Владимир Якуба, собственник кадровой компании «Том Хант»
Я вижу два основных преимущества, которые дает искусственный интеллект для компаний. Во-первых, руководители, которые не боятся новых технологий и идут в ногу со временем, будут первыми и смогут получить максимум выгоды от использования искусственного интеллекта. Снимут сливки, так сказать, и будут долгое время оставаться лидерами в своей бизнес-нише. Во-вторых, компании, которые будут использовать возможности искусственного интеллекта, выиграют на рынке труда. Они будут выгоднее смотреться на фоне других фирм, ведь они отличаются общей высокой технологичностью. Скажу из своего опыта: сотрудники будут готовы идти к ним, а не к конкурентам, даже если будет предложена более низкая заработная плата. А все потому, что статус и репутация такой организации будет выше в глазах соискателей.
На рынке труда до 2025-2030 года снизится на 5-20% число людей, занятых в сфере телекоммуникации и удаленном общении с клиентами. Но и этот сравнительно небольшой процент может существенно поменять настроение людей. Ведь это сотни тысяч сотрудников, которые могут потерять свои рабочие места. А значит, будут вынуждены переквалифицироваться. Далее, в течение 10 лет (2035-2040 гг.), я думаю, рынок будет меняться кардинально. Не менее 50% сотрудников, связанных со сферой коммуникации, потеряют свои рабочие места, будут вынуждены переобучаться и подстраиваться под рынок труда. Все это связано с тем, что искусственный интеллект заменит огромное количество процессов в компании, направленных на взаимодействие с внешним миром в коммуникации. Уже сейчас в колл-центрах крупных компаний («Билайн», «МТС», «Триколор» и др.) ответы на стандартные и наиболее популярные вопросы от клиентов воспроизводит бот-автомат. При этом отвечать на сложные вопросы и решать нестандартные задачи будут живые люди — сотрудники компании. Соответственно, можно говорить о специалистах с высокими профессиональными знаниями и навыками.
Управленцам прежде всего придется научиться определять задачи и действия компании, которые можно автоматизировать, и начать этим заниматься прямо сейчас. Например, приходит к вам новый сотрудник. Первый вопрос — как его адаптировать. Автоматизируйте эту деятельность. Подготовьте видеосюжеты о работе офиса, типичный алгоритм при работе с клиентами или вводные инструкции. Всю стандартную вводную информацию, которую вы рассказываете каждому новому сотруднику, снимайте на видео и записывайте на аудио. На вашем сайте должен быть максимально подробный рассказ о деятельности компании. Так образом происходит экономия времени и сил сотрудников, а для компаний — это хорошая экономия бюджета. Так вот, умение определить задачи, которые можно автоматизировать — это есть тот самый главный навык для будущего успеха бизнеса.
Уже многие годы я использую автоматизированных ботов, которые получают резюме, анализируют их и собирают информацию по моему конкретному запросу. Затем вся необходимая информация рассылается сотрудникам во все доступные мессенджеры. Это экономит мои силы и время и очень удобно для моих сотрудников.