Проблемы и пути решения молодёжной занятости

Автор: Гулнора Абдурахманова

Молодёжь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Во всём миренаучные исследованияи в развитых, и в развивающихся странахнаучные исследованиямолодые люди сталкиваются с растущими реальными трудностями, связанными с поиском достойной работы. Поэтому удовлетворение их чаяний в области занятости требует высоких темпов создания рабочих мест. Это должно стать одним из главных направлений экономической политики.

В Узбекистане созданы правовые основы для гарантированного обеспечения молодёжи работой. Установлен минимум социальной обеспеченности, гарантирующий право на первоначальную трудовую занятость или материальную компенсацию. В целях содействия занятости молодёжи, окончившей образовательные учреждения, на предприятиях, в учреждениях и организациях резервируется минимальное количество рабочих мест. Для обеспечения современного производства квалифицированными кадрами в стране развиваются различные формы кооперации профессиональных колледжей с предприятиями-работодателями.

Молодёжь – исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку она является не только энергичной, но и быстро обучаемой рабочей силой. Молодое население считается величайшим достоянием, способствующим инновациям и творчеству в экономике и обществе. Но для того, чтобы в полной мере реализовать этот потенциал, молодые люди должны быть обеспечены работой.

Необходимо отметить, что данная категория населения является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. По данным Международной организации труда, во всём мире молодые люди сталкиваются с реальными и растущими трудностями, связанными с поиском достойных рабочих мест. Доля молодёжи в составе рабочей силы с 2000 по 2011 годы снизилась с 52,9 % до 48,7 %. За последние два десятилетия уровень безработицы среди молодёжи оставался в три раза выше, чем среди взрослых.

По данным Всемирного банка, число молодых людей на нашей планете, не занятых работой или учёбой, превышает 620 млн человек. Только для того, чтобы поддерживать стабильный уровень занятости, численность занятых в мире должна увеличиться примерно на 600 млн человек в течение 15 лет.

Молодёжь в развивающихся странах сталкивается с растущими трудностями, связанными с поисками достойной работы в реальном секторе экономики, причём всё больше молодых людей вынуждены устраиваться на рабочие места более низкого качества в сельской местности и в неформальной экономике. В промышленно развитых странах перспективы трудоустройства нынешнего поколения молодёжи намного мрачнее тех, с которыми сталкивались предыдущие поколения. В настоящее время многие молодые люди страдают от сокращения возможностей в трудоустройстве, что вызвано затянувшейся безработицей и их продолжительным отсутствием на рынке труда. Даже у тех, кто нашёл работу, перспективы хуже, чем у предыдущих поколений.

Основные выводы, которые можно сделать из доклада МОТ, касающегося занятости молодежи, могут быть резюмированы следующим образом: удовлетворение чаяний молодых людей в области занятости требует высоких темпов создания рабочих мест. Это должно стать одним из главных направлений любой экономической политики. Политика в области образования и профессиональной подготовки должна обеспечивать молодёжь, вступающую на рынок труда, профессиональными квалификациями и навыками, которые повысят их возможности при трудоустройстве, в то время как такие учреждения рынка труда, как службы занятости, должны оказывать помощь.

Во многих странах осознают остроту проблемы занятости и принимают надлежащие меры для её решения. Так, ещё в 2000 году была принята «Европейская хартия для малых предприятий» («European Charter for Small Enterprises»), в которой отмечается большой потенциал малого бизнеса, важность развития духа предпринимательства, создание благоприятных условий для организации собственного дела. Для повышения уровня образования и квалификации предпринимателей в ЕС была создана «Программа непрерывного образования» (European Commission’s Lifelong Learning Programme), которая даёт людям возможность на любом этапе их жизни получить образование, а главное, обменяться опытом, тем самым повышая уровень профессиональной подготовки. На период 2007-2013 годов бюджет этой программы составил 7 млрд долларов США.

В 2013 году Европейский Союз наметил новые меры обеспечения занятости молодежи путём кредитования малых предприятий. Как заявил председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, на проект «Инициатива молодёжной занятости» будет выделено 8 млрд. евро. Вместе с тем было принято решение о поддержке миллионов малых предприятий, на которые в ЕС приходится большая часть занятых трудовых ресурсов. Для их финансирования будут выделяться средства из бюджета ЕС и кредиты Европейского инвестиционного банка.

Узбекистаннаучные исследованиястрана с растущей численностью населения. Так, численность населения увеличилась с 19,7 млн человек (по данным переписи 1989 года) до 29,9946 млн человек на 1 января 2013 года. При этом средний возраст населения республики в настоящее время составляет 25,7 лет (мужчин — 25,2, женщин — 26,3 лет).

В целом, свыше 62 % населения составляет молодёжь в возрасте до 30 лет. Если в 1990 году в Узбекистане доля людей трудоспособного возраста составляла 49,2 %, то в настоящее время этот показатель достиг 60,5 %. Ежегодно численность этой группы увеличивается на 380-400 тыс. человек (табл.1), и этот прирост будет обусловлен, главным образом, ростом общей численности населения.

Процесс естественного прироста населения в условиях рыночной экономики имеет ярко выраженный двойственный характер: с одной стороны, в условиях эффективно функционирующей рыночной экономики он обеспечивает потребности расширенного воспроизводства, а с другойнаучные исследованияможет способствовать формированию значительного контингента незанятого населения.

В Узбекистане созданы правовые основы для гарантированного обеспечения молодёжи работой. Так, установлен минимум социальной обеспеченности, гарантирующий, в частности, право на первоначальную трудовую занятость или материальную компенсацию в соответствии с действующим законодательством.

В целях содействия занятости молодежи, окончившей образовательные учреждения, на предприятиях, в учреждениях и организациях резервируется минимальное количество рабочих мест.

В соответствии с принятой Национальной программой по подготовке кадров в стране введено 12-летнее всеобщее обязательное бесплатное образование по схеме «9+3». Принципиальная особенность реализуемой в стране модели заключается в том, что после 9 лет учёбы в общеобразовательной школе следующие 3 года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях, где каждый, наряду с общеобразовательными дисциплинами, получает профессиональную подготовку по 2-3 востребованным на рынке труда специальностям.

Характерной особенностью трудового потенциала Узбекистана является его высокий образовательный уровень. Уровень грамотности составляет более 99 %, что ставит республику в один ряд с экономически развитыми странами. Высоким является и уровень общего и профессионального образования. Каждый четвёртый, занятый в сфере материального производства и услуг, имеет высшее или среднее специальное образование.

Для обеспечения современного производства хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами в стране развиваются различные формы кооперации профессиональных колледжей с предприятиями-работодателями. В 2013 году за счёт вакантных и резервируемых рабочих мест трудоустроено более 500 тысяч выпускников колледжей. Это стало возможным благодаря тому, что за колледжами закреплено свыше 90 тысяч предприятий и организаций различных отраслей. Расширяется практика заключения трёхсторонних договоров между колледжами, выпускниками и их родителями, а также предприятиями. В каждом областном центре, крупных городах и районах систематически проводятся ярмарки вакантных рабочих мест.

Только в 2013 году более 15 тысяч выпускников колледжей и лицеев получили кредиты в общей сложности на создание собственного дела на общую сумму 53,5 млрд сумов.

Государственной программой предусматривается дальнейшее развитие системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки молодёжи, нуждающейся в трудоустройстве. Так, в Центре профессионального обучения в Ташкенте ежегодно 600 молодых людей смогут овладеть востребованные профессии в таких отраслях, как машиностроение, электроника, техническое обслуживание автомобилей, информационные технологии. На эти цели будут направлены средства Фонда содействия занятости в размере 500 млн сумов. В течение 2013-2015 годов планируется создание аналогичного Центра профессионального обучения на 240 мест в Самарканде.

Молодые людинаучные исследованиябудущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие. Поэтому в Узбекистане принимаются действенные меры для обеспечения эффективной занятости молодежи.

Таблица 1
Динамика изменения возрастной структуры населения Республики Узбекистан (млн.чел.)


Возрастная структура населения

1991

1995

2000

2005

2012

2025

2050

Моложе трудоспособного населения
(0–15)

8,9

9,7

10,0

9,3

9,1

8,3

8,0

Трудоспособный возраст
(женщины – 16-54, мужчины – 16–59)

10,1

11,0

12,7

14,8

12,8

21,8

23,4

Старше трудоспособного возраста
(женщины – старше 55, мужчины – старше 60)

1,6

1,8

1,8

1,8

2,2

4,0

9,0

Литература

1. Ата-Мирзаев О.Б. Особенности формирования новой демографической ситуации Узбекистана в годы независимости // Население Узбекистана: состояние, проблемы и перспективы. – Т., 2012.
2. Глобальные перспективы занятости – 2013 / Доклад Международной организации труда. [Электронный ресурс] // http: // www.ilo.org
3. Курапова О.А. Проблемы социальной адаптации молодёжи к современным условиям рынка труда [Электронный ресурс] / Курапова О.А. // http://www.SCTavolsu.ru
4. Молодёжь и безработица – проблема выбора профессионального пути [Электронный ресурс] // http: www.divss-line.ru
5. Молодёжь на рынке труда. – Самарканд: Издательство «Зарафшан», 2008.
6. Международная организация труда. Конвенция. Документы. Материалы: справочное пособие. - М.: Дело-Сервис, 2007.
7. Социально-демографические процессы в современном Узбекистане: материалы Республиканской научно-практической конференции. – Т., 2009.
8. Хаитов А.А., Абдурахмонов К.Х. Мехнат бозори ва ахолини иш билан таъминлаш муаммолари. – Т.: Г.Плеханов номидаги РИАнинг Тошкент шахар филиали, 2010.

* Гулнора Абдурахманова. Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика труда и социальной сферы» Ташкентского государственного экономического университета (Республика Узбекистан)

Кризис в сфере занятости молодежи: Время действовать / Доклад 101-я сессии Международной конференции труда, 2012 г. // http: // www.ilo.org.

«Доклад о мировом развитии за 2013 год» / Всемирный банк // http: // worldbank.org.

Lifelong Learning Programme (LLP) Guide 2010 Part I: General provisions, p. 27 // http://ec.europa.eu/enterprise/sme/index_en.htm The Еuropean Commission’s Portal for small businesses.

Лидеры стран ЕС наметили меры обеспечения занятости молодежи // http: // www.finmarket.ru.

Ата-Мирзаев, О.Б. Особенности формирования новой демографической ситуации Узбекистана в годы независимости // Население Узбекистана: состояние, проблемы и перспективы. – Т., 2012. – С.20.

Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан» // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. - 1992. - № 2. - Ст. 80; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. – 1998. -
№ 5-6. - Ст. 102; Собрание законодательства Республики Узбекистан. – 2004. - № 25. - Ст. 287. - № 51. - Ст. 514; 2008, - № 52. - Ст. 513.