ПРЕЗУМЦИЮ ВИНОВНОСТИ возьмите за правило контроля

Автор: Сергей Сон, «СытинЪ»

Почему не слышно о воровстве на нижнем уровне в крупных западных ритейлерах типа «Ашан», «Леруа»?..

— Как говорят во врачебной среде, нет здоровых, есть недообследованные. В данном случае мы имеем дело с хорошей работой внутренней службы безопасности. Плюс мне доводилось видеть, как сотрудники магазина для себя пробивали товары через кассу. У них, скорее всего, есть хорошие скидки или социальный пакет.

- А почему и в западных гигантах топы порой воруют миллионами (например, недавно директор «Фольксвагена» в Австралии дорого покупал у брата щебень)?

— Потому что они тоже «живые человеки», а не ходячие зомби, как нам по телевидению показывают. Нет понятия корпоративной этики или тем более преданности фирме. Если только вы не ее собственник и это не ваше личное детище, которое было выстрадано и взращено вами лично. Любой топ-менеджер — это в любом случае наемный сотрудник. И он будет думать о собственной прибыли, а не о доходах нанимающей стороны.

- Как изменилась проблема воровства с распространением видеокамер?

- Когда появились видеокамеры, крупные кражи стали пресекать, а мелкие заложили в статью расходов. Естественно, если мы говорим о воровстве покупателей, а не персонала. Клептоманы, если они не злостные, тоже хорошие покупатели. Что касаемо сотрудников, то их камеры никогда не останавливали, если речь идет о серьезной мотивации. Да, у повара лишний раз не возникнет соблазна запихнуть в штаны хороший кусок мяса. Но если, как вы сказали, своровать захочет топ-менеджер с помощью брата в Австралии, его никакая камера не остановит.

- Откаты на видео не снимешь. Тема бездонная.

— Не только не снимешь, но и не докажешь. Более того, никто и никогда этот вопрос не решит. Действительно, зачем маркетологу, скажем, размещать заказ в рекламном агентстве за 5 тысяч, если можно разместить за 10, а 5 в карман положить в качестве благодарности от фирмы, получившей серьезного крупного заказчика? Повторю мысль, сказанную выше, интересы фирмы — это миф, которым оперируют руководители на совещаниях. На самом деле у каждого наемного сотрудника интересы в первую очередь свои. Да, в какой-то мере тот же маркетолог понимает, что, если фирма развалится или бюджет на рекламу не сработает, то или у него, маркетолога, работы не будет, или в следующий раз просто дадут существенно меньше денег. А задачу поставят прежнюю, и выкручивайся как хочешь. Но это, скорее, повод не зарываться, а брать «оптимально».

- Ритейл в откатах замечен на мидл уровне или бывает и на топ?

— Не заметите, как ни старайтесь. Даже если вы видите, что у вас воруют прямо перед носом, это крайне трудно доказать. Поэтому обсуждать в деталях эту тему бесполезно.

- С чего начинать борьбу с откатами в торговле, если вы купили компанию?

— Если бардак нельзя остановить, надо его возглавить. Производителей не так уж много, можно по результатам тендера их замкнуть на себя.

- Как создаются целые группы расхитителей в компаниях? А. Коркунов раскрыл у себя группу расхитителей во главе с финдиректором, сына которой он спас, предоставив самолет и лечение.

— Годами они создаются, это целая система, в которой такие правила, что чикагская мафия с завистью будет конспектировать. В этой системе все повязаны так, что ни на секунду не возникнет желания сбежать. На каждого участника формируется нехилое досье. Или на близких родственников. Чтобы на случай, если взыграет совесть, был выбор: или продолжаешь в теплой и тесной компании воровать, или садишься сразу по нескольким статьям УК.

Кто виноват?

— Никто не виноват, такое часто бывает, и надо это принять как факт. Нет эталонной страны, в которой нет воровства, откатов или корпоративного эгоизма. Даже на Японию с ее особым менталитетом лучше не кивать, там в большинстве случаев образцово-показательные корпоративные отношения выставляются на всеобщее обозрение, а внутренние дрязги скрываются так надежно, что не подкопаться.

Это явление нельзя остановить, большевики пытались всех загнать в колхозы, и чем закончилось? Надо просто беспристрастно контролировать всех, забыв такие слова, как доверие, родственные связи и тому подобное. Какими бы порядочными и кристально честными ни казались замы, они живые люди, и рано или поздно путем шантажа и давления на самые больные точки им сделают предложение, от которого они вряд ли откажутся. И само собой, нужно проводить профилактику таких ситуаций, взяв по умолчанию за правило «презумпцию виновности».

Насколько может снизить накал проблемы входной контроль персонала?

...

Сон Сергей, Генеральный директор Группы Торгово-Производственных Компаний «СытинЪ»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU