года на рынке стартапов формируется тенденция digital healthcare, или цифровая медицина. Это не биотехнологии и высокотехнологичные разработки, а приборы и программы для обычных людей, которые помогают легко и удобно следить за своим здоровьем, врачам позволяют проще и оперативнее общаться со своими пациентами вне больницы и т.д. Такие стартапы меняют мышление современных пациентов и докторов, принципы оказания медицинских услуг. Вследствие активного развития цифровой медицины, мы решили обратить внимание на некоторые разработки в этой области.

Одним из первых медицинских сервисов такого рода стал стартап HealthTap. Он появился после того, как писатель, куратор TEDx и бизнес-ангел Рон Гутман обнаружил, что тема медицины — одна из самых востребованных в интернете. Ежемесячно Google регистрирует больше миллиарда таких запросов, но пользователи признаются, что ответы из сети редко оказываются полезными. Создатель приложения решил исправить это. Запустить и поддержать работу HealthTap ему помогли 20 инвесторов, включая ряд ангельских инвесторов: Эстер Дайсон (Esther Dyson), Марка Лесли (Mark Leslie) и Аарона Патцера (Aaron Patzer).

Миссия проекта реализуется посредством проведения профессиональных онлайн-консультаций врачами-терапевтами и позволяет любому человеку задавать врачам вопросы, связанные со здоровьем и медициной. Проконсультировать пациентов готовы 43 тысячи докторов из США. При этом действует система верификации, которая гарантирует, что советы дает практикующий и сертифицированный врач. На сегодняшний день в системе более миллиарда вопросов-ответов, причем весь этот массив данных неплохо структурирован по заболеваниям, процедурам, лекарствам и симптомам, и при желании можно найти готовый ответ практически на любую тему. Сервис и не предназначен для развернутых консультаций, но на один вопрос могут ответить много медиков.
В среднем врачи, зарегистрированные в системе, тратят при каждом заходе на сайт около часа, отвечая на вопросы пользователей. Врачами движет не только гипотетический альтруизм, но и то, что за небольшую плату с ними можно связаться с помощью личного сообщения. Кроме того, приложение позволяет подобрать себе врача и записаться к нему на консультацию. Поэтому, активность на HealthTap является неплохим инструментом как для привлечения пациентов, так и для создания имиджа врача.

HealthTap не единственный на данный момент сервис такого типа, но, судя по количественным показателям и динамике роста (только в 2011 году HealthTap получил $2,35 млн посевных инвестиций) — явный лидер. Похожим сервисом является iCouch, который помогает пациентам найти для себя подходящего психотерапевта в любой части света. Стартап iCouch со штаб-квартирой в Нью-Йорке появился благодаря случайной идее. Одна из его основателей, психотерапевт Джессика Риос находилась со своим мексиканским другом в китайском городе Сучжоу, когда мужчине срочно потребовалась помощь. Быстро найти испаноговорящего терапевта в городе не удалось, и Джессика предложила другу поговорить с ее знакомым терапевтом по Skype. Это было пробное испытание будущего проекта. Идея связи пациента и врача в сети осталась прежней, поменялся лишь способ ее реализации и масштаб.

Теперь в приложении можно выбрать стоимость консультации, профильную область работы и пол специалиста, посмотреть его биографию и записаться на удобное время. У всех терапевтов, внесенных в базу приложения, есть лицензии. Видеоконсультации проводятся онлайн и не записываются ни на какие носители. Сами терапевты признаются, что многие их клиенты предпочитают сеансы в режиме онлайн. iCouch можно использовать на любом компьютере, смартфоне и мобильном телефоне с доступом в интернет и возможностью видеосвязи. Оплата производится с помощью банковской карты. Источник монетизации iCouch – комиссия 20% от стоимости каждой консультации, которую взимает компания на покрытие технических расходов.

В прошлом году появился сервис по сбору информации о лекарствах на форумах и в социальных сетях Treato. В мае он привлек инвестиции в объеме 14.5 млн. долларов от OrbiMed Israel Partners и New Leaf Venture Partners. CEO проекта Идо Хадари (Ido Hadari), планирует вложить деньги в офис продаж в Нью-Йорке.
Treato в автоматическом режим мониторит тематические форумы и группы в соцсетях, автоматически отбирает релевантные сообщения, обрабатывает и группирует в выборки. Treato умеет отличать позитивные и негативные отзывы о лекарствах, вычленять из текстов постов заболевания, при которых их применяли пациенты, и информацию об осложнениях и побочных эффектах. Сейчас система содержит данные о 11 367 лекарственных средствах и обрабатывает более миллиарда постов от 23 миллионов пациентов.

Ежедневно система может индексировать до 200 миллионов новых записей. Обычный пользователь, который принимает лекарства, может бесплатно использовать Treato для того, чтобы лучше разобраться, как оно работает и чего от него можно ожидать. Монетизация проекта осуществляется за счет того, что существует платная подписка для фармацевтических компаний, которая включает набор инструментов для анализа позиций бренда и конкурентов. Платная версия позволяет анализировать жалобы потребителей, причины переключения на лекарства другой марки, эффективность продвижения на разных площадках, позиции конкурирующих брендов и отвечать на сообщения пациентов. Учитывая, что платная версия Treato предоставляет таким образом площадку для рекламы и маркетинга, а фармацевтические компании очень даже платежеспособный клиент, то сервис ожидает неплохая прибыль.

Сооснователь PayPal Максим Левчин запустил приложение, которое должно помочь женщинам забеременеть. Стартап Glow уже привлек $6 млн инвестиций от венчурных фондов Founders Fund и Andreessen Horowitz, а также ряда частных инвесторов. Макс Левчин вложил в проект $1 млн собственных средств.
Разработанное для женщин приложение Glow позволяет бездетным парам спланировать зачатие, а тем, кто страдает бесплодием, — получить медицинскую помощь. После подключения каждый пользователь ежемесячно выплачивает взнос 50 долларов. Если в течение 10 месяцев беременность не наступила, компания оплатит лечение бесплодия в клинике, которая работает с сервисом. Если за это время паре удастся зачать ребенка, то деньги будут направлены на помощь другой паре.

Приложение позволяет учитывать также не только календарный цикл, но и степень эмоционального дискомфорта, вес, суточную температуру тела и прочие параметры. Glow ежедневно рассчитывает вероятность зачатия в процентах, напоминает о том, что нужно принять пренатальные витамины и выполнить другие задачи, которые женщина сама записывает в приложение. В Glow акцетируют на том, что фонд не является прибыльной организацией, а деньги направляются на лечение бесплодных пар.

И наконец, хотелось бы рассказать о стартапе Practice Fusion. Это бесплатная электронная библиотека родом из Сан-Франциско. Practice Fusion предлагает докторам своё программное обеспечение, основанное на облачных технологиях. Это дает возможность вести расписание приёмов и карту клиентов, создавать рассылки и финансовые отчёты. Основан стартап Раем Говардом, консультантом-физиологом, и инженером Мэттью Дугласом. Сооснователем является также один из наиболее успешных инвесторов Силиконовой долины Питер Тиль (он же инвестировал в платёжную систему PayPal и на раннем этапе в Facebook).

Основатели обратили внимание на неэффективность американской системы здравоохранения, которая, по их мнению, «могла бы быть значительно лучше». Бумажные записи дорого хранить, ими труднее управлять, они менее мобильны. Централизация информации о пациентах уменьшит количество врачебных ошибок, дублирующих анализов и случаев ненужной госпитализации, таким образом, сократив расходы на здравоохранение. Practice Fusion предлагает докторам своё ПО, основанное на облачных технологиях, бесплатно, что позволяет им сохранить правительственные деньги для себя.

Райан Говард надеется, что это побудит врачей массово перейти на их платформу, что превратит Practice Fusion в своеобразный «Фэйсбук для докторов», а также в мощную рекламную площадку. Practice Fusion отличается тем, что пользователям не нужно вручную вводить данные о своём здоровье: компания сама координирует информацию, полученную от медработников напрямую.

В настоящий момент приложением пользуются 130 тыс. медработников, которые ведут записи о 25 млн. пациентов. Practice Fusion зарабатывает на продаже данных клиентов фармацевтическим компаниям и другим партнёрам. Система приносит $40 млрд. ежегодной прибыли аптекам и лабораториям, которые пользуются платной рекламой на сайте.

Подготовила Наталья Яковлева