Дистанционные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования. В.Шуваева

Автор:

В 2002 году приказом Министерства образования и науки Российской Федерации была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации", в 2003 году на основании результатов эксперимента в Федеральный закон "Об образовании" было введено понятие "дистанционные образовательные технологии" (ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 11-ФЗ), а также принята серия нормативно-правовых актов, определяющих порядок организации дистанционного обучения. Таким образом государство официально дало разрешение на использование дистанционных технологий в системе высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, которые к ХХI веку уже получили широкое распространение в учебном процессе.

 

Факторы развития

 

Общество

Один из главных путей обновления общества сегодня состоит в сохранении и развитии творческого и научного потенциала страны средствами качественного образования, использующего современные технологии. Процессы информатизации побуждают научно-педагогическую общественность и всю систему управления образованием обратиться к проблеме модернизации образовательного процесса, которая в современных условиях должна базироваться на внедрении информационных и коммуникационных технологий, позволяющих развиваться различным формам образования, осуществлять его дистанционно.

 

Организация (работодатель)

Рост темпов внедрения технологий, усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, быстрое изменение условий жизнедеятельности организационных структур привели к трансформации подхода работодателя к уровню образования специалистов. Наряду со стремлением к самоорганизации, гибкому менеджменту, ориентации на потребителя, работодатель начинает создавать комплекс мероприятий по информированию, обучению, переподготовке и повышению квалификации сотрудников. На смену понятию "повышение квалификации" приходит понятие "развитие персонала", которое обозначает непрерывный процесс совершенствования профессиональных умений и навыков, личностных качеств работников. Ставка делается не на отдельного индивида, а на команду, в которой каждый стремится к самосовершенствованию ради блага организации, т.е. должен овладеть технологиями не только самоорганизации, но и самообучения. Организация опирается на тезис о том, что сотрудники должны находить способности и возможности заниматься обучением не только в течение рабочего дня, но и в свободное от работы время. Существующие стандарты образования уже не отвечают предъявляемым к ним требованиям.

 

Индивид

Недостаток времени, неопределенность ситуации, постоянная ее изменчивость порождают синдром ограниченности знаний, возможности реагировать на изменения. Возрастающий темп жизнедеятельности, совершенствование информационных технологий требуют от человека умения адаптироваться к новым условиям, способности заранее вносить в профессиональную жизнь инновации, предугадывать и планировать свое будущее.

 

Система образования

Приказы и письма Министерства образования и науки России в настоящее время призваны определить порядок использования дистанционных образовательных технологий в учреждениях образования и сформулировать требования к условиям их применения. Если относительно вузов и ссузов, которые реализуют заочную форму обучения и экстернат, есть определенность, то относительно учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих другие формы обучения (с отрывом, без отрыва, с частичным отрывом от работы), ситуация неясна. Существуют разногласия в толковании употребляемых понятий, не утверждены нормативы организации учебного места в процессе дистанционного обучения и т.п. Позиция Министерства образования и науки Российской Федерации сегодня осторожная. Темпы внесения изменений в нормативно-правовую базу относительно дистанционного обучения низкие, что не отвечает потребностям современного учебного процесса.

Учебные заведения со своей стороны вынуждены соответствовать спросу работодателей и слушателей, учитывать научно-технические темпы развития и идти дальше того, что определено нормативно-правовыми актами.

Во многом эти процессы осознаны и представителями системы управления образованием, которые поддерживают и стимулируют развитие дискуссий о применении дистанционных образовательных технологий в России на конференциях, семинарах, форумах.

 

 

Учебный процесс

 

В настоящее время учебное заведение дополнительного профессионального образования находится в условиях, когда необходимо учитывать все вышеназванные, во многом противоречащие друг другу, факторы, влияющие на возможности использования им дистанционных технологий в образовательном процессе. Потребности общества, работодателя, индивида требуют ориентации учебного заведения на:

  • повышение качества учебного процесса за счет совершенствования содержания образовательных программ и введения большего объема практических занятий;
  • усиление блока дисциплин, связанных с информационными технологиями;
  • расширение использования экспериментов и компьютерного моделирования, позволяющих имитировать производственные (профессиональные) процессы служебной деятельности;
  • модульность программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов;
  • самостоятельность и ответственность слушателей, возможность работать в рамках индивидуального графика обучения.

 

Что такое дистанционные образовательные технологии?

Согласно ст. 32 Федерального закона РФ "Об образовании", под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Основными принципами дистанционного обучения являются: самостоятельная познавательная деятельность обучаемого при удаленном доступе к образовательному ресурсу; модульность построения учебного материала, позволяющая слушателю самому определять интенсивность и последовательность процесса; акцент на конкретные задачи производственной деятельности обучаемого; наличие постоянной системы контроля и самоконтроля на основе взаимодействия с преподавателями и коллегами – участниками образовательного процесса.

Кроме того, дистанционное образование предоставляет возможность широкого диапазона выбора учебного заведения для обучения, привлечения преподавателей – специалистов-практиков к учебному процессу.

К сожалению, развитие практики применения дистанционных образовательных технологий идет в настоящее время по инструментальному пути, где они выступают в качестве инструмента увеличения количества информации, варьирования способов ее передачи и обработки в рамках существующих традиционных образовательных форм. Образовательные услуги, предоставляемые под названием "Дистанционное образование", в большинстве своем позиционируются как дешевое массовое образование умеренного/низкого качества. При этом утрачиваются основные принципы открытого дистанционного образования. Данная тенденция ярко выражена и в положениях нормативно-правовых актов, где дистанционное образование рассматривается чаще всего в рамках заочной формы обучения.

Нет определенности относительно условий организации учебного процесса при использовании дистанционных образовательных технологий. Образовательное учреждение может осуществлять его только на своей базе или через сеть филиалов и представительств, что ограничивает возможности применения данных технологий. Условия организации аудиторных занятий на рабочем месте специалиста или дома нормативно не установлены, что нивелирует многие преимущества, предоставляемые дистанционным обучением. При широком применении электронных учебно-методических комплексов и разнообразии разрабатываемых программ и учебно-методических пособий не утверждены единые требования к построению и порядку применения.

 

Каковы возможности использования дистанционных технологий?

Возможности использования дистанционного обучения ограничены не только особенностями организации учебного процесса в образовательном учреждении, но и спецификой характеристик слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

1.      Статусные позиции слушателей (должность, профессиональная деятельность, возраст) во многом определяют особенности учебной деятельности. С одной стороны, слушатель самостоятелен, организован, настроен на решение конкретной практической проблемы, с другой – имеет социальные (стереотипы, установки, опасения), временные (необходимость совмещать работу и учебу), финансовые, профессиональные (должностные обязанности, специализация) ограничения. Он рассчитывает на немедленное применение результатов обучения в своей деятельности. Кроме того, слушатели обладают уже сложившимися привычками и стилями работы, поэтому по-разному относятся к различным технологиям и образовательным видам деятельности, рассматривая обучение как один из факторов стресса.

Дистанционные образовательные технологии в большинстве своем позволяют преодолеть эти ограничения при комбинировании разнообразных информационно-коммуникационных средств обучения.

2. Доступ к информационным средствам обучения.

В настоящее время можно констатировать изменение предпочтений слушателей относительно средств обучения. Если ранее первое место было отдано печатным материалам, дискам, а последнее место занимали виртуальные конференции, то уже сегодня предпочтение отдается виртуальным учебным пособиям, размещенным на CD-ROM, на сервере учебного заведения, базам данных с библиотеками, справочниками, словарями и т.д., доступными в оперативном режиме. Пособия на бумажных носителях практически не пользуются спросом.

Причинами высокого рейтинга высокотехнологических методов передачи информации являются уменьшение технических сбоев при работе с компьютером, повышение качества предоставляемых материалов, приобретение навыков работы пользователя с компьютером. Возможность выхода в Интернет не является основным фактором, влияющим на выбор дистанционных технологий обучения, а программа по информатизации в Московской области решает вопросы оснащенности и подготовки уверенных пользователей компьютера и сетей.

Несмотря на подобные факты, реализация программ с использованием дистанционных технологий показывает, что большее количество ресурсов, которые могут быть предоставлены учебным заведением, остаются невостребованными. Недостаточно внимание слушателей к обучающим компьютерным программам, ролевым виртуальным играм, интерактивным методам обучения: форумам, Интернет-конференциям и др. И основная проблема состоит не только в доступности информационных средств и образовательных технологий на рабочих местах, но и в создании условий для формирования информационной культуры слушателей.

3.      Готовы ли специалисты к использованию дистанционных образовательных технологий?

Ответ на данный вопрос лежит в плоскости анализа мотивации слушателей как одного из основных факторов влияния на организацию учебного процесса. Необходимо отметить, что при дистанционном обучении отсутствуют многие преимущества традиционного (очного), такие как дополнительный отдых от работы, отсутствие необходимости дополнительных знаний об информационных технологиях, непосредственное общение с коллегами, преподавателем и другие. Однако дистанционные образовательные технологии актуализируют другие потребности слушателей.

Анализ данных социологического исследования мотивации государственных и муниципальных служащих – слушателей программ с использованием дистанционных технологий – показывает, что к дистанционному обучению их привлекают минимальный отрыв от работы, относительно свободный график обучения, возможность самоорганизации процесса обучения в рамках учебного плана. Слушатели участвуют в процессе обучения более активно и показывают высокие результаты, когда ощущают собственную причастность к учебным целям и деятельности. То есть использование дистанционных технологий предполагает, что слушатели обладают высокой личной мотивацией к обучению.

Однако подобная мотивация сформирована на данном этапе лишь у немногих. По мнению большинства опрошенных слушателей, это связано с позицией руководства организации. Несмотря на наличие и осознание потребности в постоянном совершенствовании знаний, умений и навыков персонала, руководство во многом не готово создать необходимые для обучения условия труда на рабочем месте (режим рабочего дня, организация рабочего места, объем функциональных обязанностей и т.д.).

 

 

Перспективы

 

Таким образом, распространение дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования России выступает необратимым процессом, который требует системного подхода и разработки механизмов его регулирования.

От оценки эффективности отдельных программ с применением дистанционных технологий на основе сравнения их с традиционными методами обучения необходимо переходить к системному исследованию дистанционного образования в целом. Дистанционное обучение не должно заменить традиционные его формы. Оно призвано стать новой образовательной моделью, позволяющей осуществлять непрерывное самосовершенствование, направленное на формирование у индивида технологий быстрого получения, обработки информации и практического ее применения.

Ведущими системами обучения должны стать проблемно-поисковая (построенная на самостоятельной деятельности обучающихся по осознанию проблемы и поиску способов ее решения), имитационно-ролевая (предполагающая моделирование и решение обучающимися личностно или профессионально значимых ситуаций) и коммуникативная (ориентированная на процесс диалога, дискуссии или полемики слушателей между собой и с преподавателем).