Павел Тимец, основатель сети развлекательных центров MazaPark (Санкт-Петербург), GalaxyPark (Смоленск) и FUN24 (Казань)
«При реализации любой идеи, если ты веришь в её успех, надо прогнозировать масштабирование бизнеса».
Примеры каких российских компаний, успешно масштабировавших бизнес, заслуживают внимания?
Если рассматривать близкие и смежные отрасли, можно найти достойные примеры в фуд-ритейле ― «Теремок» и «Крошка Картошка». Это динамично развивающиеся отечественные франшизы. Сетевые кинотеатры «КАРО», «Синема Парк» и «Формула Кино» тоже отношу к компаниям, которые с успехом масштабировались.
Что движет лидерами, которые встают на путь масштабирования?
Стремление развиваться и желание занять нишу, которая может быть занята другими. Если у тебя что-то круто получилось, хочется максимально быстро это развить и закрепить успех.
К примеру, осознав прибыльность нашего первого развлекательного центра, мы запланировали открыть 20 парков за 10 лет. Что нами двигало? Желание быть первыми, завоевать рынок и снять сливки.
Знаете ли Вы о неудачных попытках масштабирования?
Да, но, думаю, некорректно говорить об этом в рамках интервью. К сожалению, таких примеров больше, чем удачных.
Как Вы считаете, почему при расширении бизнеса некоторые компании терпят неудачу?
Приведём пример небольшого успешного ресторана. Заведение с уютной семейной атмосферой, которое приносит высокую прибыль. Владелец запустил бизнес, знает, как им управлять, по именам помнит всех сотрудников и постоянных гостей.
Понимая успешность проекта, он решает масштабировать бизнес и создать клон. Перебрасывает часть команды на новый проект. При этом первый ресторан теряет силы: люди, на которых держатся процессы, занимаются другим проектом. Нехватка кадров ― первая причина, по которой масштабирование может обернуться крахом.
Вторая ― затраты. При запуске сети растут расходы на организационную часть, аренду центрального офиса, филиалов, подготовку документов, регламентирование процессов и т. д. Это огромный пласт работы, к которому бизнесмены не подготовлены. Масштабироваться удаётся только тем, у кого хватает стремлений и запаса сил на преодоление всех трудностей.
Как можно уберечь себя от неудач при масштабировании?
Перед тем как расшириться, необходимо прописать и структурировать все процессы. Важно, чтобы это была не формальная документация, а действительно работающая схема, которая будет понятна любому сотруднику.
Ваши парки аттракционов работают в Петербурге, Смоленске и Казани. С чем Вы столкнулись при масштабировании бизнеса в регионах?
Наличие в нашей стране большого числа регионов с разными климатическими, национальными и религиозными особенностями, безусловно, сказывается на масштабировании. У людей разный менталитет. Например, в Татарстане пятницу принято проводить в домашней семейной обстановке, а в Питере это тусовочный день. Когда мы открыли развлекательный центр в Казани, по пятницам у нас была низкая выручка, а в Санкт-Петербурге ― пятница один из самых прибыльных дней. Подводных камней, о которых вы можете даже не подозревать, масса.
В последнее время ряд сетевых обувных компаний прекратили существование. В чём Вы видите причину?
По аналогии с другими отраслями можно предположить, что повлияло снижение доходов населения и ослабление национальной валюты. Последнее послужило причиной того, что импортные товары, в том числе китайские, выросли в цене. Крах обувных компаний скорее всего вызван тем, что продукция закупалась у китайских поставщиков. Пять лет назад юань стоил 6-7 рублей, сейчас ― 12.
Коррумпированность региональных рынков (перевозки, энергия, земля, проверки) может помешать росту фирмы вширь?
....
Беседовала Кристина Фирсова
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU