Коносуке Мацусита: правила успеха

Коносуке Мацусита, легендарный основатель японской фирмы «Мацусита Электрик», известной своими брендами Panasonic, National и Technics, является одним из наиболее ярких примеров как предпринимателя, так и передового бизнес-лидера и инноватора.

И это не смотря на то, что ему не удалось окончить даже начальную школу. Коносуке Мацусита был вынужден бросить школу и пойти работать, когда ему было всего 9 лет. В течение шести лет он работал подмастерьем в велосипедной мастерской, затем перешел в Osaka Electric Light Company. Коносуке Мацусита все время пытался найти и исправить недостатки продукции компании.

Но вскоре Коносуке Мацусита решил уйти из компании, создать собственный бизнес и начать выпуск инновационных электропатронов. Так начиналась его жизнь в «электрическом бизнесе», как он его называл.

Необходимость создавать производство с нуля в тяжелых условиях, а затем добиваться успеха, многократно наращивая мощности, сформировали управленческие подходы в бизнесе Коносуке Мацуситы. Вскоре он был владельцем уже восьми заводов, а продукция стала выпускаться под новой маркой Panasonic.

Начав в буквальном смысле слова с нуля, к концу жизни он обеспечил себе личное состояние в 3 миллиарда долларов, а капитал основанной им компании Matsushita Electric Industrial Ltd достиг 42 миллиардов долларов. Выходя на пенсию в возрасте 80 лет, Коносуке Мацусита был не только самым богатым японским бизнесменом, но и, что главное, самым почитаемым бизнес-лидером, человеком, создавшим компанию, вызывающую восхищение во всем мире.

Коносуке Мацусита был не только великим инноватором и управленцем, но и бизнес-гуру.

Имея мизерный стартовый капитал для создания бизнеса, Коносуке Мацусита мог опереться только на небольшую группу единомышленников, которую составляли его жена и еще трое родственников и знакомых, изъявивших желание участвовать в создании новой фирмы. Ни у кого из этой пятерки не было даже законченного среднего образования.

После первых неудач компании, не имевшей ни налаженного производства, ни опыта, ни необходимых финансовых средств, ее штат сократился до трех человек: самого Мацуситы и членов его семьи.

Только отчаянная решимость добиться успеха и счастливый случай, принесший первый заказ, позволили выстоять, а затем переломить ситуацию. Компания медленно, но верно начала набирать обороты. Появились новые работники. Расширился ассортимент выпускаемой продукции. Самое главное — компания стала конкурентоспособной.

Мацусита сформулировал один из своих знаменитых бизнес-принципов: чтобы внедриться на уже сформировавшийся рынок, нужно делать все на 30% лучше и на 30% дешевле.

Компания Маtsusita Electric никогда не выпускала принципиально новые изделия. Она стремилась усовершенствовать и удешевить товары, которые пользовались высоким спросом на рынке. Ее стратегия основывалась на тщательном учете потребностей потребителей и поиске новых технологий. Следуя этим принципам, всего через несколько лет после создания компания Мацуситы почти каждый месяц выпускала новые изделия, которые хорошо раскупались.

Дела шли в гору, продажи увеличивались, компания процветала. Творческий подход к маркетингу позволил создать успешную инновационную модель продаж своего продукта.

Большое внимание уделял он работе с персоналом, человеческому фактору, умея достичь поразительных результатов за счет мобилизации имеющихся ресурсов, неожиданных возможностей, энтузиазма и самоотдачи своих работников.

Но чтобы добиться всего этого, необходимо хорошо знать природу человека и отношений между людьми, уметь их должным образом организовать. Внутренняя корпоративная культура «Мацусита Электрик» стала одним из главных достояний организации работы с персоналом. Мацусита еще в начале пути понял то, что сегодня считается азами современного менеджмента: успех дела зависит от каждого участвующего в процессе. Это определило его отношение к работникам компании.

Внутренняя корпоративная культура «Мацуситы Электрик» явилась мощным управленческим ресурсом, позволившим компании успешно решать самые сложные и амбициозные задачи.

В японской национальной религии — синтоизме — заложены идеи, побуждающие японцев к осознанию своей причастности к общенациональным интересам и процветанию.

Секрет выдающихся результатов компании во многом был предопределен верным пониманием Коносуке Мацуситой значения коллективной творческой деятельности, управленческой мысли, а также заинтересованностью работников. Он считал, что «люди обладают неограниченным потенциалом и неограниченными возможностями», стремился убедить, что «неограниченные возможности действительно существуют». А искусство управленца в том и состоит, чтобы суметь задействовать гигантский неисчерпаемый источник «коллективной мудрости» при решении задач, которые он ставил перед компанией: «На первый взгляд, если мы будем рассматривать данную задачу с узкой точки зрения, это может показаться невозможным. Чтобы расширить подход к проблеме, нам следует научиться использовать опыт многих людей, в том числе других компаний». «Если мы будем рассматривать проблемы лишь с собственной точки зрения, наша способность преодолеть их останется крайне ограниченной. Обращение к коллективной мудрости позволит нам выполнить нашу миссию».

В том, что Коносуке Мацусита сумел подняться до понимания исключительной важности интеллекта человека для достижения самых амбициозных целей, немалая заслуга мировоззренческих взглядов, до которых он сумел подняться, перешагнув рамки собственной компании и профессионального вида деятельности. Он нашел ключ и собственный подход к решению конкретных проблем.

В этом подходе истоки его уважительного отношения к мнению другого независимо от занимаемого им положения, умение выслушать конкретную информацию, совет, увидеть в сказанном другим новую идею, возможность реализовать или развить задуманное им самим. Он считал, что решения должны вырабатываться и приниматься с участием всех работников компании. Приступать к реализации принятых решений следует, лишь выслушав все мнения. Он требовал от менеджера, чтобы тот не просто убедил работников в правильности принимаемого решения, а чтобы оно было действительно обоснованным.

Однако потенциал коллективной мысли, или, как он ее называл, «коллективной мудрости», должен быть направлен не только на увеличение оборотов и функциональных возможностей изделий, но и на повышение экономической эффективности производственного процесса. Нельзя забывать, что производство должно быть прибыльным. А это не менее сложная задача, чем создание и внедрение новых технологий.

Коносуке Мацусита говорил: «Если мы не в состоянии добиться хорошей прибыли, это значит, что мы совершаем своего рода преступление перед обществом. Мы пользуемся общественным капиталом, людьми, материалами и, если не получаем прибыль, значит тратим ценные ресурсы, которые могут более эффективно использоваться в другом месте… Если многие в Японии не будут получать прибыль, страна быстро станет бедной».

Миссией компании стало преодоление бедности и достижение благосостояния. Мацусита сформулировал «семь руководящих принципов» компании:

  1. Служение обществу.
  2. Добросовестность и честность.
  3. Совместные усилия для достижения общей цели.
  4. Неустанное стремление к совершенству.
  5. Вежливость и скромность.
  6. Согласие с законами природы.
  7. Благодарность за благодеяния.

Эти семь принципов сохраняют прежнюю актуальность и в наши дни, являясь основными правилами работы десятков тысяч сотрудников Matsushita Electric каждый день.

Мацусита родился в семье торговца рисом. После того как отец лишился дома и земли из-за неудачной торговли на бирже, семья столкнулась с нуждой и тяготами городской жизни. Смерть двух братьев и сестры сильно подорвали здоровье Коносуке. Вскоре умерли и родители. На него были возложены все надежды, когда он стал единственным наследником семьи Мацусита — и это в возрасте четырех лет.

Коносуке Мацусита создал и долгое время возглавлял одну из наиболее успешных компаний современной Японии, явившей миру японское «экономическое чудо». Он был и остается одним из наиболее выдающихся бизнес-лидеров своего времени.

Опередившие время принципиально новые управленческие технологии подтвердили свою жизнеспособность реальной практикой и выдающимися достижениями «Мацуситы Электрик» и других японских компаний. Созданная им система управления превосходит по эффективности системы управления самых успешных компаний мира.

Журнал, декабрь 2014 г.