Управляемость бизнеса повышается именно с помощью корпоративной культуры

Автор: Татьяна Волкова, ГК «Инград»

- Почему корпоративная культура столь важна для успеха бизнеса?

- Корпоративная культура сегодня является одной из самых трендовых тем, про нее модно говорить, читать и обсуждать. Причем когда два человека говорят о корпоративной культуре, далеко не факт, что речь идет об одном и том же. Чаще всего в это понятие вкладывается система корпоративных мероприятий, которые организует компания, порой речь идет о социальном пакете, а иногда и вовсе — о системах контроля и документооборота.

Я никогда не спорю на эту тему, потому что считаю, что, если собственник или генеральный директор компании думают, что корпоративная культура — это система контроля поручений и учета рабочего времени, значит для них она именно этим и является. И в этом случае необходимо начинать работать с компанией, четко понимая, что именно этот момент является исходной точкой и от него надо будет отталкиваться.

Если пользоваться метафорой, что «бизнес — это автомобиль, едущий к цели», то корпоративная культура — это его внешний вид. И речь идет не только о том, в какой машине приятнее ехать, но и о том, что в зависимости от ее класса и назначения создается дизайн.

- Сегодня в успешных компаниях корпоративная культура все же формальна и многие следуют ей показушно, но это не мешает им жить. Это пока, до первого кризиса?

- Да, такое нередко встречается. Я знаю один очень крупный, системообразующий завод, в котором топ-менеджмент включает компьютеры один раз в месяц, чтобы проставить в специальной программе баллы за выполнение целевых показателей. И все они считают, что работают на современном, инновационном предприятии, потому что у них внедрены KPI и они периодически составляют дорожные карты.

Конечно, по сегодняшним меркам развития и прогресса такой подход — это тупик. В таких компаниях наблюдается сильный кадровый голод, падают финансовые показатели и постепенно снижается мотивация сотрудников на результат.

- Каким образом были созданы успешные примеры корпоративной культуры? Какие принципы важны при создании эффективных корпоративных культур?

- Когда мы говорим об успешно выстроенной корпоративной культуре, в голову приходят примеры крупных иностранных корпораций — японских, американских, европейских. Это такие гиганты, как Facebook, Google, Toyota и многие другие.

Есть и отечественные игроки, которые ушли далеко вперед по сравнению с конкурентами и вполне могут служить примером в вопросах планомерного формирования корпоративной культуры. В числе таких можно отметить «Вымпелком», «РЖД», «Яндекс».

Но прежде чем говорить об успешных примерах, давайте сначала обсудим, что означает «успешная корпоративная культура». Это прежде всего та система, которая ведет предприятие наиболее рациональными путями к достижению бизнес-целей и желаемых результатов. Она отвечает ежедневным задачам, принимается сотрудниками и формирует настоящую команду. И, руководствуясь этими критериями, на рынке можно выделить множество не таких крупных, но, безусловно, эффективных и сплоченных компаний.

- Какие ошибки обычно сопутствуют процессу создания эффективных корпоративных культур?

- Прежде всего надо быть честными по отношению к самим себе и компании. Невозможно транслировать своим сотрудникам ложную или «искусственную» информацию. Кроме того, надо понимать, что если группа топ-менеджеров сядет за стол и обсудит: «Мы хотим, чтобы наша корпоративная культура была такой, чтобы все были дружными, эффективными и вовлеченными», а потом напишут об этом на сайте и в корпоративной газете, то это никак не отразится ни на бизнес-процессах, ни на самих сотрудниках. И когда после таких мероприятий ничего не получается, руководители понимают, что невозможно навязать людям свои правила игры.

- Выбор соответствующей целям компании корпоративной культуры — как не наделать ошибок в этом вопросе?

- Самый важный момент, на который следует ориентироваться, — это здравый смысл. В этом отношении мне представляется очень удобной и понятной типология корпоративных культур, согласно спиральной динамике Грейвза. Исходя из нее, если начать кампанию синей корпоративной культуры (правила, иерархия, пунктуальность) в дизайнерском бюро, то в большинстве случае такая инициатива будет обречена на провал. Но если в коммерческом блоке у вас будет формироваться оранжевая корпоративная культура — культура успеха, то это привнесет много новых идей, даст дополнительные возможности, в том числе и финансовые.

- Слабое место в корпоративной культуре — это ее поддержка. Как добиться реальной формы корпоративной культуры, а не ее профанации?

...

Татьяна Волкова, ГК «Инград»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU