Никогда не бывает достаточно хорошо

Успех и совершенство. В стремлении к этому люди готовы двигать горы и поворачивать вспять реки. Существует много успешных компаний с громким названием, компаний, работать в которых престижно. Но, как говорится, успех надо удержать. Именно долголетие в бизнесе и вызывает столь живой интерес.

Есть компании «вечные», чья история началась давно, у некоторых даже еще в позапрошлом веке. Несмотря ни на что эти компании «бессмертны». Этому и посвящена книга Джима Коллинза и Джерри Порраса «Построенные навечно». Это книга о великих компаниях, компаниях с видением, которые были созданы до 1950-го года. Было проведено тщательное исследование, которое заняло годы (было использовано почти сто книг и более трех тысяч документов).

Участники исследования — 36 компаний: 18 компаний с видением (3М, Walt Disney, American Express, Procter&Gamble, Boeing, Sony, Motorola, Hewlett-Packard и т.д.) и 18 компаний сравнения (Pfizer, Kenwood, Wells Fargo, GM, Zenith и т.д.) Здесь совершенно не имеется в виду, что компании сравнения — это аутсайдеры в мире бизнеса. Это также успешные компании, с большим доходом и более чем 50-летней историей. Как выразился сам автор, «если компания с видением — это победитель соревнований, то компания сравнения — это серебряный или бронзовый призер».

Компании, вошедшие в исследование, — это лишь небольшая часть компаний с видением, которые существуют. В исследование не вошли хорошо известные компании, такие как Coca-Cola, L.L. Bean, McDonald’s, McKinsey, State Farm, Nike, но они почти наверняка обладают видением.

Основная идея книги — разобраться, почему компании с видением намного превзошли компании сравнения, за счет чего? В чем же секрет великих компаний? Для этого нужно вернуться к истокам, к началу. А начинается все с идеи. Есть хорошая идея — будет успех. В этом первое заблуждение. Только три компании с видением начали с волны успеха (Johnson&Johnson, GE и Ford, и то в случае GE и Ford было не все гладко). Ожидание великих идей может ни к чему не привести, как мечты, которые сбываются, также могут оказаться несостоявшимися. Компании с видением тоже начинали с малого и испытывали трудности в процессе развития, некоторые находились даже на грани выживания, и не раз, но выходили из сложного положения.

Принято считать, что своему долговечному успеху компании обязаны харизматичному лидеру. Но наличие такого лидера вовсе не обязательно. Потому что лидеры исчезают, а что-то продолжает поддерживать процветание компаний. А секрет в том, что создатели великих компаний больше сосредоточены на результате, нежели на славе и репутации лидера. Получение прибыли тоже не должно быть ключевым для компании. Например, компания Merck поставляла препарат «Мектизан» для борьбы со страшным недугом в страны третьего мира на бесплатной основе. «Лучше сделать часы, чем говорить, сколько времени» — основной принцип, обеспечивающий бессмертие компаниям. Этот принцип красной нитью идет через всю книгу «Построенные навечно». Также необходима настойчивость. Девиз «Никогда, никогда не сдаваться!» и помогает держаться на плаву. Харизма здесь ни при чем. Очень важно воспринимать саму компанию как главное творение и тратить меньше времени на организационный дизайн. То есть уделять меньше времени сообщению, сколько времени, больше — созданию часов. Также компании с видением стараются растить своих управленцев внутри компании (за исключением единичных случаев), а не искать их на стороне. Например, сравним General Electric и Westinghouse. Джордж Вестингхауз, блестящий изобретатель, основал еще 59 компаний помимо Westinghouse, а также предсказал превосходство систем переменного тока над постоянным током Эдисона, что в итоге и произошло. В то время как Чарльз Коффин, первый президент GE, способствовал организации исследовательской лаборатории GE, известной как «первая американская исследовательская лаборатория».

Джордж Вестингхауз сообщал, сколько времени; Чарльз Коффин сделал часы.

Чтобы стать великой, компания должна ставить перед собой самые смелые цели. Джим Коллинз называет их в книге БИХАГами (Big hairy audacious goals — большие волосатые, амбициозные цели). Нельзя останавливаться на достигнутом. Компании с видением это понимают и соревнуются сами с собой, а не с конкурентами. Если сегодня кажется, что достигнуты все цели компании, это не значит, что можно спокойно упиваться своим триумфом, лучше задать себе вопрос: «А что нужно сделать для того, чтобы завтра было еще лучше?» Непрерывное совершенствование — это значит быть на шаг впереди.

Следующий важный принцип — замена союза «или» на союз «и». Нет тирании «или»! Великие компании не признают наличие двух противоположных идей, что бывает либо А, либо Б. Эти компании, наоборот, ищут все возможные способы осуществления и того и другого: и А, и Б.

Для великих компаний очень важно выработать свою собственную внутреннюю идеологию. Должна быть команда близких по духу людей, которых не следует сильно ограничивать, а лучше давать им больше свободы во имя прогресса. Нужно делать, пробовать, быть готовым к ошибкам, не бояться экспериментов, прислушиваться к мнению сотрудников. Забота о воспитании своих кадров обеспечит успех. Компании с видением обладали мудростью создать большую скамейку талантов, в отличие от компаний сравнения, которые недостаточно заботились о своих сотрудниках. Необходимо осознать свое предназначение. Потому что предназначение — это душа компании.

Все эти принципы, задачи и советы показывают, в чем заключается отличие компаний с видением от компаний сравнения. Развивающимся компаниям это может очень помочь в продвижении вперед. В этом и суть, идея книги «Построенные навечно». Показать читателям фундаментальные вещи, за счет которых компания может стать поистине великой. Секреты раскрыты, инструкция к действию есть, а как этим воспользоваться, каждый решает для себя сам. Эту книгу можно отнести к книгам из разряда «must read», причем она предназначена не только для успешных бизнесменов, топ-менеджеров, но и для любого человека, который стремится к постоянному самосовершенствованию.

Подготовила Екатерина Готовчикова