Инновационные компании — секреты успеха и причины провалов

Автор: Александра Лыжина

Что такое инновационная компания

В эпоху PR и маркетинговых войн за общественное мнение многие слова и словосочетания используются, не учитывая их смысл и преследуя только одну цель: привлечь внимание аудитории. К сожалению, в этом списке оказался термин «инновационная компания». Сегодня иметь статус «инновационный» очень модно и престижно. Однако не всегда руководство того или иного бизнеса понимает, что этому статусу необходимо соответствовать не только на словах, но и на деле.

Чтобы расставить все точки над «i», следует еще «на берегу» договориться о понятиях. Однако уже на этом этапе возникает проблема: единого утвержденного определения инновационной компании не существует. Попробуем сформулировать собственное. За основу возьмем определение инновации, которое дает businessdictionary.com:

Инновация — это процесс получения продукта с улучшенными свойствами или принципиально нового, используя имеющиеся ресурсы/источники, который направлен на решение определенных задач/удовлетворение потребностей конечного пользователя.

Таким образом, инновации могут быть как революционными (например, изобретение нового вида энергоресурса взамен углеводорода) или эволюционными (например, появление новых моделей мобильных телефонов, смартфонов и пр.). Кроме того, что немаловажно, инновации должны показать свою жизнеспособность в относительно долгосрочной перспективе, то есть инновация должна оставаться актуальной до тех пор, пока она не будет заменена новым изобретением, а не потому, что она никому не нужна. Так, например, в сфере телекоммуникаций стационарный городской телефон постепенно вытесняется мобильной связью, в свою очередь способ передачи голосовых сообщений также постепенно переносится на интернет-сеть.

Станислав Сахаров, исполнительный директор Агентства инновационного развития, также настаивает на международном характере инноваций. То есть идея должна быть уникальна для всего мира, а не отдельно взятой страны, и иметь возможность быть реализованной во всем мире. Данное требование вполне справедливо, учитывая уровень глобализации современного общества. В противном случае компания должна называться имитационной, а не инновационной.

Следовательно, инновационная компания — это организация, которая занимается реализацией инновационных решений на глобальном уровне.

По мнению Кевина МакФартинга, эксперта и консультанта по инновациям, доля таких решений в объеме продаж и прибыли должна быть значительной относительно конкурентов в той же отрасли. Индикатором инновационности компании является то, что она развивается быстрее рынка.

Как определить успех инновационной компании?

С одной стороны, данный вопрос кажется очень простым. Однако на практике оказывается, что ответить на него не так легко.

Отсутствие единого понимания успешности инновационной компании наглядно демонстрируют рейтинги различных изданий и экспертов: каждый учреждает свою премию по индивидуальным соображениям или чтобы никому не было обидно. Наиболее влиятельные рейтинги публикуются BCG (Boston Consulting Group Global Innovation Survey), а также агентствами fastcompany.com и Forbes. Последнее, в частности, даже вводит понятие инновационной премии — разницы между рыночной капитализацией и дисконтированным денежным потоком от текущего бизнеса. В рейтинге участвуют только компании, ценные бумаги которых торгуются на бирже более 7 лет, а также капитализация которых превышает 10 млрд долл. Именно по этой причине в списках Forbes отсутствует компания Facebook, так как ее IPO состоялось в мае 2012 года.

Таким образом, на сегодняшний день не существует компании — абсолютного лидера, который бы уверенно занимал первую строчку у каждого рейтингового агентства или эксперта. Ярким примером является то, что компания Tesla в списке Forbes уже второй год подряд занимает первое место, в то время как у BCG она замыкает тройку лидеров, а в рейтинге Fastcompany.com даже не попала в топ-10.

Фактически призовые места по инновационному лидерству являются частью маркетинговой стратегии и PR-акций как самих компаний, так и соответствующих изданий. Поэтому не стоит слепо доверять таким громким заголовкам, как, например, «Список самых инновационных компаний мира», а исключительно ознакомиться с ним для общей информации.

Успех можно измерять в различных показателях в зависимости от цели, которую преследует сама организация, так как инновационные решения могут быть в любых отраслях и не обязательно иметь коммерческое применение. Поэтому успешность не всегда можно оценить в денежном выражении. В данном случае речь идет, например, об инновационных решениях в области медицины, где успешность определяется количеством спасенных человеческих жизней или полноценным восстановлением организма. Кроме того, инновационные решения могут быть также в сфере управления самой организации, благодаря чему она получает возможность оптимизировать свои затраты или получает иные конкурентные преимущества, при том что внешне для ее покупателей и клиентов ничего не меняется.

К тому же успешный инновационный проект не сразу выводит компанию на прибыль или окупается согласно запланированному графику, если вновь возвращаться к коммерческой стороне вопроса. Инновации — это всегда риск, а значит удел смелых и отважных. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское» — данная фраза является настолько популярной, что уже приобрела характер аксиомы. Так, например, компания Amazon, благодаря которой появился интернет-магазин, долгое время не могла выйти на прибыль несмотря на растущие торговые обороты и бешеную популярность среди пользователей. То же самое касается компании Uber, которую часто обвиняют в том, что она занимается «благотворительностью» и «спонсирует» население с помощью дешевого такси.

Как добиться успеха

Какими бы ни были цели, методы их достижения в целом остаются универсальными. Итак, секрет успешного инновационного проекта складывается из следующих факторов:

  1. Внутренний: эффективность организации собственных бизнес-процессов компании, для того чтобы она могла создавать инновационные решения и реализовывать их.

Инновационные идеи не рождаются из ничего. Все начинается с грамотно сформулированной и выстроенной стратегии. Инновация не должна быть целью существования компании, а инструментом. Как мы уже говорили, инновационная компания не следует за рынком, она его опережает. То есть инновационный продукт фактически формирует спрос — так считают многие специалисты, в том числе М.И. Шичкина, директор Российской ассоциации инновационного развития. Однако как угадать, чего же захочет потребитель? Это задача совсем не из легких. Чтобы внутреннее чутье сработало эффективно, необходимо в первую очередь соблюдать главное правило: «инновация должна быть направлена на улучшение жизни человека». Только в этом случае есть шанс, что продукт найдет своего потребителя. Такого мнения придерживается В.В. Печковская, и.о. декана Высшей школы управления и инноваций (факультета) МГУ. Собственно, данную идею и следует отображать в стратегии компании.

Кроме того, для появления идеи нужна плодородная почва в виде «благоприятной атмосферы» — внутренних бизнес-процессов компании, которые должны быть направлены на реализацию инновации. Это позволит всем отделам работать на одну цель, а руководству планировать бюджетные ресурсы.

Сотрудники компании должны быть заинтересованы и не бояться придумывать и обсуждать свои идеи с коллегами и руководством. Данная заинтересованность может стимулироваться посредством премий и бонусов за успешный проект или карьерными перспективами. Однако, что немаловажно, неудачи не должны строго наказываться. В противном случае сотрудники будут предлагать только беспроигрышные простые решения, которые по своей сути могут даже не быть инновациями. Фактически необходимо найти тонкий баланс между поддержанием чувства ответственности за качество работы и готовности принимать рисковые решения.

  1. Внешний: готовность и возможности рынка/потребителя к данной инновации.

Как бы прекрасна ни была идея, но если она нравится только ее авторам, то об успешной реализации инновационного проекта не может идти речь. В этой связи каждая идея должна пройти тщательный и всесторонний анализ не только с технической и технологической точки зрения, но и психологической, медицинской, а также идеологической и юридической.

Возможен такой вариант, что потребители не готовы к инновационному продукту в силу физиологических особенностей организма. Такая судьба ждала инновационный проект 3D-телевидения. В ходе тестирования уже после запуска проекта было подтверждено, что формат 3D-телевидения вызывает сильные головные боли и оказывает негативное влияние на человеческий мозг. Фактически, если бы разработчики провели необходимый анализ до запуска проекта, убытки были бы гораздо меньше. Данный фактор напрямую пересекается с предыдущим высказыванием об ответственности за качество работы и эффективность бизнес-процессов и контроля.

Также потребители могут быть психологически не готовы к инновационному продукту. К таким проектам можно отнести, например, создание беспилотных самолетов. С одной стороны, идея прекрасная. Однако редкий пассажир захочет купить билет на такой рейс и, скорее всего, предпочтет самолет с пилотом. Причина такого поведения не ясна и не поддается никаким разумным объяснениям. Авторы идеи могут сколько угодно приводить статистику крушений самолетов, управляемых человеком, рассказывать о схемах безопасности и надежности беспилотных машин, но пассажиры будут стоять на своем. Такие же сомнения вызывает и космический туризм. Фильмы о межгалактических странствиях нравятся многим. Однако редкие смельчаки действительно решатся на такое путешествие, тем более в качестве первопроходцев.

Станислав Сахаров, исполнительный директор Агентства инновационного развития, также немаловажным фактором успешности проекта считает его продвижение и признание на международном уровне. Это необходимо, чтобы у компании — автора инновационного решения — была возможность установить определенную «монополию» хотя бы в течение некоторого периода, охватывая максимально большой объем рынка, пока конкуренты не разработали альтернативное предложение, восстанавливая конкурентный баланс.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает

Оптимист всегда говорит, что стакан наполовину полон, а пессимист — стакан наполовину пуст. В сфере инноваций ошибок избежать невозможно, однако можно изменить свое отношение к ним.

Так, пессимисты воспринимают каждый инновационный проект как отдельный независимый продукт. Поэтому, если результатом инновационного проекта является невыполнение плана по выручке или вообще отсутствие интереса у потребителей к инновационному продукту, то данный проект закрывается и последующие инициативы не находят никакой поддержки. Оптимисты, напротив, проанализируют неудачный опыт, чтобы в следующий раз реализовать другой проект с гораздо бОльшим успехом. Как отмечает В.В. Печковская, и.о. декана Высшей школы управления и инноваций (факультета) МГУ, антоним успеха — это стагнация. Это, пожалуй, самый главный враг для любой инновационной компании.

1 http://www.businessdictionary.com/definition/innovation.html

2 https://www.quora.com/What-is-the-definition-of-an-innovative-company

3 https://www.fastcompany.com/most-innovative-companies

4 http://www.forbes.com/sites/innovatorsdna/2016/08/24/how-we-rank-the-most-innovative-companies-2016/#1df960347659

5 https://www.fastcompany.com/most-innovative-companies

Александра Лыжина