Мы столкнулись с тем, что даже топ-менеджер часто не является задачным

Автор: Александр Добровольский, «ATS Tanner Banding Systems AG»

- Как изменит мир бизнеса искусственный интеллект?

  • Само понятие «интеллект» в разных сообществах понимают и трактуют различным образом. Понятие «интеллект», если вы посмотрите историю его возникновения, искусственное изначально — кроме самого слова на латыни, где оно обозначало «ощущение», «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок». Как явление, оно привлекло внимание с течением времени в связи с попытками осознания — какие свойства человека делают его результативным? Что помогает получать прогнозируемый и постоянный результат?

Самое интересное, что на сегодняшний день не существует внятного и общепринятого определения. Есть десятки и сотни различных определений интеллекта. Самое известное и парадоксальное определение дал исследователь явления интеллекта Э. Боринг, он сказал, что интеллект — это то, что измеряется средствами интеллекта. И это — все. Я в свое время делал доклад на тему интеллекта, вот определение, которое я в нем приводил: Интелле́кт (от лат. Intellectus «ощущение», «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок»[1])

Социальный интеллект — это способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия.

В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространенным в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности — такие, как принцип «позитивного многообразия».

Если говорить об изменениях мира бизнеса, то мир бизнеса меняется планово, путем принятия законов и создания ажиотажей. Искусственный интеллект в данном случае — это всего лишь одно из направлений создания ажиотажа. Когда некой технологии повышения эффективности процессов придается флер абсолютности и must have («имей или умри»), в развитие темы вкладываются миллиарды долларов. Ощущение такое, что шум вокруг искусственного интеллекта на сегодняшний день больше связан с маркетинговым ходом, чем с реальными угрозами или изменениями, связанными непосредственно с активным развитием искусственного интеллекта. Таким образом уже неоднократно прокачивались различные технологии за счет восторженных «инвесторов» — вспомните пузыри «доткомов», например. При этом искусственный интеллект играет огромную роль в автоматизации процессов и... в вооружении.

Мир бизнеса — это деловая составляющая нашей общественной жизни: деятельность, направленная на извлечение прибыли. Обычно изменение мира бизнеса сопровождалось большим шумом в связи с технологиями, но на самом деле за этим стояло, если внимательно посмотреть, появление иных воздействий, которые были скрыты шумом вокруг технологий. Все обращали внимание на технологии, но не обращали внимание на то, что за этим стоит и какие цели достигаются.

- Какие преимущества дает искусственный интеллект уже сегодня тем, кто его осваивает и применяет?

  • Если говорить о преимуществах, которые дает искусственный интеллект, а также о его соотношении с миром бизнеса, то что получается? У большинства людей сразу всплывает словосочетание «большие данные». На эту тему написано огромное количество материалов, возникает ощущение привычности и узнаваемости. Хотя, по большому счету, кроме очень небольшого круга специалистов, которые действительно занимаются этим понятием, никто толком не понимает ни сути явления, ни что с ним делать. Но тем не менее BIG DATA воспринимается как некий тренд, must have, который должен все перевернуть. Известно, что «большие данные» работают лишь в массовых процессах и на действительно больших (сотни тысяч и миллионы) выборках данных и при условии относительного постоянства критериев, постоянства среды сбора и применения данных.

BIG DATA — это не абсолют, они всегда соответствуют некой конкретной ситуации, но уже сам сбор данных и начало воздействия на среду сразу начинает менять эту среду.

Довольно много людей относят к искусственному интеллекту различной степени сложности CRM.

Из-за того что термин «интеллект» не определен до конца, термин «искусственный интеллект» еще в меньшей степени определен. Но если мы говорим об искусственном интеллекте, в первую очередь это что-то, что способно «обучаться достижению результата на выборках данных». Большинство CRM этим свойством не обладает. Вероятно, оно постепенно будет встраиваться, по мере того, как CRM с реальными элементами искусственного интеллекта будут доступны не только крупным корпорациям, но и мелким и средним фирмам в силу огромных затрат вычислительных мощностей. На данный момент большинство CRM являются некими подпорками для интеллекта менеджеров, сотрудников, поскольку сами системы не могут чему-либо обучаться. В них закладываются конкретные алгоритмы, и, по сути, они просто алгоритмизируют деятельность сотрудников — какие действия надо выполнить, в какое время, как согласовать свои действия с другими сотрудниками и т.д.

Это достаточно детский алгоритм — создание некой постоянной среды. И он будет работать до тех пор, пока среда будет более-менее постоянной. Как только среда вокруг поменяется, многие алгоритмы, которые заложены в CRМ, перестанут работать. И если в эту CRM не заложены дополнительные алгоритмы, которые позволяют ей корректировать собственные алгоритмы, то она просто станет бесполезной.

Если мы говорим даже об этих CRМ, то нужно понимать, что они реально очень помогают бизнесу. Но в чем смысл их использования? И какой подпоркой для сотрудника они являются? Если посмотреть на таблицу, мы увидим, что основное, что используется в CRM в качестве подпорки для интеллекта, — это то, что они позволяют организовать работу «одношаговых» сотрудников как «алгоритмичных», что дает возможность реализовывать более сложные задачи с применением менее квалифицированного персонала. Более того, хорошо простроенный CRM в случае относительного постоянства среды ведения бизнеса, в которой работает компания, позволяет заменить «задачных» сотрудников алгоритмичными и одношаговыми.

В зависимости от способности получения результата, люди делятся на одношаговых — их действия состоят из одного шага. Самостоятельно выполнить длительную последовательность действий они не могут.

Алгоритмичные, или программируемые сотрудники могут самостоятельно выполнять порученную им последовательность действий (алгоритм). Человек, получив пошаговое описание алгоритма, может по этим шагам пройти и выполнить всю работу.

Задачному человеку ставятся некие условия, и он должен знать, что нужно получить в результате. Дальше он сам в состоянии простроить алгоритм, который приведет его к результату.

На данный момент во всем мире есть проблемы, связанные с образованием. Образование практически во всех странах (в России последние 15 лет, а в Америке порядка 40 с лишним лет) перестало готовить задачных людей. Невозможно найти задачного сотрудника — это реально большая проблема, эйчары плачут горькими слезами. В работе с серьезными компаниями мы столкнулись с тем, что даже топ-менеджер часто не является задачным. В какой-то степени искусственный интеллект — это попытка найти решение этой проблемы. Это основное.

Но есть и проблемы — какие?

...

Александр Добровольский, представитель в странах СНГ компании «ATS Tanner Banding Systems AG».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU