Сторрителлинг — «золотой ключик» привлечения в компанию«ваших» людей!!!

Автор: Евгений Мащенко

Тренд в вовлечении сотрудников: настало время удивительных историй.

Как искусство сторителлинга помогает сформировать позитивный имидж компании.

Что еще, помимо возможности самовыражения, волнует представителей поколения Y при трудоустройстве в компанию?

— Это поколение волнует, насколько им будет свободно и интересно работать в компании.

Представителям поколения Y хочется воспринимать работу как игру, как приключение. Чем увлекательнее она, тем им интереснее жить внутри этого квеста, быть его неотъемлемой частью.

Почему для сотрудников сегодня так важен вопрос, касающийся ценностей компании-работода-теля?

— Сейчас у людей есть свобода выбора. Занавес ограничений упал. У многих появилась возможность попробовать построить карьеру в крупных компаниях.

Попав в новый офис, они оценивают, как компания живет, какие ценности культивируются, каков образ и стиль существования фирмы. Взвешивают, насколько декларируемые постулаты проявляются в ежедневной профессиональной практике.

К сожалению, не редки случаи, когда о ценностях говорят, пишут, но ими не живут. Это можно быстро заметить, проработав в организации буквально одну-две недели.

Люди собирают информацию и принимают решение, останутся ли они здесь или продолжат свой поиск лучшего.

Это как в семье. Партнеры проживут долгую и счастливую жизнь в том случае, если их принципы едины. Они станут дополнять друг друга, им будет хорошо вместе. Так и в бизнесе.

Если ценности сотрудника и руководителя совпадают, то их работа сложится более продуктивно, они быстрее найдут общую плоскость понимания, смогут рассчитывать друг на друга в сложных ситуациях.

Как, на ваш взгляд, активировать ценности компании?

— Конечно же, рассказывать истории, в которых проявлялись значимые для организации ценности.

Описывать ситуации, где они были надежной опорой в принятии стратегически важных решений и помо-гали ключевым лицам компании выйти из сложной ситуации победителями.

Только история способна описать драму, в которой слушатель сможет представить себя на месте героя, прочувствовать его эмоции, проникнуться глубиной смысла его поступков.

Через истории можно проиллюстрировать, как ценности проявляются в ежедневной жизни компании и помогают ей занимать свое место на рынке.

Как это сделать с помощью сотрудников внутри компании?

— Все теми же иллюстрациями существования организации, о сложностях, об успехах, о пути выхода из кризисных ситуаций.

Слухи и истории распространяются быстро. Интересную, страшную или смешную историю люди будут хотеть рассказать снова и снова.

Почему? Потому что, рассказывая историю, мы проживаем ее содержание, действия, находим новые смыслы.

Истории порождают эмоции, а эмоции — это краски нашей жизни. Чем больше этих красок, тем ярче каждый прожитый день.

Так у нас появляется возможность стать художником своей судьбы.

Нелли Риггенбах, вице-президент по региону EMEA компании Univer-sum, рассказала о том, что немалую роль в развитии HR-бренда компании играет сторителлинг — иначе говоря, рассказывание историй. Ваше мнение?

— Полностью с этим согласен. Рассказанная история создает нужный образ компании, оставляет свой след в сознаниях и сердцах людей.

Когда в ее жизни есть интригующий сюжет и непредсказуемый результат, это привлекает внимание соискателей.

От того, каково содержание этих описаний, будет зависеть, какие люди придут устраиваться в компанию.

Хорошей иллюстрацией создания HR-бренда является храм Шаолинь. Нашумевшие легенды о доблестных монахах этого храма уже не одно десятилетие привлекают толпы людей разных возрастов. Это достойно примера.

Насколько важны стиль и манера подачи этих историй для восприятия целевой аудиторией?

— Сложно переоценить их значимость. Стиль и манера подачи подобны искусству украшения блюд, подаваемых в хорошем ресторане. Если блюдо красиво оформлено, трапеза превращается в нечто большее, чем просто прием пищи.

Вы не спеша любуетесь его чудесной композицией, томитесь догадками, как же можно было создать такой шедевр, и с осторожностью, боясь нарушить творение, вилкой отламываете кусочек блюда. Потом вы наслаждаетесь вкусом, рас-тя-гивая удовольствие.

Вот так и с историей, точнее стилем и манерой повествования.

Именно за счет этих ингредиентов слушатели могут прочувствовать всю ее трагедию или величие. От этого зависит так же много, как зависит успех фильма от мастерства актера.

Как вовлечь и вдохновить специалистов еще до прихода в компанию, когда они еще только услышали о ней?

— О компании должны ходить правильные слухи, формирующие ее образ. Необходимо публиковать истории успеха своих сотрудников в различных целевых источниках, к примеру, на своем канале YouTube.

Вовлечение и вдохновение создается через сюжет, интригу, эмоции, страсть, ценности, трагедию поражения и сладость успеха.

Что нужно для того, чтобы сторителлинг работал?

— Все зависит только от цели. Чего мы хотим от истории? Что должен сделать или осознать слушатель?

Если же говорить о форме, то история должна быть настоящей. Желательно, чтобы в ней была борьба, пик накала напряжения и решение, которое выводит героев из кризиса. Она должна заставить аудиторию остановить своей бесконечный бег и задуматься о смысле жизни, разворачивающейся в описании рассказчика.

Как сделать так, чтобы увольняющийся сотрудник стал настоящим посланником бренда?

— Это возможно, если в его увольнении было все прозрачно и честно, в соответствии с правилами, которыми живет компания. Тогда даже такие решения будут справедливыми для обеих сторон.

Почему истории так важны именно для крупных компаний?

— Мы привыкли, что легенды ходят о великих и сильных героях. Крупную компанию воспринимают как такого героя, лидера. Как говорится, хорошему человеку всегда есть, что сказать, так и о сильной компании всегда будут ходить истории. Люди любят обсуждать известные бренды. И этим процессом можно управлять через создание образа организации.

Как помочь молодому специалисту найти и сформулировать свои цели?

— На мой взгляд, цель нельзя найти, ее можно осознать, сформулировать. Происходит это через четкое понимание своих потребностей и того, что для тебя важно в этой жизни. Это необходимый фундамент, на котором будут воздвигаться все наши мечты и желания. Существование каждого наполнено разными аспектами — работа, семья, общение, дружба, отношения. В каждом этом контексте мы можем ставить перед собой цели и достигать их. Чем лучше мы себя знаем, тем наши желания будут более четкими и гармоничными.

К примеру, если для человека важен комфорт, он будет все время к этому стремиться. Машина, дом, любимый ресторан — все будет пропитано комфортом. Могу предположить, что и в отношениях с людьми он будет склоняться к взаимопониманию, приятному и качественному времяпрепровождению.

Насколько компания должна быть откровенна с сотрудником?

Смотря чего хочет собственник компании.

Если в компании действует принцип «закрытых дверей», вероятно, им есть, что скрывать. В такой обстановке люди ведут себя осторожно. Они не смогут до конца раскрыть себя. Опасаясь чего-либо, люди будут действовать активно только лишь в экстренных ситуациях. В этих условиях сложно будет рассчитывать на высокие результаты.

Открытость порождает доверие. На мой взгляд, компания должна стремиться к максимальной прозрачности. Тогда этот подход, эта философия будет транслироваться не только сотрудникам, но и постоянным клиентам и партнерам, что будет благотворно влиять на качество отношений, коммуникацию и результаты.

Отталкивающие истории, например, о сильной загруженности сотрудников. В них есть какие-то плюсы? Например, возможность отсеять ненужных кандидатов?

Безусловно, история может как разжечь мотивацию, так и притупить ее.

Если человек хочет работать и доказать, что он достойный сотрудник, не боящийся сложностей, то это его не остановит, а скорее всего, даже раззадорит. Эта история ему проиллюстрирует, что в компании есть работа, и он сможет себя проявить.

А те, кто привык выполнять свой функционал в экономичном режиме, не прикладывая много усилий, они лишний раз задумаются, стоит ли туда идти. Ведь там не дадут спокойно создавать вид активной деятельности. Наша любовь к сторителлингу тянется из детства, когда мы, затаив дыхание, слушали сказки.

Если они наполнены важным смыслом, мы будем хотеть прожить их, потому что они отзываются в наших мыслях, наших сердцах.

Хорошая история способна изменить мир, примером тому священные писания, переда-ющие человеческую и божественную мудрость.

*Евгений Мащенко, бизнес-тренер, консультант по обучению и развитию персонала, консалтинговая компания «Нестандартные решения» .

Беседовала Екатерина Кахраман