Изменить себя или себе?

Автор: Ольга Афанасьева

Ольга Афанасьева, бизнес-тренер

Первое впечатление: это «смесь бульдога с носорогом» или ваш пиар-ход тренингу. Как парируете?

Да, на первый взгляд может так показаться. И часто наша жизнь похожа на «смесь бульдога с носорогом», когда мы стремимся к тому, чтобы «выковать» из себя «идеального человека», когда занимаемся не своим делом, работаем не на той работе, когда всю жизнь идем к успеху как ломовая лошадь.

Сейчас очень часто можно встретить человека, желающего понять истинные причины своих успехов и неудач. Постоянная гонка на опережение, недовольство собой и близкими, желание добиться серьезных результатов на работе, в отношениях… Но чего-то не хватает… Мы очень часто оцениваем, сравниваем себя с другими, не понимаем, почему же не получается так, как запланировали. И в итоге виним себя, считая, что нужно развивать свои слабые стороны, или опускаем руки. Тренинг предоставляет шанс отойти от стратегии борьбы с собой и перейти к стратегии поощрения и развития продуктивной стороны собственной личности. Тренинг позволяет выявить свои возможности, сильные стороны, данные нам природой, и сделать их своими помощниками в жизни, работе, бизнесе. Осознать способы достижения результатов, эффективные для нашего типа личности.

 Изменить себя человек готов только перед лицом невероятных проблем?

Есть такая точка зрения. Некоторые люди даже перед лицом невероятных проблем остаются «верны себе» и неизменны. Некоторые готовы к самоизменениям, а некоторых из нас начали менять уже с детства.

Многим в детстве говорили, что неплохо было бы исправить в нас вот это, поправить вот то. Не такие мы быстрые, как остальные, не такие понятливые, внимательные, исполнительные, усидчивые и т.д. Несовершенные мы какие-то, с изъяном. Надо переделать!

Конечно, если родители, школьные учителя и все остальные воспитатели требуют от нас быть «немного не самими собой», вся наша жизнь (на радость заинтересованным наблюдателям) становится борьбой — прежде всего, с самим собой! И начинается «долгая дорога в дюнах», сопровождаемая хроническим стрессом, злостью на самого себя и неутихающим чувством вины. Потому что «переделаться» все равно не получается. Просто природа предусмотрела для нас совершенно другие сильные качества в виде компенсации за так называемые «слабые». Ну тогда нам и карты в руки: об аргументах позаботилась сама природа, дав каждому неоспоримо выигрышные качества и способности, которым просто нужно дать полноценно проявиться! Научиться опираться на что-то другое, сильное, настоящее в себе — это и называется изменить себя. Сейчас все больше людей предпочитают не ждать, когда нагрянут проблемы. Почему бы не поменять то, что легко меняется и приносит пользу, прямо сейчас?

Ну и как вы собираетесь научить сову петь, как соловей?

Мы хотим научить сову петь, как соловей, из орла хотим сделать утку или из утки делаем орла. Но мы не можем превратить молочную корову в овцу. Следовательно, корова должна давать молоко хорошего качества и в достаточном количестве, и нельзя критиковать ее за то, что она не способна давать шерсть. Но часто нашей целью является изменение людей. И тогда у нас в жизни получается, как в притче Ошо:

Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошел бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.

Хотя кролик и получал пятерки по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил какое-то повреждение мозга и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо пятерки по бегу он получает тройку, а по вертикальному лазанью, конечно, всегда единицу.

Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать тройки по летанию, единицы по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.

В конце концов первым по успеваемости животным в классе оказался умственно отсталый угорь, который делал все наполовину.

У меня нет задачи менять людей. У меня как у тренера есть задача предоставить участникам возможность выявить свои возможности и ограничения, черты характера, которые трудно изменить (а иногда и не стоит менять), понять истинные причины своих успехов и неудач. Каждый может быть успешен и эффективен. Каждый человек индивидуален, не похож на другого. Путь к личному успеху пролегает через этап точного понимания собственной личности со всеми ее сильными и слабыми сторонами.

 Так, может, людям просто предложить коучинг, а не тренинг?

Коучинг предполагает, что тренер не является экспертом. Под категорию коучинга данный тренинг не подходит, так как он проводится в экспертном режиме. А вот после тренинга возможно коучинговое сопровождение.

 Что вы имеете ввиду под словами «не изменив себе»?

Глубинное понимание себя привносит в жизнь ощущение внутренней гармонии и силы. Принимая себя такими, какие мы есть, мы изменяемся, не изменив себе. Мы остаемся прежними, более подлинными, более настоящими. Мы больше не тратим время и силы на борьбу с собой. Все происходит через удовольствие. Появляется шанс отойти от стратегии борьбы с собой и перейти к стратегии поощрения и развития продуктивной стороны собственной личности. Нужно просто задействовать свои природные возможности на 100%. Их за нас определила сама природа! Нам остается только сдаться ей на милость! Именно так мы и будем эффективны без стресса и ненужных жертв!

 Эффективность — как вы ее понимаете?

Это разница между тем, что вкладываем и что получаем. Часто мы тратим много времени, сил, энергии, осваивая «не свои виды деятельности», используя «не свои инструменты достижения результата», посещая не свои тренинги, и отдача тогда минимальная. Если мы развиваем свои сильные стороны, занимаемся делом, которое для нас не энергозатратно, и получаем от этого драйв и удовольствие, то и отдача будет максимальной.

 Какова же все-таки конечная и осязаемая цель тренинга?

Cтать хозяином своей жизни, получить ключи к познанию себя и других, открыть неиспользуемые ресурсы и включить их в свою жизнь, развить свой творческий и лидерский потенциал, усилить свой авторитет в различных жизненных сферах, повысить уровень собственной эффективности.

 Разношерстная группа ведь может поставить вам стену?

Может, если сразу не замотивировать участников, не установить контакт с группой, самому как тренеру быть не в ресурсном состоянии, не самому оказывать влияние, а позволять группе влиять на себя. Как сделать так, чтобы участники не возводили стены? Это уже ответственность и мастерство тренера.

 Юмор допускаете в вашем тренинге?

Все хорошо к месту и в меру. Юмор позволяет разрядить обстановку, создать атмосферу, переключить внимание людей. Но когда его слишком много, то он может отвлекать участников от содержательного контекста.

 У вас были ошибки в жизни и в работе?

Конечно, были. Ведь ошибки, как правило, означают, что ты вышел за пределы зоны комфорта и попробовал что-то новое. Не существует ошибки, которая не несла бы в себе для нас дар в виде урока.

Неужели вы и себя изменили, не изменив себе.

Трудно в это поверить? На самом деле — да. Раньше, сравнивая себя с другими людьми, я понимала, что в чем-то я не так хороша, что-то у меня хуже получается, чем у других, какие-то виды деятельности для меня очень энергозатратны.

Я винила себя и пыталась бороться со своими «недостатками». Сейчас я понизила уровень требований к самой себе и к другим людям. Потому что пришло понимание, почему я такая, какая есть.

Что можно изменить в себе, а что нельзя, потому что это мои природные качества?

Почему одни виды деятельности даются мне легко, а другие — с большим трудом?

Как сделать свои сильные стороны помощниками в жизни, работе, бизнесе?

Теперь я знаю, чем сильна и уникальна именно Я, и как я могу быть естественно-успешным человеком, не изменяя себе!

В чем ваша личная эффективность?

Моя личная эффективность заключается в том, что я понимаю себя, работаю в соответствии со своими сильными сторонами и получаю удовольствие. Идя по жизни, мы ищем свое предназначение, свой успех, свое счастье. Я нашла ответы на свои вопросы, обрела внутреннюю гармонию через интеграцию знаний о себе.

Как готовить участников тренинга до того?

Можно подготовить, предложив участникам выполнить групповое упражнение. В ходе выполнения которого наглядно видно, что все по-разному подходят к решению, у каждого свои аргументы, своя скорость принятия решения, свой вид лидерства, своя ориентированность на процесс или на результат. Участники понимают, что каждый по-своему подходит к выполнению упражнения. Возникает интерес и мотивация узнать, с чем это связано и чем я отличаюсь от других. В чем я могу быть более успешным и эффективным?

 Как сопровождать после?

После возможно индивидуальное сопровождение тренера как коуча.

 Самоизменение возможно? Как?

 Через осознание своих глубинных ресурсов и подлинных возможностей.

 Понимание базовых психологических причин своих успехов и неудач, возможность существенно повысить точность и эффективность своих действий.

 Обретение большей внутренней гармонии через интеграцию знаний о себе, развитие внутренней мудрости.

 Повышение самооценки и жизненного тонуса, возможность сделать свою жизнь более успешной и эффективной

 Компании сами могут заняться изменением сотрудников как системой?

Управленческая задача: принимая людей такими, какие они есть, выявлять их сильные стороны; разрабатывая их обязанности надлежащим образом, давать им возможность работать в тех сферах деятельности, где они могут качественно выполнять свою работу и достигать высоких результатов, используя свои сильные качества. Все остальное не может быть оправдано ни нравственно, ни экономически.

В виде системы компания может использовать профессиональную методику, которая позволит связать и упорядочить многочисленные познания о самих себе и своих подчиненных, коллегах. Какие задачи и как ставить сотрудникам, как определить профессиональные области, где ваши подчиненные и коллеги могут быть наиболее успешными. Как построить взаимодействие в коллективе, состоящем из людей разных типов. Как подбирать рабочую команду под определенные задачи.

* Ольга Афанасьева, бизнес-тренер.

Тренингами и консультированием по управлению и кадровому аудиту занимается более 12 лет.

Имеет большой опыт работы руководителем службы персонала, руководителем тренинг-центра более 7 лет.

Специализируется в следующих областях:

  • разработка и внедрение комплексной корпоративной системы обучения сотрудников отделов продаж;
  • разработка и проведение тренинговых программ под потребности заказчика с обязательной адаптацией под специфику продукта/услуг компании;
  • проведение ассессмента : определение перечня функциональных задач должности, разработка профессиональных компетенций, оценка профессиональных компетенций сотрудников, разработка рекомендаций по принятию на должность и профессиональному развитию сотрудника в компании.