I almost agree

Автор: Олег Игнатьев, BSI Global Group

СЛОВО КУПЦА. Прописывают ли западные руководители компаний все детали сотрудничества на бумаге или договоренность нередко существует только на словах?

–На Западе все должно быть в контракте, но, в отличие от России, в Великобритании, например, контракт считается действующим, даже если второй стороне по e-mail был просто выслан скан с подписью директора, совсем не обязательно обмениваться оригиналами. Также если руководитель пропишет дополнительные условия в договоре и пришлет его второй стороне по e-mail, то эти данные можно даже использовать в суде, если до него вдруг дело дойдет. Главное, чтобы все было в письменном виде. 

 В каких сферах бизнеса вы замечаете на Западе самое заметное движение   в области инноваций и стартапов в них?

— На Западе в последние несколько лет люди очень много начали уделять внимания экологии. Например, качество воздуха теперь один из главных критериев при покупке жилья в центре Лондона.

Компания Tesla создала электрические машины, которые в западных странах впоследствии стали престижными и популярными.

Недавно был разработан новый проект Smog Free Tower, в планах проекта — установка очистительных устройств для воздуха в центре крупных городов.

Девятнадцатилетний студент Боян Слат создал метод очистки морей от пластика The Ocean Cleanup Project. Этот проект стал самым успешным благотворительным проектом, получившим через метод crowdfunding инвестиции от более чем 38 000 человек из 160 стран.

На Западе очень много благотворительных организаций, которые проводят работу в целях улучшении экологии, но их более важная задача — распространение информации, которая заставляет жителей западных стран задуматься над экологией своего города. Инновации в направлении Green очень быстро развиваются, и я верю, что рост этого сегмента только начинается.  

 Что способствует росту инноваций в западном мире, а что мешает? А у нас?

— Здесь можно задать другой вопрос — а почему так много российских ученных работают в западных компаниях? Западные компании часто предлагают не только зарплату более высокого уровня, но и выделяют на проекты больше бюджетов, дают сотрудникам больше свободы для креатива. Также на Западе существует больше возможностей получить инвестиции, особенно через Интернет. Любой студент может выставить на сайт Kickstarter или на аналогичный сайт видео со своим проектом и выйти на инвесторов, к которым он бы никогда не подобрался. К сожалению, в России такая практика еще не так сильно развита.

 Какие кадровые трудности испытывают западные компании, развивая инновации, и как их решают?

— Здесь много нюансов, и все как всегда зависит от бюджета. Могу только привести пример из своего опыта. На Западе зарплата выше, поэтому выгоднее разрабатывать часть проектов в странах СНГ, но здесь есть свои минусы. Когда офисы ваших сотрудников удалены от вас, то отсутствует нужный контроль над их работой, и есть определенный риск, что результат разработки на аутсорсе может быть хуже и в итоге придется все переделывать заново.

Также всегда хочется нанять лучших в мире специалистов в своей сфере, но во многих западных странах достаточно сложно получить визу на компанию, чтобы нанять кандидатов из-за границы.

 Чем рискуют компании, подбирая персонал с открытого рынка? Как минимизируют риски получить кота  в мешке?

— Для инноваций нужны лучшие кадры. Гениев мало, но много кто умеет выдавать себя за них.

Лучшие специалисты не всегда, как принято полагать, самые интересные, уверенные и открытые личности. Когда вы нанимаете слишком уверенного и разговорчивого кандидата, есть большой риск, что он повесит вам на уши лапшу.

В первую очередь необходимо провести тестовые задания по тем проектам, которые кандидат будет впоследствии вести. Например, у нас в компании сотрудники сами готовят тесты для кандидата в свой отдел, оценивают его работу, и когда новый сотрудник выходит на службу, у всех уже есть отличное понимание, какую работу и какого уровня сложности ему можно доверить.

 Есть ли такая штука в американских, европейских компаниях, как клановость? Как она проявляется у них? Как влияет на бизнес?

— Цель хорошего руководителя не быть самым умным, а делать так, чтобы работа в компании велась максимально эффективно. Клановость создается при плохих руководителях в любой сфере деятельности.

При покупке компаний Баффет не меняет СЕО, а другие инвесторы? 

— Все зависит от целей инвестора. Если инвестор хочет контролировать все процессы в компании, он ставит на позицию своего человека. Тем самым получается, что руководит проектом инвестор и выстраивает, меняет систему так, как сам считает нужным.

Если инвестор вложился в проект, потому что он верит в идею растущей компании, то смысла менять основателя или текущего CEO нет.

Как лично вы выстраиваете новые отношения и связи в бизнесе? Как быстро начинаете контактировать плотнее с новым партнером?

— Большинство контактов я получаю через знакомства и рекомендации друзей — это самый надежный путь. Я никогда не любил какие-либо бизнес-мероприятия, так как находить людей без конкретной цели, просто ради знакомства и потом ждать — а в друг мы что-то совместное придумаем, мне не интересно. Друзей у меня хватает.

Но если у меня есть конкретный план и для его осуществления мне нужно с кем-то связаться или найти правильного партнера, то я звоню напрямую первому лицу компании, и мы обычно проводим встречу и переговоры уже в неформальной обстановке. Если нет возможности связаться с первым лицом, назначаю встречу с топ-менеджером, и по итогам встречи, если мое предложение будет интересно, менеджер меня сам представляет своему руководителю. Главное, любыми путями добиться нужного результата.

Когда и как вы готовите новому партнеру предложение обсудить серьезные вопросы?

— Я предпочитаю неформальную обстановку и четкий разговор. Мне нужно понять всего две вещи из переговоров. Первое — смогу ли я с этим человеком работать и доверять ему, второе — понимает ли он и согласен ли он на условия моего предложения.

Как реагируют западные партнеры, если вы делаете им совсем неприемлемое предложение?

— Отказываются красиво, с улыбкой на лице. Например, фраза ‘With the greatest respect’ в бизнес-переговорах на самом деле аналогична фразе «да кто вас родил». Или ‘I almost agree’ всегда означает, что они категорически не согласны. 

Как принято вести переговоры по цене, условиям поставок, качеству и так далее? 

— Такие нюансы каждый опытный лидер в любой стране мира обговаривает очень четко. Здесь культура общения не имеет значения — условия бизнеса для успешных переговоров должны всегда обговариваться конкретно.

Где и как можно узнать об имидже, реноме, надежности и порядочности того или иного лидера компании?

— Лучший способ  — встретиться с ним или спросить рекомендации знакомых. Другим способам я не доверяю.

Много ли в западном мире мутных стартапов, непонятных компаний, псевдобизнесменов? Как проверить на входе, кто есть кто?

— Конечно, такие проекты есть везде. Я со многими такими бизнесменами встречался, выслушивал их, кивал и смотрел на часы.

Проверить их можно, только задавая правильные вопросы, причем самые простые. Самое важное — это  копать глубже и глубже. Нужно превратить себя в четырехлетнего почемучку, вспомнив тот период жизни, когда ты хотел узнать все про мир и задавал на любой ответ вопрос «почему?» или «как?». Например, почему конкуренты не смогут сделать аналогичный продукт, а ваши профессионалы лучше? Почему конкуренты не могут нанять таких же профессионалов, почему, почему, почему…

В США и Европе учатся тысячи и тысячи людей из развивающихся стран. Что происходит дальше с ними в карьерном плане? Кто куда утекает, и как они востребованы на их рынках?

— На рынках Запада важнее, как ты учился: если хорошо, то востребован, если плохо, то не очень. Владение еще одним языком — это, конечно же, преимущество, но только если искать работу в компании, в которой сотрудники общаются на вашем языке.

Образование за рубежом — это инвестиция в будущее ребенка, которая дает ему разносторонний опыт,  демонстрирует другой стиль обучения и мышления. Такие знания ценятся и на родине, поэтому, если после обучения студент возвращается домой, полученные им за рубежом знания становятся очень востребованными, особенно в крупных, глобальных компаниях.  

Как сейчас принято одеваться в среде топ-менеджеров компаний?

— Смотря каким бизнесом вы занимаетесь. К тому же здесь большую роль играет, имеете ли вы личное взаимодействие с клиентами. У нас в BSI Estates менеджеры ходят всегда «красиво причесанные», в деловых костюмах, потому что практически 24/7 встречаются с клиентами и продают недвижимость в Великобритании. А для руководителей, которые не контактируют с клиентами лично, удобство наиболее важный фактор в стиле одежды.

Какие подарки допустимы и даже желаемы  в бизнес-среде Европы и США?

— Это опасный вопрос, любые подарки на Западе могут быть восприняты как подкуп. В бизнес-среде подарки обычно не дарятся, дарите лучше подарки друзьям, а лучший подарок для бизнес-лидера — это хороший бизнес-партнер.

Журнал TIME семь раз помещал Стива Джобса на обложку, а какие СМИ сегодня влиятельны в плане имиджа лидеров бизнеса?

— Для имиджа бизнесмена, конечно же, наиболее статусным считается журнал Forbes, среди  других влиятельных бизнес-СМИ — The Economist и TIMЕ. Также на Западе очень большую роль для построения имиджа играют социальные сети, такие как Twitter, которыми пользуются в таких целях многие политики и бизнес-лидеры. 

Можно ли в западном мире просто купить себе яркий имидж, вливая деньги в СМИ и Интернет?

— Для того чтобы создать хороший имидж на Западе, не нужно ничего покупать. Политики и другие бизнес-лидеры, например Ричард Бренсон, используют  для пиара социальные сети, где можно делиться личными взглядами, мнениями, интересами, тем самым все больше завоевывая доверие и лояльность аудитории, увеличивая ее охват, например, через Youtube, через посты на Linkedin, фотографии в Инстаграме, посты в Твиттере. После того как собирается  большая аудитория в блогах и социальных сетях, СМИ сами начинают интересоваться персоной.

Если все-таки руки чешутся вливать куда-либо денежные средства, то рекомендую их тратить на создание креативных проектов, которые быстро приобретают виральность. Главное в коммуникациях — показать вашу связь и причастность к компании, а также постоянно поддерживать общение со своей аудиторией.

Чему стоит поучиться нашим компаниям у американских и европейских?

— Очень часто я вижу наиболее структурированные системы именно в западных организациях. В небольшой компании это может лишать необходимой гибкости, но в крупных компаниях все процессы должны быть четко отлажены. На Западе примеров отлаженных систем все-таки больше, чем у нас. Но также есть моменты, которым компании на Западе могли бы поучиться и у нас. 

Какие западные бизнес-лидеры вам интересны? Чем и почему?

— В качестве примера бизнес-лидера, построившего правильный и успешный бизнес, мне симпатичен Ричард Бренсон с его способностью создать себе колоссальный имидж.

Элон Маск, который интересен тем, что вывел покупку электрических автомобилей Tesla в мейнстрим, создав отличный продукт и, конечно же, за его нестандартные методы менеджмента. Также мне импонирует кейс Говарда Шульца, который, начав с создания одного кофешопа, быстро и успешно развил глобальную сеть Starbucks во всем мире.

* Олег Игнатьев, директор группы компаний BSI Global Group.

Беседовала Анна Баграмова

Наша справка

BSI Global Group, год основания -1990-й.
Сфера деятельности — недвижимость, международный туризм, услуги для vip-клиентов. Численность персонала — более 300 человек.