Миром владеет тот, кто по результатам анализа может принимать правильные решения

Автор: И. Боровиков, ГД Mindbox

Директора Apple никто не может беспокоить без его инициативы…Что это — защита от лишней информации или?..

–Это не защита от информации, а попытка сфокусироваться на важном. Часто сотрудники не готовы принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Возникает соблазн посоветоваться с начальником, чтобы переложить или разделить ответственность с ним. Если никак не ограничивать подобную «несмелость» вашей команды, то очередь из людей за дверью руководителя будет бесконечной.

 Говорят, что мы живем в мире гигантских объемов информации (письменность, книгопечатание, ТВ, компьютеры...), или все, как и на заре цивилизации?

— Действительно, количество информации, которой мы обладаем, растет, увеличивается и скорость получения этой информации. Я не думаю, что это заря, и далеко не финал цивилизации. Мы где-то в середине пути.

 Как вы отсекаете ненужную информацию, и что именно для вас лишнее? Как успешные лидеры классифицируют или разделяют информацию на важную и неважную?

— Для меня лишняя информация — та, которую я никак не могу использовать в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Если мне кажется, что какая-то книга, идея или мысль станет актуальной через полгода-год, я ее записываю. Для этого есть много разных процессов организации личного времени и задач. Я являюсь поклонником GTD. Эта технология постановки задач была описана в книге Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок». Если ты можешь сделать что-то за пару минут, ты делаешь это немедленно. Если эта информация к тебе вообще никакого отношения не имеет и ты не видишь перспектив — удаляешь ее. И если ты видишь какие-то перспективы — классифицируешь и откладываешь в одну из папочек. GTD — getting things done — в переводе с английского — доведение дел до завершения.

 Согласны ли вы с тезисом о том, что миром владеет не тот, кто имеет информацию, а тот, кто умеет ее анализировать?

— Не могу согласиться. Миром владеет тот, кто по результатам анализа может принимать правильные решения. То есть анализ без действия не имеет никакой ценности.

 Кто и почему научился анализировать информацию в нашем сложном мире?

— Люди всегда анализировали информацию. Просто со временем менялись ее сложность и объем.

 Японский миллиардер — владелец парфюм-бутиков — в свои 90 еле пишет и читает. Так что же помогло ему столь удачно создать бизнес-империю?

— Он смог привлечь, мотивировать и удержать людей. Уверен, что его ценность в этой империи — личные качества. Нельзя все знать и уметь, но можно создать такие условия для умных людей, в которых им будет приятно работать, и они будут помогать добиваться результата. Это то, к чему нужно стремиться любому предпринимателю.

 Раскрыть секрет Энигмы смогла команда, в которую входили математики, шахматисты, карточный шулер, философ, лингвист, врач, химик и т.д. Когда в бизнесе нужны столь сложные команды для анализа информации?

— Всегда. В Mindbox мы создали комитеты, куда входят люди, которые, с одной стороны, являются экспертами в своей области, но при этом еще умеют обобщать, видеть лес за деревьями. Сотрудники из самых разных отделов: разработчики, бухгалтерия, аналитика, менеджеры проектов. Именно эта команда решает сложные вопросы, формирует задачи и создает наш продукт.

 Какой алгоритм применяете вы, анализируя важную информацию?

— Существует много различных методов. Например, мы пробовали в своей компании технику Ideation, позволяющую генерировать новые идеи, разделяя на составные элементы и комбинируя их в необычном порядке. Название Mindbox появилось именно так — каждый сотрудник выписал 10 слов, которые так или иначе характеризуют нашу компанию, наш продукт, наши цели. Позже мы сгруппировали все варианты по смыслу и выделили две вещи, вокруг которых строится картинка нашей компании — коробочное решение с фиксированными параметрами, и оно про что-то умное, продвинутое, технологичное. Наверное, это неплохой алгоритм.

 Многим успешным политикам в анализе помогали жены, но в бизнесе этот феномен не замечен — почему, в чем разница?

— Не соглашусь с этим. Существует много историй успеха мужчин-предпринимателей, которых создали женщины. Генри Форд как минимум. Супруга ценна тем, что у нее есть третий (или десятый) взгляд на вещи, и она не постесняется сказать правду в глаза. Моя жена читает тексты моих выступлений, просматривает презентации, мы обсуждаем какие-то мои решения и выводы.

 Чьи мнения категорически не стоит знать и слышать при анализе важной информации?

— Конкуренты будут говорить о том, чего они боятся. Враги будут говорить о тех вещах, которые для тебя, скорее всего, совсем не важны. Чем больше мнений, тем точнее картинка.

 Пригласить топа в компанию или не пригласить — как вы анализируете информацию о кандидатах и кого выбираете и почему?

— У нас был неудачный опыт найма руководителей со стороны. Mindbox — сложный продукт на стыке технологий и маркетинговой экспертизы. Люди с устоявшимся традиционным опытом в маркетинге с удивлением узнавали, что никак не могут применить себя здесь. Мы работаем совсем по-другому. Поменять человека сложно, поэтому мы выращиваем топ-менеджмент в компании. Тем не менее ключевые параметры оценки при найме сотрудников — личные впечатления и полная самостоятельность. Существует понятие fire-and-forget — выстрелил и забыл, т.е. человек должен самостоятельно достигать каких-то целей. Другой критерий выбора — попробовать разобраться, что именно делал человек в проектах: просто стоял рядом и «управлял процессом» или реально что-то делал сам. Если «стоял рядом», то свободен, если «работал руками» и есть результаты, то надо нанимать. Человек может быть умным, но может не уметь доводить дела до конца. Нам одно без другого не нужно.

Как вы анализируете свои ошибки? Как использовать их во благо?

— Ошибки будут всегда. Если их нет, значит мы не работаем. Если же одна и та же ошибка повторяется много раз, это признак того, что в компании что-то сломалось. Здесь либо проблема с людьми, либо с продуктом, его позиционированием, продажей или разработкой. Необходимо выявить зону, где эта проблема возникает. Какого-то универсального рецепта для решения проблем нет, кроме как, раскапывая все до бетона, действительно разбираться с проблемой. Ты декомпозируешь задачу на маленькие и смотришь, какая из них ломается, где и почему возникает ошибка.

Мы посовещались... и я решил — почему этот метод доминирует в бизнесе? Какие из методов анализа вам интереснее и почему?

— Мы стараемся все решать через обсуждения. Как использовать это во благо? Важно научиться превращать любое обсуждение в конкретные действия, которые приведут к улучшению. Если нет личной ответственности за решение конкретной задачи, значит никто не будет заниматься ей. Обсуждать задачи мы можем вместе, но решение принимать должен кто-то один. Не обязательно это топ-менеджер, но это должно быть конкретный сотрудник компании, который отвечает за результат по этому проекту.

Замечали ли вы что-то общее в умении успешных лидеров анализировать информацию?

— Скорее я замечал отсутствие толерантности к мелким деталям. Успешные лидеры не забивают на мелочи. Второе — они не останавливаются на анализе. Результаты анализа они немедленно применяют в жизни или работе.

Сегодня IT-программы поражают скоростью анализа информации и точностью. Но что принципиально нового или необычного они привнесли в нашу жизнь?

— Визуализацию информации, визуализацию каких-то происходящих процессов, которые упрощают принятие решений и скорость коммуникации по ним.

Визионирование будущего бизнес-развития — это часть анализа или его результат?

— Визионирование — это не часть анализа. Это результат предоставления данных. Способ сделать доступным, простым и однозначным результат анализа для всех участников бизнес-процесса.

Глобальные компании «долго тонут» (мнение эксперта УП), не замечая момента пересечения черты невозврата. Кажется, информации у них в избытке, но... Что мешает их лидерам правильно оценить ситуацию?

— Фокусировка на краткосрочных целях. Выглядит это примерно так: «Мне наплевать на то, что будет в следующем году, потому что сейчас мне нужно получить бонусы за резкий рывок продаж. Поэтому я завалю все цены, у меня будет много денег, но компания перестанет быть маржинальной и в следующем году развалится. Но мне уже на это плевать».

Иногда имеет смысл фокусироваться на краткосрочных целях, но только в рамках долгосрочной стратегии. Например, у вас есть сумасшедший клиент, который хочет от вас очень много работы за 3 копейки денег и никогда в жизни не окупится. Но нам очень важно иметь опыт в этой отрасли, получить довольного клиента и рассказать его кейс на конференции, чтобы получить 100 продаж. Поэтому сейчас мы готовы прогнуться, чтобы достичь долгосрочных целей.

Слоган Джобса — «развивайся или умри» — это призыв анализировать информацию или принимать решения?

— Принимать решения. Делай хотя бы что-нибудь, получай опыт, учись, не стой на месте. Ошибка — это не проблема. Призыв очень близкий моему личному девизу.

Психологические факторы: что способствует анализу, а что мешает?

— Эмоции, информационный голод, внешнее давление.

Успехи конкурентов, нехватка денег, и вот ты уже увлеченно занимаешься латанием дыр вместо развития и отработки долгосрочных целей.

«Мне очень срочно нужны деньги, поэтому я возьму клиента, который взорвет мне мозг, создаст хаос, демотивирует команду, но мне очень нужны эти 5 тысяч рублей сегодня» — пример того, как финансовое давление мешает сфокусироваться на долгосрочных целях.

Необходимо воспитывать в себе другое отношение к ошибкам, договориться с самим собой, что долгосрочная цель важнее. Да, у нас нет денег, но лучше я уменьшу себе зарплату, лучше мы сегодня кого-нибудь уволим, кого-нибудь слабенького, потерпим, прорвемся, но не будем создавать то, что нас ослабит еще больше. Это, к сожалению, иногда приводит к каким-то антисоциальным решениям (сокращения и пр.). Но такова жизнь.

Представьте, что у нас есть какие-то деньги и два варианта вложений: увеличить пенсию на 4 рубля или построить автодорогу Москва-Урал. Меня, наверное, многие будут критиковать, но я действительно считаю, что построить дорогу Москва-Урал важнее, чем однократно раздать по 4 рубля пенсионерам.

Нетрадиционные методы в помощь эффективному анализу (астрология, нумерология и т.д.) — как к ним относятся успешные лидеры?

— Когда слышу про эзотерику, веганологию, астрологию в бизнесе, сразу отключаюсь, даже обсуждать не буду. И да, все это потому, что я ем мясо.

Молодое поколение — чем отличается их анализ бизнес-задач?

— Средний возраст сотрудников Mindbox 28 лет — достаточно молодой коллектив. И, с одной стороны, молодые люди в компании создают особую энергию развития, потенциала. Им кажется, что все достижимо и все можно сделать. Но нехватка жизненного опыта приводит к тому, что они неверно оценивают инертность общества и жизненные реалии. Начинают строить моих любимых «сферических коней в вакууме», которые прекрасны, но почему-то не взлетают.

Ваши советы коллегам: секреты анализа бизнес-информации?

— Не стоит слишком много времени уделять именно анализу. Немного подумать и попробовать намного важнее, чем долго думать и ничего не сделать. Опыт важнее.

* И. Боровиков, ГД Mindbox.

Беседовала Анна Баграмова

Наша справка

Вид работ  — автоматизация маркетинга с помощью программного решения. Год основания — 2006.