Комментарии к книге

Автор: Александр Знаменский, Галина Гореловская, Ирина Пономаренко, Максим Волков

* Александр Знаменский. Бизнес-тренер в области продаж, публичных выступлений и личностного роста.

Актуальность книги «Как устроиться на работу» невозможно поставить под сомнение, в особенности, если учитывать, мягко говоря, непростую экономическую ситуацию в стране и все вытекающие из этого последствия. Эта книга дает соискателю полноценную стратегию поиска подходящей (что важно!) для него работы, подобно тому, как в китайской притче богатый учит бедняка рыбачить. Перефразируя: научи соискателя находить работу, и он будет обеспечен ей всегда. Однако полагать, что целевой аудиторией данной книги будут только соискатели, было бы ошибочно: немалую пользу для себя могут извлечь из нее и работодатели.

В первую очередь в книге содержатся практические рекомендации для соискателя, как вести себя при трудоустройстве: упоминаются различные хитрости и приемы, с помощью которых кандидат сможет в более выгодном свете представить себя работодателю, рассматриваются тонкости вербальной и невербальной коммуникации. Знание этих тонкостей в свою очередь позволит работодателю более объективно оценивать кандидатов и снизить риски найма неблагонадежного сотрудника.

Во-вторых, немалое внимание авторы уделяют успешным практикам отбора кандидатов, которые используют сотрудники HR, в том числе (что важно) в иностранных компаниях. С учетом более высокой развитости сферы HR в Америке и странах Европы, российским работодателям будет крайне полезно знать о лучших практиках рекрутирования, которые используют их зарубежные коллеги. Авторы приводят примеры нескольких крупных и успешных компаний как со стандартными, так и с необычными критериями отбора кандидатов. Что важно — приводятся примеры целей, которые преследует руководство компаний при соблюдении этих критериев. Вся эта информация будет, безусловно, полезна для расширения профессионального кругозора как для сотрудников HR, так и для собственников бизнеса.

В продолжение разговора о расширении профессионального кругозора хочу отметить, что в книге приводятся примеры интересных опросов и исследований, в которых приняли участие ведущие российские и западные работодатели. Вопросы зачастую касались отношения работодателя к тем или иным поступкам соискателей в ходе интервью, а также того, чем руководствуются работодатели при отборе кандидатов. Помимо очевидной пользы таких исследований для соискателей, эта информация, собранная в одной книге, позволит работодателям «заглянуть за пределы своей компании» и посмотреть, «как принято у других».

Немаловажным, на мой взгляд, является также и тот факт, что авторы книги уделяют внимание не только вопросу поиска работы, но также и проблеме адаптации сотрудника на новом месте. Здесь раскрываются некоторые тонкости взаимоотношений нового сотрудника как с коллективом, так и с руководством, и знать особенности этих взаимоотношений будет весьма полезно каждой из сторон.

Стоит также отметить, что некоторые главы книги «Как устроиться на работу» могут быть использованы в качестве учебного пособия для начинающих (и не только) сотрудников HR. Например, глава, посвященная видам собеседований, описывает то, с чем может столкнуться соискатель в ходе интервью, и в то же время описание разновидностей интервью настолько подробно, что может быть использовано как практическое руководство по проведению собеседований. Главы, посвященные вопросам, которые соискатель может услышать на собеседовании, содержат полный перечень всевозможных вопросов-примеров, многие из которых, на мой взгляд, крайне интересны и стоят того, чтобы взять их на заметку сотрудникам HR.

Примеров такого рода «руководств» в книге немало, и с учетом значительного опыта авторов в сфере HR и бизнеса в целом, а также того внимания, которое они уделяют психологии вообще и особенностям межличностного взаимодействия соискателя и работодателя в частности, я смело могу порекомендовать книгу «Как устроиться на работу» как соискателям, так и работодателям любого уровня. Уверен, каждый читатель сможет найти в этой книге что-то полезное и с новой, возможно, даже неожиданной для себя стороны взглянуть на процесс трудоустройства.

Галина Гореловская, бизнес-тренер

За кажущейся простотой и лаконичностью изложения в книге А.В. Устюжанина, В.А. Устюжанина «Как устроиться на работу» спрятан концентрированный практический опыт и интеллектуальный багаж авторов.

Объемный пул техник и приемов хедхантеров будет полезен и начинающему карьеристу и руководителю любой организации со штатом сотрудников.

В начале книги обзор основных возможных критериев выбора работодателя с точки зрения потенциального сотрудника, позволит руководителю оценить преимущества своей компании под новым углом зрения, и раскроет новые ресурсы при подборе персонала.

В главе посвященной анализу резюме, вслед за авторами руководитель структурирует имеющийся опыт работы в этой области и найдет новые «фишки». Для начинающих менеджеров по подбору персонала эта часть книги может послужить своеобразным «букварем рекрутера».

Многие тематические блоки книги являются почти готовыми «сриптами» для служб по побору персонала, что будет хорошим подарком для руководителя. Особенно главы «Телефонный разговор», «Собеседование», «Неудобный вопросы», «Общие вопросы». Причем все это «приправлено» тонкими замечаниями, глубокими мыслями и примерами из практики руководителей.

Многое запоминается налету — «лучшая легенда — это, правда» или «ищите свои достижения, они у вас точно есть»!

В заключительной части книги изложена аналитическая информация о материальной мотивации персонала и прозрачности информации на эту тему в российских и западных компаниях, с наглядными диаграммами и полезными выводами.

А на десерт — еще один инструмент! В конце книги руководитель найдет тест по профориентации, который наверняка пригодится его подчиненным при подборе персонала.

Все читается на одном дыхании и доставляет радость встречи с авторами-профессионалами, как хороший бизнес-ланч в своем кругу.

* Гореловская Галина. Опыт руководства бизнес-проектами 10 лет, разработки и проведения тренингов –10 лет. Создание программ, проведение отдельных тренингов и длительных проектов. Сотрудничество с тренинговыми компаниями, организация и проведение самостоятельных масштабных проектов.

Ирина Пономаренко, бизнес-тренер, Professional Coach ICU International Coaches Union

Прежде всего хочу поблагодарить редакцию и авторов за предоставленную возможность познакомиться с книгой.

Очень полезный материал для тех, кто ищет себе дело по душе и в соответствии со своими запросами. Импонирует простота изложения, при этом, освещены все аспекты, необходимые для результативного поиска работы и эффективного прохождения испытательного срока. Иллюстрации, афоризмы и метафоры усиливают привлекательность книги и удерживают интерес читателя до последней страницы.

Думаю, она будет очень полезна как менеджерам по управлению персоналом и рекрутерам, так и руководителям различного уровня.

Мы знаем, что система управления персонала включает в себя несколько составляющих: подбор, отбор, адаптация, мотивация, обучение и оценка. К моему глубокому сожалению, во многих организациях не уделяется должного внимания их взаимосвязи. Кто-то делает акцент на оценку, кто-то на обучение или мотивацию. И очень редко работают над качеством отбора и адаптацией сотрудников. Умение читать резюме и проводить собеседование — это искусство. Как соискателю, так и работодателю необходимо проделать серьезную подготовительную работу. Правильно сказано: «Предупрежден, значит вооружен». Менеджеру по управлению персоналом и непосредственному руководителю будущего работника необходимо знать механизм создания резюме, технологии вербальных и невербальных коммуникаций, уметь читать между строк.

Эта книга может подтолкнуть руководителей к созданию профиля должности и конкретных критериев первичной оценки кандидатов, что просто необходимо для принятия на работу нужного именно данной компании, а в дальнейшем лояльного ей сотрудника.

Несомненно, будет полезен эдакий «портфель» вопросов, которые можно задавать на собеседовании. Ведь зачастую все предсказуемо и однообразно. Одни и те же вопросы и уже заготовленные ответы.

Очень порадовало мнение авторов о стресс-интервью. Конечно, в некоторых случаях без него не обойтись, но я так же являюсь сторонником равноправного общения. Возможно, некоторые менеджеры задумаются о том, что такт и уважение к соискателю поможет ему раскрыться и быть более откровенным, ведь доверие открывает даже потаенные двери…

Замечательно, что в книге рассматриваются вопросы адаптации. Надеюсь, что после ее прочтения, менеджеры поразмышляют о том, что, если мы хотим сделать текучку управляемой необходимо уделять серьезное внимание созданию условий для более быстрого и менее ресурсозатратного вхождения новичка в коллектив.

Для бизнес-тренеров, особенно начинающих, эта книга так же будет очень полезна. По сути предоставлен материал, который можно разносторонне.

* Ирина Пономаренко. Бизнес-тренер, Professional Coach ICU International Coaches Union. Опыт проведения тренингов и коуч-сессий – 20 лет, управления – 20 лет, преподавания 35 лет. Основные направления деятельности: коучинг и тренинги для бизнес-тренеров, менеджеров продаж, руководителей фирм и подразделений; организация командообразующих мероприятий и деловых игр; преподавательская деятельность.

Максим Волков, бизнес тренер

Что полезного я, как работодатель взял бы из книги Андрея Устюжанина «Как устроиться на работу»?

1. Работа с соискателями: как понять мотивацию и желание соискателя, насколько его выбор осознан, насколько он подходит для данной работы. Бонусом для меня было то, что глядя на будущего сотрудника, я могу понять элементарные вещи: на сколько соискатель вообще подготовился к поиску работы, к прохождению собеседования;

2. Работа с моим предложением: как я преподнес информацию о своей вакансии, насколько она (информация) емкая и понятная;

3. Алгоритм действий: в книге представлены этапы телефонного интервью и список вопросов для собеседования, которые позволят получить максимум информации от соискателя, без потери моего времени и качества встречи.

4. Бонус: в конце книги есть приложение, тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности», который позволит мне лучше понять специфику моих сотрудников и грамотно планировать дальнейшую работу с ними в рамках моих задач и задач моего бизнеса.

* Максим Волков. Бизнес тренер. С 2010 по 2014  год сотрудничал с ГК  «Связной», в настоящее время — с Финансовой Группой Лайф.